Известия | Борис Клин | 12.09.2007 |
По действующему закону «Об образовании» именно правительство определяет минимальный «набор» школьных предметов и максимальное количество отводимых на них часов. Это и называется «государственным образовательным стандартом». Но он еще включает в себя региональный и школьный компоненты. То есть власти субъекта федерации и школы могут дополнять программу по своему усмотрению.
Именно на этом основании в ряде областей школьники стали изучать «Основы православной культуры», а в Чечне и некоторых других кавказских республиках — «Основы исламской культуры». В столице страны детям преподавали «Москвоведение».
Принятая во вторник поправка отменяет трехкомпонентную федерально-регионально-школьную структуру и вводит федеральный госстандарт. То есть исчезает региональный компонент, а вместе с ним и основание для преподавания религиозных знаний.
Всемирный русский народный собор (его возглавляет Святейший патриарх Алексий II), добивающийся полноценного изучения ОПК, первым забил тревогу. 4 сентября члены бюро президиума ВРНС обратились к премьеру Фрадкову и спикеру Госдумы Грызлову с призывом «критически подойти к законопроекту».
Но во вторник на трибуну Думы поднялся статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин и зачитал народным избранникам (каждому из которых и так раздали отпечатанный текст) пояснительную записку.
Поначалу вопросы задавали вяло. Критика началась, когда микрофон перешел к представителям фракций. Депутат Олег Смолин (КПРФ) усомнился в правомерности лишения регионов права на свой элемент школьной программы: «Не знаю, как это будет работать в федеративном государстве». Депутат Сергей Бабурин сказал «Известиям»: «Формулировки закона туманны. Все проблемы можно решить, введя ОПК в федеральный стандарт. Но наши депутаты вспоминают о своем православии, когда бегут наперегонки в Патриаршую трапезную».
Юрий Сентюрин парировал: за 15 лет лишь 13 субъектов федерации воспользовались своим правом на региональный компонент.
Стало быть, его законодательное существование не слишком интересно на местах. По его словам, поправку поддержали 43 субъекта федерации, в том числе Чечня, Кабардино-Балкария, Адыгея, Бурятия, Карелия. Кроме того, он заявил, что статья 9 предусматривает «реализацию федерального государственного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей».
«Традиционные конфессии мы убедили, что их права утрачены не будут», — сообщил Сентюрин.
Что же это за конфессии? Возможно, имелись в виду представители Совета муфтиев. Но в этом случае не стоило тратить время на убеждения: они изначально против «Основ православной культуры» в школах. Вряд ли при этом их заботит «культурная» составляющая: к примеру, тот факт, что дети могут быть невоцерковленными, но им не лишне знать, что на «Троице» Андрея Рублева изображены вовсе не мужики, решившие «сообразить на троих». Или что посетителям Петергофа должно быть ясно: разрывающий пасть льву Самсон — вовсе не живодер.
На вопрос «Известий», насколько убедительными показались аргументы Минобразования православным, замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил нам:
— Для меня ситуация не ясна. Минобразование обещало, что школы смогут влиять на программу. Но как это понимать, если в законе не прописаны полномочия ни администраций учебных заведений, ни регионов? Все вопросы остаются в ведении самого министерства. Формулировки размытые и открывают возможности для произвола. Сожалею, что внесение закона не сопровождалось серьезной дискуссией. Принимать такой закон — значит вернуться к волюнтаризму советского времени.
Впрочем, широкую дискуссию перед вторым чтением «Известиям» пообещал провести председатель думского комитета по образованию Николай Булаев («Единая Россия»): «Будет „круглый стол“. Я таких рисков не вижу, но если они есть — давайте садиться и готовить поправки».
Станет только лучше!
Татьяна Петрова, начальник отдела департамента госполитики и нормативно-правового регулирования Минобрнауки РФ:
Что касается возможностей преподавания ОПК, то в рамках действующего ныне законодательства это требует принятия законодательного акта по субъекту РФ в целом, т. е. предмет становится обязательным для всех школьников. В субъектах РФ, имеющих полинациональный и поликонфессиональный состав населения, это не всегда будет признано целесообразным. Даже в субъектах с практически моноконфессиональным и мононациональным населением реализация предмета ОПК сегодня вызывает проблемы. Так, в Белгородской области вынуждены были — в нарушение принятого областного закона — освободить от обязательного изучения ОПК более 60 детей. (И это неправильно!) А в Башкортостане, Татарстане и многих других субъектах введение ОПК представляется затруднительным.
Новый закон снимает эту проблему и дает возможность введения предметов по выбору (в том числе и ОПК) на уровне не только субъектов РФ, но и отдельных муниципалитетов и школ.
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС
Как привить детям моральные ценности?
13% Преподавать в школе основы православной культуры
5% Преподавать в школе основы религии вообще
73% Личным и семейным примером
6% Читать им умные книги
2% Отправить в английскую школу, там всему научат
В опросе участвовало: 1910.