Русская линия
Православие.Ru Фред Кёршнит11.09.2007 

Священное звучание и первозданная красота

В 1925-м году рай рабочих — Советский Союз — изгнал монахов из московского Сретенского монастыря, превратив обитель в камеру пыток, откуда ее обитатели отправлялись либо в лагерь, либо на расстрел лишь из-за того, что жили по Божиим заповедям. Лишь в 1994 году монастырь вновь стал религиозным объектом, и здесь был организован нынешний Сретенский хор.

По случаю воссоединения Русской Православной Церкви, Сретенский хор, состоящий из 41-го певца, отправился в мировое турне, участвуя, в первую очередь, в богослужениях, но давая при этом и ряд светских концертов. Во вторник вечером в зале «Эвери Фишер Холла» припозднившимся не хватило места, и организаторам пришлось устроить места на сцене, чтобы рассадить прибывавшую публику.

Для большинства слушателей английский явно не был родным языком, в зале присутствовало множество длинноволосых мужчин в развевающихся черных одеждах. Думаю, все они пережили потрясающий вечер высококлассной музыки. Духовная часть концерта была представлена песнопениями от древности и до наших дней. Так, «Стихира на Успение Богородицы» — чистое одноголосье, в то время как песнопение «Ныне силы небесные» — драматически неземное с глубоко запоминающимся многоголосным звучанием и красноречивыми крещендо.

Песнопение «С нами Бог» имело характерное звучание XIX века с драматическими изгибами и поворотами в стиле духовной музыки Россини и Верди. А вот «Достойно есть» Петра Динева словно вернуло слушателей к вневременному глухому звуку, который я, как человек нерусский, могу сравнить лишь с грунтовкой в живописи и музыкой старообрядцев в «Хованщине» Модеста Мусоргского. Без сомнения, все ощущали явную атмосферу святости, напоминавщую о многих поколениях мучеников.

Другая сторона той же медали была явлена в подборке народных песен. Очаровательно таинственная песня «Ах ты, степь широкая» вызвала в воображении картину стаи волков и снежных буранов, превращающих человека в одинокую тень или жертву. Некоторые из этих песен тронули слушателей до глубины души.

Говоря о прекрасном, нельзя не упомянуть о «Вечернем звоне», балладе в обработке Рахманинова со сладостным соло тенора Андрея Башкова. Из пикантного была казацкая походная песня «Не для меня». Прозвучали военные песни кавалерийского происхождения, как напр., «Вот полк прошел» и ужасно заразительные песни, во время исполнения которых уместны даже свисты, какова украинская «Ой, на горi…». Все отметили огромное мастерство и поразительный особый стиль дирижера Никона Жилы. Именно среди народных песен прозвучали два особо удавшихся номера. «Вниз по матушке по Волге» с ее широким диапазоном и замечательным смешением наполнила зал атмосферой братства и продемонстрировала способности хора воспроизводить не только экстраординарное звучание, но и раскрывать каждый его элемент, от высокого тенора до поразительно низкого баса. «Степь да степь кругом» была также глубоко трогающей, в первую очередь благодаря драматическому соло Дмитрия Белосельского, который, если бы не его высшее призвание, мог бы петь партию ужасного Бориса в соседней Метрополитен Опера.

К несчастью, вечер портили звонки сотовых телефонов, шума от которых даже к концу программы не становилось меньше. Впрочем, для тех, кто пришел ощутить атмосферу дома, даже эта технологическая невоспитанность части публики не смогла очернить прекрасный вечер.

Фред Кёршнит
Fred Kirshnit. Sacred Sound And Sheer Beauty

Перевел с англ. В. Томачинский

http://www.pravoslavie.ru/press/70 910 153 450


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru