Российский Собор Православных Предпринимателей | Протоиерей Анатолий Малинин | 25.09.2007 |
Подобно тому, как в древности израильтяне были водимы облаком, так для христиан Божия Матерь является тем чудесным облаком, которое ведет нас в Царство Божие. Облако, которое вело израильтян, было столь чудодейственное, что одновременно было и светлым, и темным. Оно было светлым для людей израилевых и темным для неверных египтян, одним для перехода через морскую пучину, а другим для препятствования в преследовании. Это облако чудесно изменялось и сообразно нуждам людей израильских, так ночью оно было огневидным для освещения, а днем защищало от солнечного зноя. Вместе с тем, оно было путеводителем в обетованную землю, ибо когда оно двигалось, двигались и израильтяне, когда же оно стояло, стояли и люди. Подобным образом и мы, новый Израиль, имеем такое облако, данное нам Богом, в защищение и помощь, имеем Пресвятую и Преблагословенную Деву Марию, которую видел блаженный Андрей вместе со своим учеником Епифанием в храме.
Это чудесное явление Божией Матери произошло в середине десятого века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в пятом веке. В воскресный день 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую, наподобие молнии, славу Господню, по отшествии же Ее сделалось оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».
Светлый покров Божией Матери, который Она простерла над народом и сопровождающая его благодать — это светлое облако просвещает нас Божественным светом и помрачает наших гонителей. Это облако светит нам в нощи греховной, как луна в нощи естественной, чтобы мы не уклонились с пути к земле обетованной в пустыню вечной погибели. Осеняет нас покровом своим во время зноя праведного гнева Божия, чтобы ярость Его не попалила нас. Простирает над нами преблагословенная Матерь пречистые свои руки с омофором на воздухе, созывая под кров крыл милости своей, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых, как птица обычно созывает своих птенцов, простерши крылья и желая сохранить их от хищников и согреть их. Господь наш Иисус Христос на Голгофе святой апостол Иоанн Богослов, а в лице его и весь христианский род был усыновлен Матери Божией, поэтому Она как мать и заботится о каждом христианине и особенно о тех, которые, страдая, призывают Ее на помощь.
Личная жизнь Божией Матери была исполнена многих лишений, переживаний и страданий. Особенно Она переживала и страдала, когда распинали Ее Сына Иисуса Христа. А когда все переживания и страдания кончились и сменились небесной радостью и славой небесной, и после Ее успения Она стала Царицей неба и земли, тогда Она, понимая все страдания человеческие и сделавшись матерью христиан, стала помогать каждому страждущему человеку. Божия Матерь не судит род человеческий, а лишь жалеет и старается Своим ходатайством умилостивлять праведный гнев Божий на грешников. Для падших, для слабых, для отчаявшихся и всеми презренных Она оставляет Свое небесное царство и невидимо ходит по земле. Тот самый Андрей Блаженный, которому было чудное видение Богоматери, распростершей над молящимся народом Свой омофор, был однажды восхищен в рай, и Ангел водил его по обителям рая. Много видел он обителей разных святых и спросил, наконец, почему он не видит нигде Царицы небес. «Ее нет здесь, — отвечал Ангел, — Владычица отошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных».
Величия и славы Божия Матерь достигла Своими добродетелями, среди которых особенно выделяются это — любовь к Богу, смирение и чистота девства и чистота душевная, она не имела никакого греха. Дева Мария с юных лет возлюбила Господа Бога, особенно эта любовь укрепилась у Нее, когда Она воспитывалась при храме, где провела все Свое детство в чтении Слова Божия, в молитве и в труде. Как Пречистая Дева возлюбила Бога, сего не может изъяснить никакой язык, не может постигнуть никакой ум, ибо любовь есть одна из неведомых тайн сердечных, одному Богу известная. Любовь к Богу есть то расположение духа, в котором человек, услаждаясь Богом, как высочайшим благом и совершенством, стремится уподобиться Ему через исполнение святой воли его и достигнуть блаженного соединения с Ним.
Господь Бог заповедал человеку любить Бога всем сердцем, всей душою, всею мыслию своею. И эта заповедь есть самая первая и большая. Божия Матерь исполнила эту заповедь. Ведь Она с малых лет возлюбила Господа и все мысли и все чувства были направлены ко Господу Богу, и Она не искала проявить Свою волю в чем-либо, но всегда старалась исполнить волю Божию. Дева Мария была исполнена глубокого смирения, о котором Она сказала в беседе с праведной Елизаветой, что Господь «призрел на смирение рабы Своей». И это смирение проявлялось во всю Ее жизнь, и особенно это видно в словах, которые Она сказала Архангелу Гавриилу во время Благовещения: «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лук. 1, 38). Она со смирением и кротостью служила Сыну своему до самой Его Голгофской смерти и терпеливо переносила вместе с Ним все, что и Он переносил.
Святитель Дмитрий Ростовский говорит, как бы от лица Божией Матери: «Я не достойна не только быть, но и называться Матерью Господа, Творца Моего, не достойна не только соцарствовать, но и предстоять Ему, не достойна не только носить Его во утробе Моей или на руках Моих, но даже взирать на пресветлое лицо Его, на которое не смеют взирать и серафимы. Пусть я буду одной из служащих Ему рабынь: «Се раба Господня». О, глубина смирения! Глубина «неудобозримая и ангельскими очима!».
Таким глубочайшим смирением она сподобилась превысочайшей чести нетленного материнства, быть Божией Матерью. Тем же смирением Она взошла на небеса и возведена со славою на престол царствия, где пребывает смирение, и откуда была низвержена гордыня. Божия Матерь есть Приснодева, Она до рождества была Девой и после рождества до самого Ее успения осталась Девой.
Святитель Амвросий говорит: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения… трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ея было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель». Девство Приснодевы толкует этот святитель как явление особой, Ей только свойственной благодати, как производное от дара целомудрия. «Дева Мария непостижима в Своем превосходстве над всею природою, Она выше природы. В Ней было столько благодати, что Она не только в Себе Самой могла вызывать обнаружение непорочности, но даже и в тех, на которых взирала».
И мы знаем, что особенно преподобные отцы молились Божией Матери, как например, преподобный Серафим Саровский в своей келье имел одну только икону Божией Матери, перед которой он молился и перед которой он скончался. Божия Матерь является образцом целомудрия, в котором нуждаются не только девствующие, но и вдовствующие и живущие в браке. Эти три основных добродетели: любовь к Богу, смирение и целомудрие были в совершенстве у Божией Матери. И если мы, христиане, дерзаем называть Ее своей Матерью, то мы должны и иметь эти же добродетели, подражая Ей.
В настоящее время, когда в нашей стране происходит возрождение нравственности на основании духовных ценностей, которые мы потеряли в период воинствующего безбожия, нам необходимо вспомнить Святую Русь и те святые личности, которые старались подражать Божией Матери в своей святости и самоотверженной любовью к людям.
Княгиня Евдокия, супруга князя Дмитрия Донского, была верной помощницей не только в хозяйственных делах и княжеских, но особенно она была помощницей в духовной жизни. Она вдохновляла своего мужа на битву с татарами. В народных сказаниях эта пора увековечена и сложены стихи, выражающие чувства Евдокии в эти дни. С другими московскими женщинами благоверная великая княгиня помогала русской рати, бившейся на Куликовом поле, своими горячими молитвами, прося небо и московских чудотворцев ополчиться против неверных. Рано схоронив своего мужа, Евдокия жила подвижницей в честном вдовстве, но скрывала от людей свои подвиги. Имея тело, изсохшее от поста, чтобы прикрыть свою худобу, носила на теле по несколько одежд, придававших ей вид тучности, и являлась всюду в пышности своего сана. Воспитав пятерых сыновей, княгиня приняла монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге проходили последние годы ее жизни. Однажды, незадолго до конца ее жизни, она шла в Вознесенский монастырь, один нищий слепец стал просить ее даровать ему зрение. Княгиня украдкой подала ему рукав своей одежды, которым он утер лицо и прозрел. Она, совершив свой земной путь, почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре. Она причислена была к лику святых.
Приведу еще один пример из истории нашего Отечества служения и самоотверженной любви к народу. Во время Смутного времени при царе Борисе Годунове в селе Лазаревском в четырех верстах от города Мурома во время страшного голода прославилась своим милосердием блаженная Иулиания Осоргина, вдова помещица. Она распродала все и кормила хлебом, купленным по дорогой цене не только свою челядь, но и всех просивших у нее милостыни. Когда великая нищета умножилась в ее доме, она собрала всех крестьян и предложила им свободу, и они могли разойтись кто куда хочет. Но многие крестьяне не захотели никуда уходить и решили быть верными рабами своей хозяйки. Оставшимся крестьянам она велела собирать траву лебеду и кору с дерева вяз и из этой смеси печь хлеб, и таким хлебом она сама питалась, кормила своих детей, а также питались и оставшиеся крестьяне. Ее молитвою этот хлеб был приятным и никто не изнемогал от голода. Тем хлебом она и нищих питала, и никого из дома не отпускала не накормивши, а нищих в то время было бесчисленное множество.
Соседи говорили нищим: «Что к Юлиании в дом ходите? Она и сама-то голодает». Нищие отвечали: «Много селений мы обходили, и чистого хлеба собирали, а такого вкусного хлеба, как у этой доброй вдовы, мы еще нигде не вкушали». И соседи для испытания посылали к ней за хлебом, ели его и дивились, что такой вкусный был хлеб, а того не разумели, что молитвою ее хлеб был вкусным. Могла бы она умолить Бога, чтобы не оскудевал дом ее, но не противилась смотрению Божию, терпя благодарно и ведая, что терпением приобретается Царствие Небесное. И терпела в той нищете два года, не опечалилась, не смутилась и не изнемогла нищетою, но была еще веселее прежнего.
И, вообще, древнерусские женщины, воспитанные в православной вере, отличались милосердием, всепрощением, кротостью и благочестием. Они, исполненные любовью к Господу Богу, самоотверженно служили своим семьям и всем людям, которые нуждались в их любви, а их любовь вдохновляла на ратные подвиги мужей и зажигала сердца детей любовью к Господу и людям. Они подобно Божией Матери простирали свою любовь на людей, которые так нуждаются в ней. Божия Матерь Своим Покровом простирает Свою милость над всеми христианами. Таким же образом и наши древнерусские жены простирали свою любовь и самоотверженное служение своему народу.
В настоящее время, когда происходит распад семьи, общества и страны, нам необходимо обратиться к Небесному Царству и идти к Нему, а Божия Матерь, подобно облаку, которое вело древний Израиль и обетованную землю, поведет и поможет нам на этом пути.
http://www.rspp.su/pravoslavie/malinin/blagochestie_womens.html