Радонеж | Александр Цуркан | 08.09.2007 |
— А действительно, Александр, как вам удалось сыграть так, что у многих появилось ощущение, что вы когда-то сами воевали?
- Наверное, сказалось воспитание. В нашем доме много говорили о войне, часто вспоминали о страшном лихолетье. Дед погиб в 42-м, отец пережил оккупацию, дядя дрался на фронтах, или как в те годы говорили «уничтожал фашистов везде, где они появлялись». Я не мог не чувствовать жившую в нашей семье и реально ощутимую боль потерь, радость побед, а также торжество народа-победителя, беспощадного к врагу в бою, но снисходительного к плененным. Я все это впитал с юных лет. Через рассказы, через военные песни, которые никогда у нас не умолкали. Их пели так, как могут петь только люди, не понаслышке знающие о том, что такое война. «На позицию девушка провожала бойца!». Какая жизнеутверждающая песня. Казалось бы, молодые любящие люди расстаются, но не расстаются любящие сердца и даже жестокая война не может заставить влюбленных забыть друг о друге. «Бьется в тесной печурке огонь"… Темнота и лишь блики огня на стене землянки, а где-то там, далеко «любимые глаза», в которых застыли ожидание и надежда и любовь, которая согревает бойца, укрепляет… Как в стихотворении Симонова, помните? — «Жди меня, и я вернусь, только очень жди"…В этом ожидании ведь тоже патриотизм, тоже великая сила духа! И уж, конечно, звучали песни, воспевающие бессмертный подвиг народа, готового отдать жизнь за правое дело: ««За Родину!», «За Сталина!» он лег на пулемет"…
— Нужно признать, что и в школе в нас воспитывали патриотическое отношение к Родине как раз на примере подвигов солдат Великой Отечественной войны. В учебниках истории подробно рассказывалось о Брестской крепости, о переломной битве под Москвой, Сталинградской битве, Курской дуге, партизанском движении в Белоруссии.
- Мы все учили наизусть военные стихи! Я до сих пор помню одно из них, выученное мною еще во втором классе: «А танк задымил на поляне, бойцы подползли к храбрецу, раскинувши руки, лежал он в бурьяне, и кровь все текла по лицу». У нас была замечательная учительница Евдокия Сергеевна, которая с детства прививала нам глубочайшее уважение к воинам-победителям.
А какие были фильмы! «Отец солдата», «Баллада о солдате», «Майор Вихрь», «Щит и Меч"… Сколько книг было про войну! Мы зачитывались этими книгами.
Отец Александр! Нам так не хватает сейчас хороших, патриотических фильмов, книг, которые бы воспитывали в духе любви к Отечеству и зарождали в людях стремление укреплять его, делать непобедимым для врагов. Уже слышу: «Везде вам враги мерещатся!» Так говорят либо глупцы, либо пособники тех же врагов, которых на самом деле много. Вот поэтому и необходимо объединяться во спасение Отечества.
— «Единением и любовью спасемся», — говорил преподобный Сергий Радонежский. В этом суть патриотизма. Но, увы, слово патриотизм (от греческого слова «патрос» — «земля отцов») стало сегодня чуть ли не ругательным. А в сознание россиян продолжают вкладываться космополитические идеи, чтобы погасить в людях патриотическое сознание. Через средства массовой информации на нас обрушился поток безнравственности, который не прекращается до сих пор; культ секса, насилия, садизма, предательства стал привычным. Под мужеством теперь понимается грубость, бесстыдство воспринимается как свобода, смирение — как закомплексованность, любовь является синонимом доступности. Гомосексуалисты говорят о себе, что они тоньше чувствуют мир, что они глубже его понимают и требуют, чтобы им разрешили маршировать по улицам Москвы мимо православных храмов, в которых находятся мощи святых отцов Православной Церкви. И вообще, — чтобы мы извинились перед ними, за то, что презираем грех содомии.
- Почему мы должно извиняться перед извращенцами? За что?! За то, что они извращенцы, и знают это, и кичатся этим. Гомосесуализм — это символ смерти, так как она направлена против жизни на земле. гомосексуалиты — они ведь не просто живут не по законам природы, они живут не по заповедям Божиим, а значит, они выступают против Бога.
А надо быть с Богом! Говорят, что профессия актера — не Божеская, что это лицедейство, обман, сокрытие истинного лица, маска, грех… Я думаю так: если человек живет со страхом Божиим и исполняет все заповеди Его, не потому, что боится наказания, а потому, что боится неисполнением заповедей огорчить любящего Отца, то чтобы он не делал, он всегда будет делать со страхом Божиим во славу Его. Играет актер патриотическую роль — он тем самым говорит о священной любви к Родине и своему народу, играет подлеца — показывает, до чего может довести человека отступление от заповедей Божиих.
Телевидение и кино могут в самой доступной форме рассказать о величии и красоте человеческого духа, которого вдохнул в нас Господь! И к этому нужно стремиться, потому что нестремление к этому приведет к обратному результату: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30).
— Если в душе человека все благополучно, то и в его творениях будет созидающе начало, а если внутри все разъел порок, то и творения будут порочными. Иными словами телевидение можно приравнять к топору: можно дом построить, а можно и человека зарубить. В руках нечистоплотных людей телевидение становиться опасным оружием, орудием убийства.
- Телевидение — это уникальная возможность донести до человека Истину! И какая берет досада, когда этим пользуются вороги. Все так: идет духовная война! Очень серьезная! Как говорил Достоевский, дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца человеческие…
— Но и мы не безучастные, наблюдатели, мы сотворцы Христу и в этом наше отличие от животных. Мы творим, неся в себя образ Божий. И пусть иногда кажется, что на нас ополчился весь мир — «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12, 32), — сказал Господь. «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9).
- Совершенно верно, отец Александр. Ведь апостолов было только двенадцать, но благовестием о Воскресшем Христе они перевернули мир. В результате отпетые враги превращались в друзей. Это какую же веру нужно было иметь, чтобы заставлять пышущие злобой сердца наполняться любовью! Истинное преображение не может совершаться вне Церкви.
— Александр, в заключение я прошу вас сказать слова напутствия читателям.
- У Бориса Пастернака есть такие строки:
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты
Последние времена… Иногда думаешь, а почему должно быть так, почему не иначе? А потом понимаешь — потому что так надо. Надо, чтобы человек понимал, что, живя здесь и сейчас, он через века влияет на то, что произойдет на Его Суде. А значит, он должен жить по совести, которая есть голос Божий. И в этом величие Православия — своим стремлением жить по заповедям Божиим, своими мыслями, поступками, мы творим не только настоящее, но и будущее. Спаси Господи!
Протоиерей Александр Новопашин
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2399