Новые Известия | Михаил Поздняев | 12.09.2007 |
Тадеуш Кондрусевич в России был, что называется, человеком на своем месте. Он возглавил Апостольскую администратуру в революционном 1991-м, не будучи при этом «засланным казачком». Родившийся в январе 1946-го в белорусской деревне Одельск, он поступил в Гродненский пединститут, откуда его изгнали со второго курса за посещения костела. Он предпринял новую попытку и поступил в политехнический институт в Ленинграде. Окончил его с красным дипломом. Работая потом инженером в одном из КБ Вильнюса, он одновременно учился в Каунасской духовной семинарии, а в затхлом 1981-м стал священником. Им он и остался бы, если бы не перестройка. В октябре 1989-го Иоанн Павел II рукоположил первого епископа -гражданина СССР.
На плечи Кондрусевича легла задача возвращения католической церкви в России права на легальное служение. Ему многое удалось сделать, но при этом он постоянно сталкивался с упреками в «прозелитизме», а после религиозных войн на Украине — и в «экспансии на канонической территории Московской патриархии».
«Мы — „церковь меньшинства“, — с горечью говорил он в интервью „Новым Известиям“ два года назад. — С тем, что мы являем собой меньшинство в численном измерении, мы готовы согласиться, но не в положении, которое занимаем относительно „традиционных конфессий“. Нам постоянно напоминают о „канонической территории“, забывая, что, хотя Русь приняла крещение византийского обряда в конце Х века, уже в ХII веке в ее теперешних границах было много католических храмов и монастырей. Нам решительно непонятно, почему нас продолжают считать „нетрадиционной конфессией“. Это обидно и тяжело».
Теперь архиепископ Кондрусевич возвращается в Беларусь. Как сообщили источники, близкие к Бенедикту XVI, Папа тем самым «протягивает руку дружбы Патриарху Московскому и всея Руси и подчеркивает свое намерение открыть новую страницу в отношениях между двумя христианскими церквами».
Аналитики объясняют перевод Кондрусевича сразу несколькими причинами. Во-первых, миссию проводника политики Иоанна-Павла II, Папы-славянина, он в целом выполнил. А если справится с упрочением позиций католицизма в Минске, Ватикан обретет еще одного кардинала на Востоке. Во-вторых, «романтический период» возрождения религиозной жизни в России завершился, на смену романтикам пришли прагматики. Такие, как священник Паоло Пецци, — именно его, ректора Петербургской духовной семинарии «Мария — Царица апостолов», прочат в новые епископы. После объединения Московской патриархии с Зарубежной церковью встает вопрос о христианизации безбожного мира — сделать это можно лишь совместными усилиями. Фигура исполнительного чиновника в России для обеих сторон сегодня предпочтительнее харизматической личности с ореолом правозащитника, каким является Кондрусевич. Самое любопытное, что, по сведениям «НИ», новые назначения были предварительно согласованы с главенством РПЦ. Разговор об этом шел, по-видимому, на августовской встрече Алексия II с вице-деканом коллегии кардиналов, почетным президентом Папского совета Роже Эчегараем. Одним словом, большая политика…
Кстати, знаменательно, что 45-летний преемник Тадеуша Кондрусевича — итальянец из провинции Равенна, уроженец города Руссии, что в переводе означает «русские». А в помещении, где сегодня расположена семинария «Мария — Царица апостолов», до революции была семинария Минско-Могилевской архиепархии — той, куда переведен Кондрусевич. Так что причинно-следственные связи кадровых решений Ватикана можно рассматривать и в сугубо духовном аспекте.