Известия | Елена Ямпольская | 13.09.2007 |
Работать за идею наши высокооплачиваемые чиновники предлагают школьным педагогам. Это стороннему уху «компонента» кажется понятием отвлеченным. На самом деле до вторника вопрос стоял так: или региональная компонента и деньги на преподавание из областного бюджета, либо компонента школьная и финансирование «из внутренних ресурсов», если таковые в школе изыщутся.
В России было крайне мало регионов, где под ОПК выделялась строка в бюджете. В России было очень мало школ, способных материально поддержать педагога, если он в дополнение к профильному предмету изучил еще и курс «Основ православной культуры» и принял на себя новую нагрузку. Теперь их не будет вовсе.
Не знаю, присутствовал ли министр Фурсенко хоть однажды на уроках «Основ православной культуры». Я присутствовала. В городе Энгельсе Саратовской области, где учителя зарабатывают по 2−3 тысячи рублей в месяц и благодаря доброй воле директора могли приплюсовать к этой чудовищной малости еще 500 рублей — за 4 часа по ОПК. «Основы православной культуры» преподаются в Энгельсе и словесницами, и историками, и даже учителями младших классов. Все они, разумеется, женщины.
Предмет факультативный (самый популярный среди факультативов), присутствие каждого ребенка на уроках ОПК подтверждается письменным согласием родителей; никаких зачетов-экзаменов, никаких молитв и платочков; родители-мусульмане не только не протестуют — всячески поощряют детей ходить на ОПК: «Своей религии мы их дома научим, но они в России живут и должны знать традиции страны».
Что будет дальше, предсказать нетрудно. Бесплатным преподаванием ОПК займутся или настоящие подвижники, без пяти минут святые, или фанатичные тетушки с безумным взором и посулами геенны огненной за поцелуй на дискотеке, или, наконец, сектанты, которых живо волнует подрастающее поколение и которые принесут в школу не «Основы православной культуры», а извращенные культы с психоделическим уклоном. Причем этим-то как раз заплатят. Не в школе — в другом месте.
Теперь давайте прикинем, сколько святых среди российских учителей. И можно ли требовать святости от обычного человека, вынужденного выживать и кормить семью в нашей провинции? Значит, вскоре начнутся скандалы: где-то девочку в брюках завернули с урока, где-то оскорбили чувства татарского мальчика, где-то запретили читать «Мастера и Маргариту» — под страхом вышеупомянутой геенны. Противникам ОПК останется только потирать руки: «А мы что говорили?!» Под влиянием разгневанной общественности последние лазейки для ОПК тоже быстренько отменят. А может, они и сами отомрут. Кому хочется чувствовать себя диссидентом уже на уровне роно? Деньги — это ведь в очень большой степени и моральный стимул. Тебе помогают — значит, ты делаешь важные и нужные вещи. Тебя бросили — значит, ты лишний, ты за бортом, тебе не доверяют и ничего хорошего от тебя не ждут.
Примитивная схема. Схема, придуманная людьми, не имеющими представления ни об основах православной культуры, ни о христианской нравственности вообще.
Однако компетентный чиновник определяется не уровнем нравственности, а степенью здорового прагматизма. Я глубоко убеждена, что введение ОПК поможет решить очень конкретные, любого из нас касающиеся проблемы. Не решит, но поможет — это немало. В стране с таким уровнем бытовой преступности, с такой проблемой повального пьянства, где большинство населения в разговорной речи пользуется исключительно ненормативной лексикой, а у нерадивых родителей пропадают дети, рассуждать: «Не нарушим ли мы права атеистов?» — это, извините, опасный бред.
Сторонники ОПК никогда не скажут: «Давайте введем в школах курс „Основ православной культуры“ и на этом успокоимся».
Противники ОПК прибегают именно к такой аргументации: «Давайте просвещать народ, давайте поднимать благосостояние, а поповским бредням в школе не место». Да вашими молитвами — кто же против благосостояния? Только грядущих чиновников, у которых душа будет болеть за простых людей, надо с детства воспитывать в системе моральных координат. И народ надо удержать на той грани, когда еще хочется работать и зарабатывать. Когда потребности не ограничиваются бутылкой водки, на которую в конце концов можно выпросить, и дозой героина, за которую многие готовы и убить…
Государственная поддержка курса ОПК — светского, факультативного и добровольного — сдвинула бы с места вопрос о качественном учебнике, исключила самодеятельность и предоставила обществу полную информацию, что и как на таких уроках должно преподаваться, дабы и Минобраз, и родители могли всеми законными способами процесс контролировать. Отвернуться от ОПК — значит поставить под удар собственное будущее.