Русская линия
Седмицa.RuИеромонах Игнатий (Шестаков)18.09.2007 

Священномученик Петр, митрополит Дабро-Боснийский
Добродетельный зодчий и мученик Христов

Многострадальная земля сербской Боснии и Герцеговины на протяжении веков обильно обагрялась кровью мучеников за Христа. Особенно трагичным в этом отношении было время турецкого владычества, но не стал исключением в этом отношении и XX век, когда Сербскую Церковь постигли не меньшие испытания. Во время Второй мировой войны земли Боснии и Герцеговины были включены в состав марионеточного Независимого Государства Хорватия.

В разгар фоне кровавого террора в отношении православного духовенства, не могла остаться незамеченной и фигура митрополита Добро-боснийского Петра, являвшего собой образ истинного патриота, идеал сербского архиерея, народного вождя и верного пастыря стада Христова.

Владыка Петр происходил из самого сердца сербской Герцеговины. Его отцом был прославленный народный герой, священник и воевода Богдан Зимоньич, участник знаменитого восстания 1875 года. По примеру своего отца владыка Петр всю свою жизнь был неразрывно связал с судьбой православного народа Боснии и Герцеговины.

Йован Зимоньич родился 24 июня 1866 года в Грахове. Получив начальное образование в родном доме, он в 1887 году закончил семинарию в Рельево и поступил на Православный богословский факультет в Черновцах. В 1892 году он с успехом защищает диплом и проводит год в Венском университете. В 1893 — 1901 гг. уже преподает в Богословском училище в Рельеве. 6 сентября 1895 года принимает монашеский постриг с именем Петр в монастыре Житомислич. В течение двух последующих дней происходит его рукоположение в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. Неутомимый труженик и талантливый педагог, отец Петр пользовался особой любовью семинаристов. Он был скромен, любезен в обхождении и искренен. 20 июля 1901 г. иеромонах Петр назначается консисториальным советником Дабробоснийской митрополии, в 1903 г. производится в архимандриты. На этой должности его и застало избрание митрополитом Захолмско-Герцеговинским. Известие об этом избрании было встречено в православной Герцеговине с особым воодушевлением. 27 мая 1903 года в кафедральном соборе Мостара состоялось хиротония нового владыки. В торжественном богослужении приняли участие три православных архиерея, на торжествах присутствовал австрийский имперский комиссар барон Апель и около 300 народных депутатов.

Новому архиерею предстояла нелегкая задача — восстанавливать запущенную епархию и одновременно вести тяжелую борьбу с австрийскими властями за сербскую автономию в сфере школьного образования. Борьба эта в известной мере завершилась в 1905 году, после чего митрополит Петр мог больше времени посвятить работе церковных органов, постройке храмов и организации сербских школ. Владыка приступил к активному церковному строительству в Герцеговине. Помимо многочисленных храмов, им был построен большой митрополичий двор в Мостаре, а в монастыре Житомислич открыто монашеское училище.

В это время в Боснии и Герцеговине произошло несколько крупных политических событий, негативно повлиявших на положение Сербской Церкви и народа. В 1908 г. Австро-венгрия произвела аннексию Боснии и Герцеговины, и надежды на скорое освобождение от иностранного владычества рухнули. Затем последовала череда Балканских войн, а начало Первой мировой войны было ознаменовано арестами, убийствами и террором в отношении православного духовенства. Несколько священников вверенной владыке Петру епархии были убиты или казнены, а другие окончили свои дни в концентрационных лагерях. Несмотря ни на что сам митрополит Петр во время войны оставался на своей кафедре и делал все возможное, чтобы облегчить положение своей паствы. Патриот, бесстрашный защитник народных и церковных интересов, он неоднократно проявлял готовность идти до конца. Накануне объявления Австро-венгрией войны Сербии, митрополит Петр во время беседы в кафедральном соборе требовал от присутствовавшего австрийского генерала, чтобы власти прекратили изгнание сербов Боснии и Герцеговины, обещая в противном случае обратиться к императору или призвать сербский народ к восстанию. Во время разразившегося голода владыка собирал детей и отправлял их в более благополучные районы.

После Первой мировой войны на карте мира появилось новое государство — Королевство сербов, ховатов и словенцев, получившее в последствии название Югославия. Босния и Герцеговина вошли в его состав, и владыка Петр активно включился в работу по объединению частей Сербской Церкви.

После окончательного восстановления патриархии владыка был перемещен в Сараево на митрополичью Дабро-боснийскую кафедру, продолжая при этом осуществлять административное управление Захолмско-герцеговинской епархией. Его деятельность по-прежнему была направлена на евангельское благовестие, проповедь мира и добрососедства в многонациональной Боснии. Многие боснийские мусульмане и католики хорваты хорошо знали и уважали владыку. Когда владыка отправлялся на прогулку через мусульманский квартал, местные торговцы и ремесленники выходили, чтобы с почтением поприветствовать его. Каждое Рождество он лично посещал и поздравлял местного католического архиепископа.
За время его управления митрополией было построено и освящено множество новых храмов и колоколен. Перед Второй мировой войной в Новом Сараево по проекту архитектора Александра Декоро был воздвигнут великолепный храм Преображения Господня. В планах у митрополита было строительство семинарии в Сараево, но начало войны не позволило этому осуществиться. В Дабро-боснийской митрополии плодотворно действовало «Братство святого Саввы», занимавшееся распространением книг и журналов религиозно-нравственного содержания и организацией лекции.

