Русская линия
Православие и современность Анна Гусева25.09.2007 

Новая жизнь старинных традиций

Архиерейский мужской хор Духосошественского кафедрального собора города Саратова 23 сентября впервые выступил с концертом духовной музыки в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. А Чайковского. Зал, насчитывающий около 1800 мест, был почти полон, и певчие не обманули ожиданий собравшихся. По окончании концерта аудитория рукоплескала, музыкантов не отпускали, они дважды выступали на бис.

В ходе концерта, который продолжался более двух часов, участники хора исполнили около 20 церковных песнопений конца XIX — начала XX века — произведения композиторов так называемой Московской Синодальной школы: А.Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова, В.С. Калиникова, К.Н. Шведова. В программу также вошли произведения современных авторов: регента хора Свято-Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ архимандрита Матфея (Мормыля), регента Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры Владимира Горбика, диакона Сергия Трубачева и других.

Традиции хорового пения

По окончании концерта руководитель хора, регент Александр Занорин рассказал журналистам, что хор начал готовиться к выступлению давно, с апреля: «Когда мне поступило от Московской филармонии это предложение я, честно говоря, испугался. Но все равно ответил согласием. Я много раз выступал на этой сцене, но в качестве певца, а тут — возможность выступить в качестве дирижера, со своим хором, причем достаточно молодым, которому в декабре будет четыре года…».

Идея создания хора принадлежит Преосвященнейшему Лонгину, Епископу Саратовскому и Вольскому, возглавившему епархию по благословению Святейшего Патриарха в 2003 г. «Одним из первых дел Владыки стало создание профессионального Архиерейского хора. Причем мужского, звучание которого более емкое, цельно отражающее главные черты хорового церковного пения», — пояснил Занорин. Он рассказал, что саратовский Архиерейский хор в значительной степени опирается на традиции церковного пения знаменитого хора Троице-Сергиевой Лавры: «У архимандрита Матфея есть определенный стиль, сочетающий и молитвенность, и профессионализм. Мы стараемся стремиться к этому стилю, и продолжать, и развивать, и прививать его у нас на саратовской земле».

Значительное влияние на манеру исполнения хора оказал также Владимир Горбик: «Еще одна лаврская традиция, которую я у него заимствовал, точнее, он мне эту традицию передал, подсказал — это сочетание смешанного, ?микстового? пения и фальцетного. Оно придает произведениям легкость и воздушность».

В то же время А. Занорин подчеркнул, что его цель — сохранить колорит и стилистические особенности саратовского певческого коллектива: «Конечно, есть основы, которые заложены в партитуре — их нужно исполнять, от них никто не отказывается, но кроме академических законов существует еще закон прочтения текста и отображения образности, которая скрыта в сочинении. Допустим, образ Богородицы — светлый, небесный, легкий, здесь возможно фальцетное звучание, чтобы передать состояние легкости, небесного звука».

Говоря о традициях и преемственности в своем деле, Александр Занорин, потомственный хоровой дирижер и выпускник Саратовской консерватории, выразил особую благодарность своему педагогу Людмиле Алексеевне Лицовой, которая руководит Саратовским губернским театром хоровой музыки. Этот театр в настоящее время является одним из ведущих хоровых коллективов в России, отметил он.

О составе участников и надеждах на будущее

Архиерейский хор состоит из профессиональных музыкантов, хотя различных специальностей. В его состав входят «народники», пианисты, струнники, духовики, дирижеры.

Четверо участников хора — клирики Саратовской епархии. Еще четверо — воспитанники Саратовской Православной Духовной семинарии: «Это ребята, которые приходили в хор, даже не зная нот, и для них стало большим шагом вперед исполнение таких сложных, достаточно тяжелых по характеру, по фактуре сочинений, требующих хорошего дыхания, хорошего певческого навыка», — рассказал регент.

В этом году по благословению Владыки Лонгина в Саратове начался набор мальчиков в создающуюся Православную хоровую школу. Высоким образцом для нее служит Синодальное училище — существовавшее до революции духовно-музыкальное учебное заведение, в котором воспитанники, наряду с общеобразовательными предметами постигали искусство духовной музыки и регентское дело.

Мальчики, которые пришли в школу, сами хотят обучаться церковному пению. В основном это дети прихожан саратовских храмов: «Во время прослушивания мы даже удивлялись, что родители порой сами не знали, как талантливы их дети. Вот приходит ребенок, никогда не учившийся музыке, 11−12 лет — и вдруг обнаруживается, что у него хороший голос и слух, талант».

В Саратове Архиерейский хор Духосошественского кафедрального собора в основном, поет, принимая участие в богослужениях, но также дает концерты — два-три раза в год.

Составлением богослужебного репертуара занимается сам регент: «За это время у нас расширился репертуар, мы освоили восемь Херувимских песен, можем свободно стилистически подбирать? программу? в соответствии с духом службы. Если это служба Великого Поста — песнопения более сдержанные, если Пасхальная — светло-торжественные». Большую часть богослужения составляет пение обихода, а стихиры поются знаменным распевом.

О реакции зала

Корреспонденту портала «Православие и современность» удалось побеседовать с посетителями консерватории до начала концерта и в антракте. Отзывы были восторженными.

— Я считаю, это замечательно, что возрождаются традиции русского духовного пения, — сказала одна из слушательниц. — Мы знаем западные образцы — «Реквием» Моцарта или Верди, а наше церковное пение было почти в «подполье», 70 лет это было что-то запретное. Разве это правильно? Это же настоящее искусство, и голоса у нас очень сильные бывают.

— Очень довольна, что появилась возможность слушать такую музыку, — вторит ей другая посетительница. — А то раньше… Были, конечно, концерты церковного пения в Москве и в 1980-е годы, но билетов было не достать. Когда я в райкоме работала, «бегала» на них по «комсомольской» линии.

— Замечательный концерт, — сказали мать и дочь, которые, по их словам, ходят в церковь, любят церковное пение и стараются не пропускать подобные выступления, в том числе, в московском Свято-Даниловском монастыре. — Только вот… Возникает какое-то чувство неловкости — такие песнопения звучат, что хочется встать. Возникало желание молиться.

— Я просто потрясен, — сказал профессор Брайан Генри, президент Международного союза теоретической и прикладной химии IUPAC. — Я сам из Канады, выбрался сюда случайно — меня пригласила на концерт хозяйка дома, в котором я остановился. Никогда не слышал ничего подобного, хоть я и люблю музыку. У этого хора такой широкий диапазон голосов, каждый исполняет свою мелодию, а поют — как один человек! Это нечто уникальное, что-то такое, что Россия должна сохранять и дарить всему миру.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4304&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru