Фонд стратегической культуры | Андрей Арешев | 22.09.2007 |
18 сентября по результатам переговоров в Лондоне с представителями «тройки» посредников «премьер-министр» Косова Агим Чеку сказал: «Думаю, что мы были предельно ясны. Независимости мы практически уже добились. И не ее мы требуем на данном этапе процесса. Независимость — это отправная его точка». При этом даже западные издания не скрывают, что край влачит жалкое существование. От 40 до 50 процентов населения не имеет работы и вынуждено заниматься натуральным хозяйством либо контрабандной торговлей1. Разумеется, не только официальный Белград, но и все сербы никогда не согласятся на образование на исторической сербской территории бандитского анклава, метастазы которого неизбежно распространятся на Южную Сербию, Черногорию, Македонию и другие соседние государства. Не согласится сербское руководство и на раздел Косова, по-прежнему полагая единственным возможным вариантом широкую автономию края в составе Сербии в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН N 1244.
Сложившаяся патовая ситуация заставляет власти Евросоюза изображать лихорадочную деятельность, хотя не видно, чтобы она могла дать хоть какие-то положительные результаты. Возможно, во время очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и пройдут закулисные консультации, но слабо верится в их результативность. Авторитет международных организаций, таких, как Совет Безопасности ООН, будет в случае одностороннего признания Косова подорван окончательно, ибо для всех станет очевидно: резолюции уважаемой международной организации принимаются скорее для отвода глаз, а выполнять их изначально никто не собирался.
Возникает серьезный вопрос: какова будет позиция Москвы в случае одностороннего провозглашения независимости Косова и возможного признания отторгнутого от Сербии края со стороны некоторых государств? Ответ: единственным логичным шагом со стороны России станет полноформатное международно-правовое признание Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств. Необходимые предпосылки для этого существуют. С точки зрения российских национальных интересов, это именно тот разумный шаг, который Москва не просто может, а обязана предпринять.
Долгое время в российском руководстве относились к вопросу о возможном признании Абхазии и Южной Осетии с известной долей осторожности, предпочитая не замечать важных политико-правовых аргументов в пользу такого шага. Причины этого следует искать как в рецидивах внешнеполитической сумятицы 1990-х годов, так и в попытках найти компромисс с официальным Тбилиси и стоящей за его спиной администрацией США2. Однако сейчас уже ясно, что компромиссы понимаются нашими заокеанскими партнерами исключительно в одном смысле — как неуклонное следование в русле их собственной политики. Так, к следующему саммиту НАТО, который состоится в 2008 году в Бухаресте, Грузия будет готова перейти к Плану Действий по вступлению в НАТО, а там недалеко и до полноправного вступления в альянс. Фактический провал переговоров относительно совместного использования Габалинской РЛС в Азербайджане стал еще одним тому подтверждением. Непонятно, стоил ли визит американцев в Габалу с заведомо известным результатам серьезно подпорченных российско-иранских отношений и доверия к Москве со стороны других стран исламского мира. Однако если нам требовалось получить еще одно «нет» от США, то теперь мы его получили.
Быть состоятельной может лишь такая внешняя политика России, которая руководствуется исключительно российскими национальными интересами. Другого ориентира нет. Эта самоочевидная истина вытекает и из Мюнхенской речи В.В. Путина, и из последующих шагов Москвы в военно-политической сфере (выход из ДОВСЕ и др.). Мы предполагаем, что избранная внешнеполитическая линия найдет продолжение и во взаимоотношениях с самоопределившимися республиками (де-факто новыми независимыми государствами) на территории бывшей Грузинской ССР.
Сегодня в Грузии уже началась предвыборная борьба, которая может иметь самые непредсказуемые последствия для Кавказского региона. Ситуация осложняется не только тем, что соревноваться будут, по всей видимости, сторонники «ястреба» Михаила Саакашвили и еще более «отмороженного» Ираклия Окруашвили. В условиях жесткого временного цейтнота — до одностороннего провозглашения косовской независимости — нынешние тбилисские власти вполне могут решиться на «маленькую победоносную войну», которая, в их глазах, существенно укрепит их позиции. Напомним: именно Саакашвили неоднократно обещал своим падким на такие посулы избирателям вернуть мятежные республики в состав Грузии за время своего первого президентского срока, а срок уже подходит к концу. Вот и сейчас в Гори (в непосредственной близости от Южной Осетии) начались аресты чиновников, формально — под предлогом финансовых нарушений, а согласно одной из версий — по причине их тесных связей с бывшими министром обороны Окруашвили. И гарантии того, что «антикоррупционная» операция не трансформируется в военную акцию против Южной Осетии, не может дать никто. Напомним, вторжение грузинских формирований в августе 1992 года в Абхазию имело в качестве предлога «защиту транспортных коммуникаций».
Очередной неудавшейся провокацией стал так называемый «марш мира» на Цхинвал, планировавшийся грузинскими властями. Технология подобных маршей была отработана в 2004 году в Аджарии: там под прикрытием толпы, состоявшей в основном из жителей других регионов Грузии, на территорию республики просочились сотрудники спецслужб, нейтрализовавшие аджарских силовиков3. Однако, если аджарцы все же тоже были грузинами, то в Южной Осетии события могут принять трагический поворот. Уже к концу текущего года грузинские вооруженные силы планируется увеличить на треть — с 60 до 90 тысяч (вместе с резервистами). Против кого будет использована эта внушительная по региональным меркам армия — гадать не приходится. Вечером 20 сентября грузинские диверсанты атаковали базу абхазской армии в Гальском районе, есть убитые и раненые. Нет сомнения, что пока позиция Москвы остается неопределенной, провокации со стороны Тбилиси будут нарастать подобно снежному кому. И количество рано или поздно перейдет в качество — в вооруженную агрессию против самоопределившихся республик. А эскалация военных действий может привести к неконтролируемым последствиям.
До сих пор многие шаги, предпринимаемые Москвой на Кавказе, носили инерционный и непоследовательный характер. Официальное признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии отрезвит «горячих грузинских парней» и тем самым изменит в пользу России геополитическую ситуацию на Кавказе, важную и с точки зрения сохранения спокойствия в южных регионах нашей страны. Ведь в случае продолжения нынешнего курса грузинского руководства эскалация террора в Ингушетии может показаться «цветочками», особенно с учетом того, что в Грузии создана беспрецедентная правовая база для пребывания американских воинских контингентов на территории этого соседнего с Россией государства. Это как если бы Китай стал обустраивать свою военную инфраструктуру в Мексике, в паре десятков километров от Рио-Гранде…
Для того, чтобы окончательно преодолеть порочную логику геополитического отступления, в том числе на Кавказе, мало будет одних заявлений со Смоленской площади. Свое веское слово предстоит сказать Кремлю. При этом признание Абхазии и Южной Осетии останется пустым звуком, если не будет носить комплексного характера (включая возможные военные меры).
С разных сторон нам настойчиво внушают, что такой политико-дипломатический шаг России приведет, якобы, к тяжелым для нее последствиям. Те, кто это внушают, втайне надеются, что после переизбрания главы Российского государства в 2008 году внешняя политика нашей страны вернется в «лучшие» ельцинско-козыревские времена. Дескать, надо только переждать до весны 2008-го. Однако при трезвом рассуждении понятно, что никаких серьезных последствий (вой прессы в нескольких столицах не в счет) официальное признание Россией независимости Республики Абхазии и Республики Южной Осетии не повлечет. Антироссийская риторика в западных СМИ во всех случаях будет продолжаться (она давно стала неотъемлемой частью американской и европейской политической культуры), и тем более это будет происходить сейчас, когда в Брюсселе фактически объявили войну «Газпрому».
Ответ на вопрос, что надлежит делать Москве после того, как Запад, игнорируя позицию Сербии и России, признает криминальный режим албанцев-косоваров в качестве «независимого государства», самоочевиден: официально признать, наконец, новые независимые государства, существующие на территории бывшей Грузинской ССР уже полтора десятка лет.
2 Свою роль играли и позиции прогрузинского лобби, в последние годы несколько пошатнувшиеся.
3 М.Перевозкина. Грузия. Перезагрузка. Профиль N 34. 17 сентября 2007 г.