Известия | Борис Клин | 13.09.2007 |
Мощи святого Александра Невского находятся в Санкт-Петербурге, в Лавре. Но в странствие отправится лишь их частица. Для святыни будет изготовлен специальный ковчег из дерева и серебра размером 30×30×23 санти-метра.
Однако в столице частицы мощей уже есть в двух московских храмах — Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках и преподобных Сергия и Германа Валаамских (на 2-й Тверской-Ямской). Чем же вызвана потребность принесения еще одной?
В пресс-службе Фонда Андрея Первозванного объясняют так: во-первых, их нет в провинции, а во-вторых, такие события привлекают внимание множества людей. А фонд хочет «актуализировать образ князя» — ведь его «нивелируют» и «обытовляют». Используют для рекламы банковских вкладов, деловых центров, роскошных жилых комплексов. И что еще хуже — святой подвергается поношению теми, кто его союз с Золотой Ордой называет предательством Руси и обвиняет в пособничестве татаро-монгольским «оккупантам».
Действительно, продвигать товары и услуги, эксплуатируя народное почитание святого, нехорошо. Тем более что занимаются этим не только финансисты и строители. Есть, например, водка «Князь Александр» и коктейль «Александр Невский», рецепт которого легко найти в интернете.
Правда и то, что в 90-х годах прошлого века деятельность князя подверглась очернению и злобным нападкам. Его исторической реабилитацией занимается Русская православная церковь. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир считает обвинения в измене несостоятельными: «Ордынцы убивали, жгли, грабили, давили поборами, но не так страшен был этот враг, как хищный Запад, шедший на русскую землю не только порабощать, но и „обращать“ народ в кривую латинскую ересь. Потому благоверный князь Александр стал стражем западных границ Руси, грозою разномастных папских „крестоносцев“ — и в битвах с ними стяжал имя Невского героя». Митрополит Владимир считает князя «великим политиком и великим дипломатом». По словам иерарха, политика и дипломатия князя «основывались на христианском смирении, христианской мудрости и на любви христианской». По мнению владыки, святой Александр «был милосерд и незлобив, не помнил личных обид и никогда не мстил за них, но зачинщикам антиордынских мятежей, безумным „ура-патриотам“, лидерам преждевременного национально-освободительно-го движения по повелению благоверного князя вынимали очи: выкалывали глаза». «Никому не угождал на земле святой князь Александр — и в делах государственных, как и во всем своем житии, был он угодником Божиим», — говорит владыка Владимир.
«Восстал князь из гроба, и все трое стали невидимы»
Первое чудо произошло во время погребения его останков. По преданию, когда монах Севастьян, подойдя к гробу, хотел разогнуть руку усопшего князя, чтобы митрополит мог вложить в нее разрешительную грамоту, то князь, «яко жив», сам простер руку, принял «свиток грехов прощения» и затем снова сложил руки крестообразно на груди.После завершения своего земного пути князь помог Дмитрию Донскому одержать победу в Куликовской битве.
Летом 1380 года, когда Мамай шел на Русь, пономарь ночью стоял и мо-лился об избавлении от врагов. Он при-зывал на помощь и князя Александра Невского. И было ему такое видение: у гробницы святого стали зажигаться свечи сами собой, а из алтаря вышли 2 старца, подошли к гробнице со словами: «Княже Александре, восстани на помощь сроднику твоему — великому князю Димитрию!» Восстал князь из гроба, и все трое стали невидимы. Именно в то утро после видения и бы-ла одержана победа князя Дмитрия Донского.
Когда царь Иван Грозный шел брать Казань, он остановился во Владимире, чтобы испросить благословения у мо-щей своего святого предка. У одного из царских спутников, Аркадия, болел палец. Во время молитвы он засунул его в щель на помосте, где стояла рака с мощами святого князя, и получил ис-целение. Грозный посчитал это добрым знаком, а после взятия Казани царь с митрополитом Макарием приня-ли решение о всенародном почитании Невского. Петр I считал, что по молитвам князя был заключен Ништадтский мир со Швецией, после чего мощи были перенесены в Санкт-Петербург.