Под руководством Церкви осуществлялись благотворительные акции, действовали детский дом, детский сад и столовая для сирот. Особое внимание владыка уделял преподаванию Закона Божьего, уроки которого сам нередко посещал. Владыка Петр установил удивительную гармонию в отношениях с духовенством и народом, им было рукоположено около 40 священников. За свои труды владыка был награжден орденом Святого Саввы I степени, звездой Карагеоргия и орденом Белого Орла IV степени. О степени авторитета митрополита Петра говорит то, что во время избрания нового предстоятеля Сербской Церкви в 1938 году, он был одним из главных кандидатов на патриарший престол.

Нападение Германии и ее союзников на Югославию в апреле 1941 г. застало митрополита Петра на кафедре в Сараево. Из-за сильных бомбардировок владыка на некоторое время покинул город, но 21 апреля уже вернулся в свою резиденцию. В это время в Сараево уже орудовали отряды усташей, повсюду проходили аресты и погромы, но желание быть со своей паствой, превозмогло предостережения близких. О мужестве архипастыря говорит то, что в это время он уже знал об убийстве его собрата епископа Банялукского Платона (Йовановича). Получая советы перебраться в более безопасное место, митрополит наотрез отказывался от подобного рода предложений: «Там где я делил с народом добро, я точно также разделяю с ним зло и поэтому должен разделить с народом судьбу и остаться на своем месте».

27 апреля 1941 года в здании митрополии провели обыск гестаповцы. Один из немецких офицеров спросил у владыки: «Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?», — добавив при этом, что за это владыку следовало бы убить. На оскорбительные обвинения в отношении сербских архиереев митрополит Петр смело ответил: «Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь…».

Одним из первых официальных распоряжений властей «независимой» Хорватии стал запрет употребления кириллицы. В начале мая 1941 усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале, звонил митрополиту Петру требовал, чтобы он дал распоряжение своему духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу.

Надписи на официальных документах и печатях должны были быть срочно заменены на латиницу. При этом Брале заявил, что если в назначенное время это не будет сделано, ответственность ляжет непосредственно на владыку. Ответ митрополита Петра был краток: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а, кроме того, война еще не окончена». После войны обвиняемый в аресте митрополита Петра Божидар Брале предстал перед судом. На процессе он отрицал свою причастность к расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: «…по показаниям свидетелей Зимонич исчез после телефонного разговора с обвиняемым, во время которого обвиняемый кричал на Зимоича и угрожал ему…».

Твердая позиция архипастыря проявилась и в его отказе совершить благодарственный молебен в честь главы усташского государства палача Анте Павелича. Отдавая себе отчет в происходящем, владыка ожидал ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом.

12 мая 1941 г. в митрополию пришли усташские полицейские и увели владыку Петра в свое управление, откуда митрополит был отправлен в общую тюрьму. 17 мая владыка был доставлен в Загреб и помещен в полицейскую тюрьму. По свидетельству одного из его сокамерников, несмотря на сильную усталость и преклонный возраст, владыка держался мужественно, и своим поведением влиял на настроение других арестованных. Из Загреба владыку перевели в лагерь Керестенац, где его обрили, отняли мантию и подвергли жестоким издевательствам. Позднее митрополит Петр был отправлен в концентрационный лагерь Госпич, где его опять ждали пытки и издевательства. По свидетельству очевидцев, его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, издеваясь, заставляли произносить проповеди перед заключенными.

Дальнейшая судьба митрополита доподлинно неизвестна. На протяжении 1941−1942 гг. Священный Синод Сербской Православной Церкви неоднократно пытался выяснить судьбу архиерея и добиться его освобождения, но безрезультатно. По одной из версий митрополит был переведен из Госпича в лагерь Ядовна, где был зверски убит ударом молотка по голове, после чего его тело было сброшено в одну из пропастей, ставших могилами для тысяч невинных жертв. По другой версии митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац, а его тело сожжено в печи для обжига кирпичей. Место погребения священномученика так и осталось неизвестным. Однако бесспорным является то, что он принял мученическую кончину за Христа и верность Православию, до конца исполнив слова Спасителя: «Пастырь Добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10.11)

Память о владыке Перте, народном герое и мученике, навсегда осталась в сердцах его верной паствы. В 1982 году, в связи с 40-летием мученической кончины владыки Петра, его наследник на Сараевской кафедре митрополит Дабробоснийский Владислав Митрович писал: «Благодаря своей доброте, благородному сердцу, митрополит Петр пользовался большим авторитетом у всех горожан, не взирая вероисповедание и национальность… Проповедуя любовь, всепрощение и милосердие, он мученически положил живот свой…. Да будет вечная слава и хвала митрополиту Петру-мученику!»

В 1998 году Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви прославил митрополита Петра в лике священномучеников. Сейчас в его честь построено уже несколько храмов. Протоиерей Иван Гргур, священник из родного края священномученика Петра говорил о нем: «Всякое житие, не только святых, но и простых людей имеет две стороны — земную и небесную, телесную и духовную. Митрополит Петр шел путем герцеговинских людей и героев, подобно своему отцу воеводе Богдану, но неоспоримо, что к нему можно применить биографию святых людей. Он был и народный человек, и добрый пастырь стада Христова, добросовестный достойный добродетельный зодчий, строитель и труженик в винограде Господнем, соединивший в себе сущность православной веры с сущностью народной души… он был человеком мягкой природы, полный такта и ума: его труд был спокойным, монашеским, преданным Богу, Церкви и народу. Личность выразительно светлого характера, которая поэтому и заняла особое место в тяжелые времена. Человек, чье имя и дело глубоко врезалось в душу и сердце сербского народа. Старательный собиратель духовной и моральной силы в себе самом и лучший выразитель этой силы в широком церковно-народном плане. Всей своей жизнью и деятельностью митрополит Захолмско-Герцеговинский и Дабробоснийский Петр Зимонич принадлежит к числу наиболее значительных и заслуженных личностей Сербской Церкви и народа сербской Боснии и Герцеговины».

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=46 542&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru