Русская линия
Русский дом12.09.2007 

Верный Москве
355 лет обретения мощей благоверного князя Даниила Московского — 12 сентября, 1652 год

Летописи и другие письменные источники сохранили для нас известия о политической, военной и дипломатической деятельности Московского князя Даниила. Это был независимый и незаурядный правитель, достигший значительного могущества, оказавший влияние не только на развитие Московского княжества, но и на развитие всей Северо-Восточной Руси

Святой блгв. князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвёртым сыном святого Александра Ярославовича Невского (память которого отмечается, как и память его сына Даниила, 12 сентября) и праведной Вассы. Когда мальчику было 2 года, скончался его отец, и по наследству юный князь Даниил получил град Москву с прилегающими землями. В 1272 году подросший отрок принял на себя правление Московским княжеством. А было оно в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путём неправды и насилия, а милосердием и дипломатией. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы удельных князей были постоянными. И часто благодаря миролюбивому князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению Русской земли, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, Великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск и Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило, кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, прп. Даниил пошёл с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но знаменательная. Князь Даниил не воспользовался ею, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Иоанн Димитриевич, князь Переславль-Залесский, племянник Даниила, кроткий и благочестивый, умирая бездетным, передал своё княжество святому Даниилу. Переславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города — Переславль-Залесского, хорошо защищённого со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Не позднее 1282 года благоверный князь построил на правом берегу Москвы-реки храм (и при нём мужской монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, прп. Даниила Столпника, ныне — самый старый в Москве Данилов монастырь. В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребённым не в церкви, а на общем монастырском кладбище.

После преставления блгв. князя Даниила основанная им Даниловская обитель была переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Но прп. Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения Великого князя Иоанна III явился человек и сказал: «Не бойся меня, я христианин и господин сего места, имя моё Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С того времени Великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам-князьям. Во времена Царя Иоанна Грозного при гробе прп. Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, поражённый чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором Крестный ход к месту погребения блгв. князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 12 сентября (30 августа по ст. ст.) были перенесены в церковь в честь Святых Отец Семи Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих». В житии святого блгв. князя Даниила, составленного митрополитом Московским Платоном, есть такие слова: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твёрдых начал. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой».

По материалам православных изданий

http://www.russdom.ru/2007/20 0709i/20 070 911.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru