Русский дом | Александр Кадашевский | 15.09.2007 |
Он родился в Санкт-Петербурге в семье врача. Вскоре после рождения Михаила семья переехала в Иркутск, где прошли его детство и юность. Он рос талантливым ребёнком, хорошо пел, лепил, рисовал, серьёзно интересовался естественными науками. В 13 лет Герасимов приходит в анатомический музей при медицинском факультете Иркутского университета. Судебный медик профессор А.Д. Григорьев и анатом профессор А.И. Казанцев сочувственно отнеслись к научному увлечению мальчика, который твёрдо решил идти по стопам Ж. Кювье и создавать по черепам древних людей их скульптурные портреты. Работа в морге, природная наблюдательность и зрительная память способствовали накоплению знаний о связях мягких тканей лица и костей черепа. С 1922 года, ещё школьником, Михаил начинает работать в Иркутском краеведческом музее, обрабатывая коллекции и участвуя в экспедициях.
Первый экзамен на научную зрелость Герасимова — раскопки палеолитической стоянки, а свои первые реконструкции он создал в 1927 году по черепам питекантропа и неандертальца. Стремление определить степень приближения к подлинности в создаваемых портретах побудило Герасимова осуществить ряд проверочных работ, проведя реконструкцию современных людей, прижизненные изображения которых сохранились. Контрольные опыты подтвердили эффективность создаваемого им метода и возможность достижения с его помощью портретного сходства. Соподчинённость формы лицевого скелета и элементов внешности оказалась значительно большей, чем было принято думать прежде.
В 1932 году Герасимов переезжает в Ленинград, где поступает в аспирантуру Государственной академии истории материальной культуры, работает в реставрационной мастерской Эрмитажа. Работая в Ленинграде и позднее в Москве, Герасимов продолжает археологические изыскания в Прибайкалье и Забайкалье. Война застала Герасимова на раскопках мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, где он в составе большой научной экспедиции исследовал гробницу и останки великого Тимура (Тамерлана). После войны Герасимов продолжает работу в институте, параллельно занимаясь разработкой метода восстановления лица по черепу. В 1950 году Михаил Михайлович был удостоен Государственной премии (бывшая Сталинская) и в том же году создал в Институте этнографии АН СССР лабораторию пластической антропологической реконструкции, которой руководил до своей смерти. В 1956 году он защитил докторскую диссертацию.
Получив заслуженное признание, Герасимов берётся за восстановление облика давно ушедших от нас выдающихся личностей. Одна из его этапных работ — бюст недавно канонизированного адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. Могила и скульптура Фёдора Ушакова на ней — настоящие святыни, как считают мордовские краеведы. «История этой скульптуры интересна, — говорит директор Темниковского историко-краеведческого музея Николай Зараев. — 18 августа 1944 года, ещё во время Великой Отечественной войны, в Темников из Москвы прилетел знаменитый скульптор Михаил Герасимов. Именно под его руководством перекопали весь монастырский двор в поисках могилы Ушакова. Нашли её только после того, как из соседней Алексеевки привезли 92-летнего старца. Он-то и указал точное место захоронения, над которым до революции стояла часовня. Когда разрыли одиночный склеп, из гроба достали хорошо сохранившийся череп, а вот кости буквально рассыпались в прах. Но не это повергло в шок Герасимова. Выяснилось, что гробницу уже вскрывали: череп лежал на сапогах. Но ворам ничего и не могло достаться: погребли великого флотоводца без его наград».
Герасимов вновь появился в Темникове два года спустя. Собрал народ, прочитал лекцию о своей уникальной технологии, а напоследок подарил гипсовый бюст Ушакова старинному городу. Он хранится в районном музее. Через шесть лет появилась его чугунная копия, сделанная самым опытным в те времена мастером Темниковского чугунолитейного завода Валентином Дворниковым.
Целая галерея исторических лиц глядят на нас из глубины веков: безвестная вятская девушка и Ярослав Мудрый, сын Юрия Долгорукого от половчанки Аепы Андрей Боголюбский и полководец Тимур, средневековый учёный Улугбек и сам Иван Васильевич Грозный с сыном Фёдором — все работы мастера трудно перечислить. Учёный и созидатель сумел приблизить к нам легендарные персонажи, придать им реальные земные черты и внушить спасительную мысль: всё прошедшее — не кануло бесследно, цепь поколений — беспрерывна и физически ощутима. Но Михаил Михайлович был не только замечательным антропологом и скульптором, но и археологом-практиком, работавшим во многих районах СССР и создавшим собственную школу. Он воспитал многих полевых исследователей и теоретиков. Его основные принципы обучения молодых специалистов: доброжелательность, доверительность, искренний интерес и глубокая увлечённость — могут считаться постулатом для современных наставников. Не руководить, а советовать — самый трудный, но и самый благородный и гуманный принцип обучения. Жизнь Герасимова была полна исследованиями, поисками, открытиями и высоким творческим накалом. Ему пришлось пережить недоверие и непонимание, равнодушие, граничащее с пренебрежением, прежде чем пришло заслуженное признание. И теперь притягательная сила личности Михаила Михайловича Герасимова, захватив нас однажды, уже не оставит никогда.