Русская линия
Известия Елена Ямпольская13.09.2007 

Жизнь без основы

С «Основами православной культуры» решено бороться наиболее подлым способом — бить рублем. В этом чувствуется издевка, причем даже и не тонкая: «Раз вы такие святоши, зачем вам деньги? Работайте за идею».

Работать за идею наши высокооплачиваемые чиновники предлагают школьным педагогам. Это стороннему уху «компонента» кажется понятием отвлеченным. На самом деле до вторника вопрос стоял так: или региональная компонента и деньги на преподавание из областного бюджета, либо компонента школьная и финансирование «из внутренних ресурсов», если таковые в школе изыщутся.

В России было крайне мало регионов, где под ОПК выделялась строка в бюджете. В России было очень мало школ, способных материально поддержать педагога, если он в дополнение к профильному предмету изучил еще и курс «Основ православной культуры» и принял на себя новую нагрузку. Теперь их не будет вовсе.

Не знаю, присутствовал ли министр Фурсенко хоть однажды на уроках «Основ православной культуры». Я присутствовала. В городе Энгельсе Саратовской области, где учителя зарабатывают по 2−3 тысячи рублей в месяц и благодаря доброй воле директора могли приплюсовать к этой чудовищной малости еще 500 рублей — за 4 часа по ОПК. «Основы православной культуры» преподаются в Энгельсе и словесницами, и историками, и даже учителями младших классов. Все они, разумеется, женщины.

Предмет факультативный (самый популярный среди факультативов), присутствие каждого ребенка на уроках ОПК подтверждается письменным согласием родителей; никаких зачетов-экзаменов, никаких молитв и платочков; родители-мусульмане не только не протестуют — всячески поощряют детей ходить на ОПК: «Своей религии мы их дома научим, но они в России живут и должны знать традиции страны».

Что будет дальше, предсказать нетрудно. Бесплатным преподаванием ОПК займутся или настоящие подвижники, без пяти минут святые, или фанатичные тетушки с безумным взором и посулами геенны огненной за поцелуй на дискотеке, или, наконец, сектанты, которых живо волнует подрастающее поколение и которые принесут в школу не «Основы православной культуры», а извращенные культы с психоделическим уклоном. Причем этим-то как раз заплатят. Не в школе — в другом месте.

Теперь давайте прикинем, сколько святых среди российских учителей. И можно ли требовать святости от обычного человека, вынужденного выживать и кормить семью в нашей провинции? Значит, вскоре начнутся скандалы: где-то девочку в брюках завернули с урока, где-то оскорбили чувства татарского мальчика, где-то запретили читать «Мастера и Маргариту» — под страхом вышеупомянутой геенны. Противникам ОПК останется только потирать руки: «А мы что говорили?!» Под влиянием разгневанной общественности последние лазейки для ОПК тоже быстренько отменят. А может, они и сами отомрут. Кому хочется чувствовать себя диссидентом уже на уровне роно? Деньги — это ведь в очень большой степени и моральный стимул. Тебе помогают — значит, ты делаешь важные и нужные вещи. Тебя бросили — значит, ты лишний, ты за бортом, тебе не доверяют и ничего хорошего от тебя не ждут.

Примитивная схема. Схема, придуманная людьми, не имеющими представления ни об основах православной культуры, ни о христианской нравственности вообще.

Однако компетентный чиновник определяется не уровнем нравственности, а степенью здорового прагматизма. Я глубоко убеждена, что введение ОПК поможет решить очень конкретные, любого из нас касающиеся проблемы. Не решит, но поможет — это немало. В стране с таким уровнем бытовой преступности, с такой проблемой повального пьянства, где большинство населения в разговорной речи пользуется исключительно ненормативной лексикой, а у нерадивых родителей пропадают дети, рассуждать: «Не нарушим ли мы права атеистов?» — это, извините, опасный бред.

Сторонники ОПК никогда не скажут: «Давайте введем в школах курс „Основ православной культуры“ и на этом успокоимся».

Противники ОПК прибегают именно к такой аргументации: «Давайте просвещать народ, давайте поднимать благосостояние, а поповским бредням в школе не место». Да вашими молитвами — кто же против благосостояния? Только грядущих чиновников, у которых душа будет болеть за простых людей, надо с детства воспитывать в системе моральных координат. И народ надо удержать на той грани, когда еще хочется работать и зарабатывать. Когда потребности не ограничиваются бутылкой водки, на которую в конце концов можно выпросить, и дозой героина, за которую многие готовы и убить…

Государственная поддержка курса ОПК — светского, факультативного и добровольного — сдвинула бы с места вопрос о качественном учебнике, исключила самодеятельность и предоставила обществу полную информацию, что и как на таких уроках должно преподаваться, дабы и Минобраз, и родители могли всеми законными способами процесс контролировать. Отвернуться от ОПК — значит поставить под удар собственное будущее.

http://www.izvestia.ru/opinion/article3108186/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru