Столетие.Ru | Борис Рябухин | 07.09.2007 |
Симфония священства и царства
Святитель Иона родился в конце XIV века в с. Одноушево близ г. Солигалича в Костромской земле. В двенадцатилетнем возрасте принял монашество в одном из галичских монастырей, а затем пришел в московский Симонов монастырь.Как говорится в житии Ионы, однажды он, устав от дневных трудов, прикорнул в укромном углу пекарни и незаметно для себя уснул тихим сном. Едва ли он почувствовал, как рядом остановился человек в митрополичьем облачении. Пальцы правой руки спящего юноши были сложены как для иерейского благословения. Старец, а это был Митрополит Киевский Фотий, благословил инока и пророчески предрек ему великую будущность. Предсказание исполнилось.
В 1431 году за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви Иона был поставлен епископом Рязанским и Муромским. А через год, после кончины митрополита Фотия, возглавил Русскую Православную Церковь. С 1435 года святитель Иона стал именоваться «нареченным в Святейшую Митрополию Русскую».
Вслед за святителем Алексием Митрополит Иона смело может быть назван одним из духовных вождей молодой русской государственности.
Централизованная государственная власть тогда в лице московского князя Василия II Темного утверждала себя в борьбе с давними удельными традициями. За московский престол с ним боролись звенигородско-галицкий князь Юрий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), позднее его дети — Дмитрий Шемяка и Василий Косой. Митрополит Иона был всецело на стороне Василия Темного — законного наследника московских великих князей. Когда изгнанный из Москвы Шемяка вновь намеревался затеять кровопролитные распри, иерархи Русской Церкви во главе со святителем Ионой обратились к пастве с миротворческим посланием.
Союз митрополита Ионы с Василием Темным был продиктован не только стремлением к гражданскому порядку и миру, но и ревностной и мудрой святительской заботой о сохранении чистоты веры, единства Церкви и непрерывности ее традиций. Симфонией священства и царства.
Но более полутора десятков лет Иона оставался в своем прежнем сане епископа Рязанского и Муромского. На то были объективные причины.
За веру, за царя
Сразу после наречения митрополитом отправиться за необходимым благословением в Константинополь епископ Иона не смог. Потому что после смерти литовского великого князя Витовта великий князь Василий II и удельный князь Юрий Дмитриевич отправились для разрешения спора из-за власти, за ярлыком в Орду: так Россия гнулась тогда под татаро-монгольским игом. И в Москве в тот период некому было отправлять в Царьград кандидата в митрополиты.Но когда ордынский посланец привез в Москву долгожданный ярлык на великое княжение, епископ Иона опять не смог идти в Константинополь. Так как новый князь литовский Свидригайло направил туда своего претендента Смоленского епископа Герасима (1432 г.) с титулом «митрополит Киевский и всея Руси». Для его легитимности полагалось согласие двух великих князей, Русского и Литовского. Рассчитывать на признание в Москве митрополит Герасим не мог из-за тогдашнего перехода великокняжеского стола от князя к князю. А в Москве митрополией управлял «нареченный» Иона. Поэтому на северо-восточные епархии власть Герасима не распространялась.
Неожиданно митрополит Герасим был сожжен Свидригайлом в 1435 году по обвинению в заговоре против него. И лишь тогда Иона был отправлен в Царьград.
Однако, прибыв в Константинополь для посвящения, епископ Иона узнал, что патриарх Иосиф уже поставил на Русскую Митрополию некоего грека Исидора. Недолго пробыв в Киеве и Москве, этот Исидор отправился на Ферраро-Флорентийский Собор. Греки решились пойти на переговоры с папой Евгением IV и на соглашение об унии в надежде получить материальную и военную помощь против турок. Но надежды эти оказались тщетными. А Флорентийский Собор принял папскую унию.
Ярый сторонник унии Митрополит Исидор в том же 1439 году был возведен папой в сан кардинала и получил звание апостолического легата для Литвы, Ливонии, Руси и подведомственных ему мест Польши. Киевский князь Александр (Олелько) Владимирович признал его права митрополита.
Не хотелось бы это вспоминать в нынешних условиях переустройства мира, но уж больно много возникает исторических параллелей.
Исидор вернулся в Москву в 1441 году, вошел в город как папский кардинал и легат, с латинским крестом впереди. В Успенском соборе приказал поминать Римского папу Евгения. Великому князю передал послание папы о соединении Церквей. Но не сбылось! Как не сбылось покорить Русь и через 500 лет, тоже в 41-м судьбоносном году.
Когда Константинопольский Патриарх согласился на унию, Русская Церковь стала на защиту чистоты Православия. Святитель Иона и великий князь Василий II, вся церковная иерархия и весь православный народ не приняли Исидора. И заточили его в Чудов монастырь.
Великий князь в 1448 году созвал в Москве Архиерейский Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран Митрополитом Всероссийским с титулом «Киевской и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому стал именоваться также Митрополитом Московским. Великий князь фактически выполнил одну из основных функций православного императора — созывать Собор в защиту Православия.
Исидорово дело
Собор определил, что «Исидорово все дело» противоречит священным правилам. Отказ России от унии и желание иметь православного митрополита пришли в противоречие с вековой традицией принятия митрополита. В Царьград русские иерархи послали канонически зрелую просьбу к царю, Патриарху и освященному Собору: «…Свободно нам сотворите в нашей земли поставление митрополита». Но это «свободное поставление» не только не означало разрыва с Константинополем. Наоборот, оно предполагало сохранение канонического единства, желание сохранить «до века» традиционную связь Русской и Греческой церквей.Была взята под сомнение сама Флорентийская уния 1439 года, не принятая многими иерархами даже в самой Византии, но поддержанная в Константинополе Патриархом и императором.
В противостоянии на Руси «латинству» и унии воплощался идеал симфонии священства и царства. За это в повести о Флорентийской унии великому князю московскому приписывается царский титул, Василий II уподобляется равноапостольному Константину Великому и крестителю Руси князю Владимиру, а Москва называется царствующим градом.
Однако царства на Руси еще не существовало. С правовой точки зрения оно началось в 1547—1560 годах. Священство же, опережая светских идеологов, способствовало его конституированию. Так что царский титул московских великих князей появился сначала в памятниках церковного происхождения, и раньше, чем Россия стала царством. А поддержка священства содействовала формированию на Руси царства православного.
Посрамленному Исидору дали возможность бежать из Москвы. Вскоре он оказался в Риме, покровительствуемый папами Каллистом III и Пием II, где потом и умер.
Наконец предстояло договориться о посольстве митрополита Ионы в Царьград к Патриарху. Посвящение Ионы, по благословению Патриарха Константинопольского Григория III, было впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 года. Для митрополита Ионы напоминание о благословении в Царьграде было аргументом каноничности его поставления.
Однако официальное позволение от короля Казимира на управление западными епархиями святитель Иона получил в особой грамоте лишь спустя три года после утверждения на митрополичьей кафедре в Москве, в 1451 году.
А письменное подтверждение права русских епископов поставлять себе Первоиерарха Москва получила из Константинополя только полтора столетия спустя, в 1593 году. И в нем говорилось уже не о митрополите, а о Патриархе.
Вокруг подпавших под власть Литвы и Польши западнорусских земель ситуация складывалась неблагоприятным образом. И святитель Иона, возглавив русскую кафедру, прежде всего, позаботился об улучшении отношений между Московским и Литовским княжествами. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии. И он приложил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. В частности, особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры. В результате почти на десять лет удалось восстановить церковное единство, которое до того уже не раз нарушалось.
Святитель Иона остался в благодарной народной памяти и как усердный молитвенник и ходатай перед Богом за освобождение родной земли от ненавистного иноплеменного ига. В его житии описан такой факт. В 1451 году, в отсутствие великого князя, ногайские татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении Москвы. Увидев престарелого инока Чудова монастыря Антония, которого он почитал, святитель Иона попросил помолиться и его. Смиренный Антоний ответил, что Господь их молитвы услышал и город будет спасён, а из людей погибнет только один — сам Антоний. Едва старец произнёс эти слова, как случайная вражеская стрела пронзила его. Святитель Иона с честью похоронил инока Антония. А предсказание сбылось: 2 июля, в праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло неожиданное смятение, и они в страхе и панике обратились в бегство, точно гонимые какой-то невидимой силой. В память избавления Москвы от нашествия ногайского хана Мазавши, святитель Иона в том же году построил на своем дворе крестовый храм в честь праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
Святитель Иона, как никто до него, поднял авторитет митрополичьей кафедры. Так, при нем был торжественно причислен к лику святых митрополит Алексий, мощи которого были обретены нетленными при перестройке Чудова монастыря…
Века новые, проблемы — старые
Однако единение и мир в Русской Церкви были опять нарушены. Падение в 1453 году Византийской империи — гаранта православия — ослабило позиции Восточной Церкви. И папа Пий II беспрецедентно послал в Литву митрополитом ученика Исидора — Григория Болгарина, поставленного проживающим в Риме Константинопольским патриархом-униатом Григорием (Маммой). Легитимность Григория признал и Казимир IV. В глазах Рима и проживавших там греческих иерархов-униатов Исидор был митрополитом Верхней России, а Григорий — Нижней России.Прибытие Григория в Литву вызвало законное возмущение и беспокойство святителя Ионы и великого князя Василия Васильевича, увидевших в этом угрозу посягательства католического Рима на единство русской церкви. Московский Собор (1459 г.) вынужден был констатировать разделение митрополии, но осудил это разделение. Он убеждал православных епископов сохранить каноническое обещание (присягу) митрополиту Ионе и оставаться в его юрисдикции. Казимир же в послании склонял великого князя Василия II принять на московский престол униата Григория (который, кстати, в 1471 году отрекся от унии и умер в Православии). Свое предложение Казимир мотивировал тем, что святитель Иона очень стар. Однако Русская Церковь в тот период укрепилась в своей верности святоотеческим преданиям. И Василий Темный ответил категорическим отказом. В результате закрепилось окончательное разделение некогда единой Русской Церкви на северную (Московскую) и южную (Киевскую), что имело для неё весьма тяжёлые последствия.
Печальная в истории Русской Церкви дата — 1458 год знаменует начало долговременного отделения от Москвы западнорусских епархий.
Попавший в зависимость от литовских и польских завоевателей православный русский народ переживал не только все последствия чужеземного политического гнета. Ему грозила опасность навсегда подпасть под влияние назначаемых католическими государями митрополитов, стать жертвой усердно проводимой Римом униатской политики.
Не меньшие тяготы претерпевают и сейчас наши православные соотечественники в отторгнутых от России республиках. «Блюдете опасне сих, да не взмятет у вас богоотметный Григорий святые церкви ниже лестию да прострет сети змиевы, сатанины злые ереси, ниже насеет греховные плевела ложного учения, ни покроет мглою прелести развращения вере Божественного закона святых апостол». Эти слова святителя Ионы тоже были, наверное, в историческом хоре советчиков нынешнему Патриарху Алексию II, отказавшемуся встречаться с папой римским Иоанном Павлом II в начале нового века. Потому что века новые, а задачи старые.
Святитель Иона был великий чудотворец и прозорливец, говорится в его житии. Заранее он узнал время своей блаженной кончины. Скончался святитель Иона 31 марта 1461 года, в глубокой старости. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. Нетленные мощи его были обретены 27 мая 1472 года и положены в Успенском соборе Кремля.
Церковное предание гласит, что во время Отечественной войны 1812 года страшное видение у гробницы святителя Ионы ужаснуло французов.
Чудотворец был обретен с поднятой, как бы грозящей рукой. Поэтому его серебряная рака и подсвечник при ней остались неприкосновенными, тогда как все остальные ценности были похищены. В Москве есть несколько престолов и храмов, связанных с памятью Святителя Ионы.
В историю Русской Церкви Митрополит Московский и всея Руси Иона вошел как архипастырь, до конца исполнивший свой святительский долг, верный канонам и преданиям, лежащим в основании русской церковности и симфонии священства и царства.
Современный пример пользы такой симфонии властей в православных делах — миссия президента России В.В. Путина, взявшего на себя продвижение переговоров с иерархами об объединении Западной и Российской православных церквей.