Русская линия
Православие.Ru Стив Смит08.09.2007 

Голоса русской истории из церквей и с полей битв

Визит делегации Русской Православной Церкви в Америку и Канаду не остался без внимания американской прессы. Приезд русских в Америку стал своего рода и «культурным» десантом: в состав делегации входит хор московского Сретенского монастыря, который участвует не только в богослужениях, но и выступает с концертной программой в крупнейших залах Америки. Своими впечатлениями от выступлений хора на страницах известной американской газеты «Нью-Йорк таймс» поделился один из ее корреспондентов.

Искусство вечно. Хор московского Сретенского монастыря, начавший свой американский дебют в нью-йоркском «Авери Фишер холле» в среду вечером, убедительно подтвердил это. Монастырь, основанный в 1395 г. в память о победе над татарами, в 1917 г. (на самом деле, в 1925 г. — прим. перев.) был закрыт большевиками, изгнавшими монахов. В 1994 г. обитель вернули Русской Православной Церкви, и Церковь создала здесь хор, призванный возродить уничтожаемые традиции духовного пения.

Сретенский хор под управлением художественного руководителя Никона Жилы пребывает в поездке, посвященной недавнему знаменательному событию — восстановлению канонического единства Русской Православной Церкви 17 мая сего года. Среди многочисленной публики, оживленно заполнившей зал, было много русских, в том числе и значительное число духовенства.

Хористы, а их 41, какими бы юными они ни казались, пели прекрасно, слаженным, густым звуком светлого оттенка, так характерным для русской хоральной традиции. «С нами Бог» (в обработке Васильева) задало бодрый тон линиями неожиданных ритмических перепадов. Стихира на Успение Богородицы неизвестного автора представила строгий стиль знаменного распева XVII века, бытовавшего на Руси до нашествия западных музыкальных тенденций.

Мистическая тишина опустилась на зал при исполнении «Ныне силы небесные» — чудесного гимна, по нарастающей прозвучавшего к короткой мощной концовке. «Достойно есть» Петра Динева вернула публику к яркому, бодрому настрою начала программы. Эту редкую прекрасную музыку можно было бы слушать и дальше, но подошла вторая часть программы, в которой были исполнены произведения иной традиции (которую также стремится сохранить хор Сретенского монастыря) — русские, казацкие, украинские песни и романсы.

Любовь к родине, родной земле и девушке, верность воинскому долгу — эти темы красной нитью проходят через 19 произведений, исполненных во второй части концерта. У большинства из них простые, запоминающиеся мелодии, виртуозно, но не слишком сложно аранжированные, а капелла. Как непохожи эти песни о любви на привычные нам, исполняемые в манере опереточных и раннего кинематографа! Ну, а те, что рассказывают о воинских подвигах, для большей выразительности сопровождали призывные вскрики и присвисты.

Несколько хористов оказались отличными солистами. Дмитрий Белосельский — мощный бас, прекрасно исполнил русскую народную песню «Степь да степь кругом», вызвавшую овацию, которая сопровождала и три его следующие сольные выступления. Исполнение тенором Антоном Сергеевым «Подмосковных вечеров» было настолько мечтательным и отчасти манерным, что вызвало достойную оценку публики.

Репертуар хора включает и простую «Go down, Moses» на характерном английском, и украинскую песню «Ой, дуб, дуба», исполненную по просьбам публики. Потрясающее исполнение «Катюши», знаменитой песни (хотя и советской эпохи), завершило концерт на высокой ноте. Было ощущение, что публика готова слушать всю ночь, да и хор, видимо, был не против попеть еще.

Стив Смит
Steve Smith. Voices of Russian History, From Churches and Battlefields
Перевел с англ. В. Томачинский

http://www.pravoslavie.ru/press/70 907 173 953


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru