Русская линия
Татьянин день Ольга Богданова08.09.2007 

Высокопетровский монастырь (часть 2)

Часть 1

В храме митрополита Петра мы можем видеть один из редких случаев, когда на царских вратах изображены не Евангелисты, а учители Церкви — Василий Великий и Иоанн Златоуст. На диаконских вратах обычно изображают архидиакона Стефана и архидиакона Леонтия, а здесь — Борис и Глеб.
Советское время

В советское время, в 1924 г., трудящиеся написали жалобу: вот, в Высокопетровском монастыре попы-мракобесы свили контрреволюционное гнездо и агитируют против советской власти. И монастырь закрыли.

Правда, по просьбе прихожан им оставили Боголюбский храм, но и тот отобрали в 1929 г. В храме Сергия Радонежского устроили спортивный зал, в Боголюбском — завод по ремонту сельскохозяйственной техники. Надгробия оттуда выкинули и, вероятнее всего, находившиеся под ними останки оттуда тоже выгребли.

Снесли барабаны на храме Сергия Радонежского, луковицы и кресты на Боголюбском.

Когда строили метро, сюда свозили землю. Храм митрополита Петра, например, был засыпан землей не только снаружи, но и внутри. Метка над нынешним входом показывает, где в то время был вход в храм.

С июня по октябрь 1945 г. в храме Сергия Радонежского начиняли порохом зажигательные бомбы.

Уже в мирное время в «трапезной части» занимались акробатикой и гимнастикой, в центральной части — тяжелой атлетикой, а в алтаре сидели тренеры. Когда храм передали Министерству культуры, в храме построили два этажа и комнаты, где сидели сотрудники, а в алтаре сидела дирекция.

В белой усыпальнице перед Боголюбским храмом жили люди. Начали их заселять в 1924 г., а выселили только в 1959 г.

Святые врата, которые построил Петр I, имели три арки. Центральная предназначалась для тех, кто въезжал на лошадях, а боковые — для пеших. В южной части врат в 1905 г. была устроена часовня, в которой постоянно читался акафист.

В советское время в центральной части был устроен гараж, а в проходе, где была часовня, сделали два этажа. На втором этаже была дежурка для водителей, а внизу — жестяная мастерская.

В результате всех этих издевательств монастырь стал разрушаться. Даже однажды был Градостроительный совет, на котором решили расширить Петровку, убрав мешающие для этого здания монастыря. Хорошо, один архитектор чуть ли не костьми лег на этом совещании, чтобы монастырь не трогали.

Восстановление

В 1969 г. монастырь решили восстановить. Всех отсюда выселили, составили проектную документацию и до 1992 г. финансировали восстановление монастыря за счет государства, отдали его Министерству культуры. Восстановили во многом внешний вид, а внутренние помещения министерство использовало для своих нужд.

В храме Сергия Радонежского устроили репетиционную площадку танцевального ансамбля «Березка», в братских кельях — Литературный музей. А все остальные помещения в основном использовались как запасники произведений изобразительного искусства.

В 1991 г. в Настоятельском корпусе разместился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации РПЦ.

Но надо же где-то молиться? Тогда верующим отдали храм Сергия Радонежского в Крапивинском переулке. Это был посадский храм монастыря. Дело в том, что, поскольку монастырь находился в черте города, он обслуживался не только монахами, но и мирянами. Но в монастыре нельзя ни крестить, ни венчаться. И для этих нужд прихожан был построен этот храм.

Из Исторического музея Отделу передали так называемый Киевский или Никоновский крест с 300 частицами мощей, который сейчас находится в храме Сергия Радонежского в Крапивниках.

В 1992 г. в монастырском храме Сергия Радонежского прекратились репетиции, устроили небольшой алтарь и начались богослужения на территории монастыря.

В 1994 г. Ельцин издал указ о возвращении построек монастырю. Но до сих пор он не осуществлен. Совсем недавно отдали Боголюбский храм, но богослужений в нем пока нет.

Храм Сергия Радонежского

Кажется, что росписи в храме Сергия Радонежского сделаны разными иконописцами: одни из них более яркие, четкие, другие — помягче, есть и совсем нежные. На самом деле создатель у них один — художник Олег Иванович Молчанов. Не будучи иконописцем, он приноравливался расписывать стены в процессе работы. Первая роспись получилась самой яркой. А затем он постепенно смягчал краски, так что последняя роспись оказалась самой нежной из всех. Чем примечателен храм? В нем хранится частица мощей Серафима Саровского, частица его мантии и камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. В свое время эти реликвии принадлежали патриарху Алексию I.

Есть частица мощей Сергия Радонежского. Внизу иконы, на которой изображены Апостолы Петр и Павел, — маленький кивотичек. В нем частицы мощей апостолов Петра и Павла. Еще есть икона с частицей мощей св. Матроны.

Крестят ли в монастыре?

В храме Толгской иконы Божией Матери — уникальные росписи, стилизованные под мозаику. Можно видеть и изображения храмов и церквей. Это не какие-то конкретные храмы, а просто образы, написанные в память о тех храмах, которые были разрушены в годы советской власти.

Храм крестильный, один из немногих в Москве, где можно крестить по полному чину, т. е. полностью окунать человека в купель.

И нет никакого противоречия с тем, что расположен он за стенами монастыря.

Территория монастыря условно разделена на две части. Пространство от входа до храма Сергия Радонежского — парадный двор, а территория Нарышкинской усадьбы — это хозяйственный двор, собственно монастырская территория. Поскольку храм принадлежит к парадному двору, крестить в нем можно.

Храм митрополита Петра

Росписи храма — увеличенные клейма с иконы митрополита Петра, которую написал Дионисий, за исключением одного клейма, которое написано на стене слева от алтаря.

На нем изображено, как будто бы Петр митрополит преподносит нынешнему Патриарху Алексию посох. Посох митрополита Петра (начало XIV в.) жив до сих пор, хранится в Оружейной палате. И все представители РПЦ из века в век носили этот посох. Сейчас он хранится как музейный экспонат, но когда Алексий стал Патриархом, ему вручили этот посох, а потом забрали обратно в музей. Тот посох, который сейчас носит Патриарх, подобен посоху Петра митрополита.

А Патриарх на росписи как бы преподносит Петру митрополиту этот восстановленный храм. Позади митрополита Петра изображен архимандрит Иоанн (Петровский), который упоминается в степенной книге под 1377 г.

Несмотря на запрет нынешнего настоятеля, архимандрита Иоанна (Экономцева), иконописцы изобразили его за Патриархом, а рядом — послушника монастыря Петра Яковлевича.

Этот храм уникален, потому что было решено не делать в нем электрических светильников, чтобы освещался он так же, как в XVI веке. В паникадило помещаются лампадки, остальное пространство освещают свечи, стоящие перед иконами. Таким образом, красота внутреннего убранства не отвлекает от молитвы.

В прошлое лето в храм во время богослужения ударила молния, так что выгорел нимб у Иоанна Предтечи над царскими вратами. Хорошо, что священник стоял чуть поодаль.

Здесь мы можем видеть один из редких случаев, когда на царских вратах изображены не Евангелисты, а учители Церкви — Василий Великий и Иоанн Златоуст. На диаконских вратах обычно изображают архидиакона Стефана и архидиакона Леонтия, а здесь — Борис и Глеб.

А еще в этом храме бывают удивительные по красоте вечерние службы на греческом языке.

Храм в подарок

Однажды на территорию монастыря зашел молодой человек, который предложил восстановить часовню, потому что 4 ноября, когда чествуется икона Божией Матери Казанская, был день рождения его жены. И он решил сделать ей такой подарок. Только, посовещавшись, решили не просто восстановить часовню, а сделать храм.

Каждый день в этом храме читается акафист. В храме Казанской иконы Божией Матери — чудотворная Казанская икона, написанная иконописцем Александрой Резниковой.

Однажды в храм на акафист пришла женщина, чтобы помолиться о своей маме, которая была парализована и не могла даже говорить. Когда она вернулась домой, увидела, что мама может сидеть и разговаривать. А через некоторое время она снова начала ходить.

Два подсвечника храму подарила женщина, у которой был сильно болен муж. На следующий день ему должны были делать операцию. Она помолилась перед Казанской иконой, и на следующий день выяснилось, что операцию делать не надо. Вскоре муж выздоровел.

Еще два подсвечника подарила балерина Анастасия Волочкова. Когда был скандал в Большом театре, она по два-три раза на неделе приходила и молилась перед чудотворным образом. В конечном счете балерина считает, что именно по молитвам перед Казанской иконой Божией Матери ее не уволили из Большого театра. Список с иконы она хранит в своей гримерке.

http://www.taday.ru/text/69 091.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика