Русская линия
Вечерняя Москва Дмитрий Семенов11.09.2007 

Крест на берегу
В минувшую субботу на берегу Ирландского моря был открыт памятник крейсеру «Варяг»

Деревушка Ленделфут, прижатая холмами к побережью, небольшая даже по шотландским меркам. И тем не менее эти холмы почернели от местных жителей: они пришли сюда целыми семьями, чтобы почтить память корабля, ставшего символом героизма русских моряков.

«Мы знаем о „Варяге“, может быть, даже больше, чем вы сами!» — с гордостью заявляли шотландцы местным журналистам. И в том нет ничего удивительного: вот уже четыре года деревушка живет в тени истории, которой без малого 90 лет: именно здесь, в полукилометре от берега, на глубине восемь метров нашел свое последнее пристанище крейсер, о котором сложено множество песен на разных языках. И то, что когда-то над ним развевался Андреевский флаг, особенно дорого для Шотландии, покровителем которой является святой Андрей. И именно Шотландия в XVIII веке в лице одного из своих сынов, адмирала Крейга, служившего Екатерине Великой, и подарила России морское знамя.

Впервые русские пришли сюда в 2003 году, когда экспедиция, организованная каналом ВГТРК и руководимая журналистом Алексеем Денисовым, нашла на дне Ирландского моря то, что осталось от крейсера. Осталось немного…

Через пять лет после того как «Варяг» сел на камни у Ленделфута, английское правительство решило взорвать корпус корабля, который представлял немалую угрозу для судоходства — ведь почти в каждой деревне был рыбачий порт. То, что нашли члены экспедиции — части палубы, обломки котлов, обрывки якорных цепей, — было поднято на поверхность и идентифицировано. Ученые подтвердили — это именно «Варяг»! Таким образом, в истории, начатой в феврале 1904 года, была все-таки поставлена точка.

«Лишь волны морские прославят в веках…»

Над городком Эр — «столицей» графства Южный Эршир — весь световой день раздается пронзительный крик чаек. Говорят, что чайки — это души погибших моряков. В минувшие выходные их было здесь, на побережье, особенно много, хотя море не штормило и делать птицам на берегу было, в общем-то, нечего. Тем не менее чайки жались к людям. Символично. Тем более что именно чайки действительно стали одним из символов подвига, запечатленного на памятнике. Трехметровый бронзовый крест, на котором с одной стороны- несущийся навстречу врагам «Варяг» и Георгиевский крест, с другой — бронзовые чайки — души моряков — и холодные волны, под которыми спит крейсер. А на самом берегу якорь и якорная цепь. Просто, лаконично, но торжественно.

Идею памятника предложили совсем молодые ребята — курсанты 3-го курса Санкт-петербургского Нахимовского училища Игнат Паюсов, Сергей Стаханов и Артем Сазонов.

Хотя еще два года назад не было ни самого памятника, ни возможности его установить. Так что же, получалось как в песне о «Варяге»: «Лишь волны морские прославят в веках геройскую гибель «Варяга»? К счастью, помогла давняя русская традиция, согласно которой деньги на памятники народным героям собирает сам народ.

После того как в 2004 году на РТР вышел двухсерийный фильм Алексея Денисова о «Варяге», как-то сама собой родилась инициатива — увековечить память крейсера! Со всей страны потекли пожертвования. Россияне из своих зарплат и пенсий высылали кто 50, кто 100, кто 500 или тысячу рублей.

Акцию «Памяти крейсера «Варяг» поддержали на самом высоком уровне: организационный комитет возглавил полномочный представитель президента РФ Г. Полтавченко. И чуть больше года назад, 30 июля 2006-го, рядом с местом гибели крейсера была установлена мемориальная доска.

Память в бронзе

«Не скажут ни камень, ни крест, где легли во славу мы русского флага», — так заканчивается песня «Гибель «Варяга». И это, пожалуй, единственное, что в ней неправдиво. Потому что именно крест — сам памятник — и камни с шотландских гор увековечили героический корабль…

…С лета прошлого года события начали нарастать подобно снежному кому. Было решено поставить рядом с мемориальной доской памятник крейсеру — с идеей согласились и в Британии, и в Шотландии. Идея получила благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В январе при поддержке УК «Метрополь» был создан благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг», первоначальной целью которого стали создание и установка памятника. Не обошлось и без помощи меценатов: крупный взнос в фонд сделала российско-британская компания «ТНК-BP». Какую именно сумму пожертвовала компания, неизвестно. «Для нас участие в увековечении памяти «Варяга» стало делом чести», — рассказал корреспонденту «ВМ» вице-президент компании Владимир Руга.

Летом были определены победители конкурса на лучшую идею проекта — ими, как уже сказано, стали курсанты-нахимовцы. А еще через полтора месяца был отлит и сам памятник — его автором стал молодой скульптор Данила Суровцев. На открытии он волновался, пожалуй, больше всех, хотя монумент доставили в Ленделфут еще в августе, и целый месяц шотландские компании занимались его установкой и благоустройством территории.

«Это была очень непростая работа, — сказал Данила, — мне пришлось перечитать гору исторической литературы. И во время работы мне помогали историки — надо было создать памятник, который не противоречил бы истории крейсера и русским морским традициям».

«Все вымпелы вьются и цепи гремят…»

С утра над Южным Эрширом закапал мелкий дождик — обычное дело для этих мест. Но когда с памятника упало покрывало и прогремел салют, данный моряками русского противолодочного корабля «Североморск», сначала над морем, а потом и над самим Ленделфутом поднялись и разошлись тучи, и зеленые холмы залил солнечный свет. Случайность? Или знамение? Решайте сами.

Вокруг памятника собрались десятки маленьких шотландцев, одетых в русские тельняшки и бескозырки с надписью «Варяг» — их вместе с маленькими Адреевскими флажками подарили члены русской делегации. И уже через несколько минут эти флажки покрыли все основание памятника — вместе с цветами и венками. Еще один венок — от русских и английских моряков — закачался на волнах на месте гибели крейсера.

Глава графства Южный Эршир Винифред Слоан сказала, что очень рада тому, что на территории графства появился памятник русским морякам: ведь Россию и Шотландию связывает многовековая дружба — первые свидетельства о службе шотландцев русским царям относятся к XV веку! Ей вторила и член парламента Шотландии, министр по делам Европы Линда Фабиани, благодаря Россию за щедрый дар.

Именно дар: памятник теперь — собственность Шотландии, и ухаживать за ним будут местные жители.

Ну, а что же фонд? Ему, считает его президент Михаил Слипенчук, предстоит еще немало дел.

Забытых героев в нашей стране, к сожалению, еще немало. И уже возникла одна идея: воссоздать сам «Варяг»! Пусть без вооружения, но построить заново этот боевой корабль. И подарить его кадетам-нахимовцам в качестве учебного судна.

Может быть, над этим действительно стоит подумать?

Москва-Глазго- Эр-Ленделфут

СПРАВКА «ВМ»

Крейсер I ранга «Варяг» стал первым русским бронепалубным кораблем, построенным в конце XIX века в рамках программы «Для нужд Дальнего Востока». Проект крейсера разработали инженеры американской компании The William Cramp & Sons на основе задания Российского морского технического комитета. В начале прошлого века «Варяг» считался одним из наиболее красивых крейсеров русского военного флота и одним из наиболее быстроходных.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: «Газета «Вечерняя Москва» — московские новости. Новости столицы в свежем номере газеты. «на первоисточник обязательна.

http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=39 245


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru