Русская линия
Русское Воскресение Борис Тарасов07.09.2007 

Вперед-вниз или вперед-вверх?
Выступление на Соборных слушаниях ВРНС «Русская доктрина»

Одно из важных методологических достоинств обсуждаемой книги заключается в том, что она наталкивает читателя на размышления стратегического характера, ответы на которые лежат не в социальной или экономической плоскости, а в области духовно-нравственных законов жизни. Ведь, по убеждению И.А. Ильина, «внутреннее, сокровенное, духовное решает вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного…»

Принципиальное значение этого антропологического измерения, не учитываемого в научных достижениях, рациональных расчетах и прагматических планах, подчеркнуто выводом В.С.Соловьева: «Пока тёмная основа нашей природы, злая в своем исключительном эгоизме и безумная в своем стремлении осуществить этот эгоизм, все отнести к себе и все определить собою, — пока эта темная основа у нас налицо — не обращена — и этот первородный грех не сокрушен, до тех пор невозможно для нас никакое настоящее дело и вопрос что делать не имеет разумного смысла. Представьте себе толпу людей слепых, глухих, бесноватых, и вдруг из этой толпы раздается вопрос: что делать? Единственный разумный здесь ответ: ищите исцеления; пока вы не исцелитесь, для вас нет дела, а пока вы выдаете себя за здоровых, для вас нет исцеления… Истинное дело возможно, только если в человеке и в природе есть положительные силы добра и света; но без Бога ни человек, ни природа таких сил не имеет».

Именно темная основа нашей природы есть то, что А.И.Герцен называл демоническим началом истории, которое вносит расхождение между идейными теориями или революционными преобразованиями и их практическим осуществлением: «Мы были свидетелями, как все упования теоретических умов были осмеяны, как демоническое начало истории нахохоталось над их наукой, мыслью, теорией, как оно из республики сделало Наполеона. А из революции 1830 года — биржевой оборот».

Утопизм всякого рода благих реформаторских устремлений заключается в том, что они не учитывают во «внешних» проектах и практических действиях по преображению общественно-политической и государственной действительности «внутренней» темноты и главных страстей человеческой природы, на свой лад преломляющих их «математические» расчеты. Отсюда постоянное воспроизведение как бы вслед за Герценым недоуменных констатаций: «Хотели как лучше, а получается как всегда».

Но мы все еще продолжаем на свой лад повторять могократно разоблаченную в истории схему зависимости человека от среды, уповаем на «внешние» достижения технологических или информационных революций, на разум или науку, здравый смысл или хваткую хитрость, «шведскую» или «американскую» модель рынка. При этом игнорируется стратегическая зависимость не только общего хода жизни, но и наших собственных тактических планов от непосредственного содержания и «невидимого» влияния темной основы нашей природы, от всегдашнего развития страстей, от порядка (или беспорядка) в душе, от действия (или бездействия) нравственной пружины. «Под шумным вращением общественных колес, — заключал И.В.Киреевский, — таится неслышное движение нравственной пружины, от которой зависит все».

Несомненная заслуга авторов книги заключается в том, что политические, экономические, финансовые, военные, демографические и иные социальные и хозяйственные вопросы они раскрывают в свете православных традиций, дающих всякой профессиональной деятельности прочную духовно-нравственную основу и соединяющих ее с высокими человеческими качествами. Их выводы, как бы от противного, позволяют хотя бы немного отвлечься от довлеющей позитивистско-экономической и социально-идеологической коньюктуры и псевдогуманистической риторики, подумать, что стоит за ними, к какому душевно-духовному состоянию мы должны прийти в приливе очередного в русской истории витка безоглядного неозападничества, и попытаться разглядеть за обольстительными «внешними» плодами современной цивилизации глубочайший «внутренний» кризис. Сплошное обмельчание и эгоизация человеческих желаний, безудержное наращивание сугубо материальных потребностей, наркотически насыщенных разнородными вещами, способствуют умерщвлению духовных запросов и братской солидарности людей на христианских началах. В результате обедненная и больная прагматизмом душа, оказавшаяся в плену у своих внешних сил, забывшая о своей «высшей половине», но владеющая все более мощными «внешними» средствами, является главным «внутренним» источником возможных малых и больших катастроф. И никакие дружественные договоры, «новые порядки» или общечеловеческие ценности не способны предотвратить влияние демонического начала (другими словами «темной основы нашей природы») в истории, если «низкое» состояние человеческих душ не только не преображается, но все более усиливается.

В подобной антропосфере было бы по меньшей мере наивностью полагаться (как нередко случается) на юридические нормы и правовые отношения, которые по своей условной и релятивистской природе неизбежно деградируют, исполняются лишь из-за страха наказания, все чаще начинают играть роль своеобразной пудры или дымовой завесы для осуществления корыстных и гедонистических потребностей, открывая через демагогию путь праву сильного

А уж «титан» найдет немало способов, как упаковать беззаконие в оболочку закона и реализовать стяжательские мотивы и плутократические цели близких ему людей и групп.

Анализ «игры на понижение» и оборотных сторон современной западной цивилизации, в которую мы стремимся встроиться, практически отсутствует в отечественной исследовательской литературе. А он был бы весьма полезен, в том числе и в обсуждаемой книге, для своеобразного фона утверждаемых в ней альтернативных тезисов, аргументов и выводов. Между тем многие западные интеллектуалы, подобно Т. Адорно или А. Тойнби, Г. Маркузе или Х. Ортеге-и-Гассету, Э. Фромму или О. Шпленглеру, М. Хайдеггеру или К. Ясперсу, Ю. Хабермасу или Ф. Партану, размышляют о примитивной стандартизации межличностных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществе, о губительном снижении и нивелировке вкусов и потребностей «одномерного человека», предпочитающего подлинной духовной жизни обладание материальными вещами, променивающего «быть» на «иметь».

Не только философы, но и вменяемые политические деятели Запада испытывают ощутимую тревогу по поводу хода и судьбы их цивилизации, столь для нас нынче прельстительной. Например, широко известный З. Бжезинский, считающий православие (основу иной, духовно и нравственно ориентированной, как раз и утверждаемой в «Русской доктрине» модели общественного развития!) последним и подлежащим разрушению препятствием для приобщения России к этой цивилизации (и тем самым обретения ее болезней!). В книге с характерным названием «Вне контроля. Глобальная смута на пороге ХХ1 века» он с апокалиптическими интонациями пишет о том, что идеалы личности как тотального потребителя составляют суть морального и жизненного кризиса на Западе, провоцируют процессы разрушения культуры и разложения общества: «Западный человек сверхозабочен собственным материальным и чувственным удовлетворением и становится все более неспособным к моральному самоограничению. Но если мы на деле окажемся неспособными к самоограничению на основе четких нравственных критериев, под вопрос будет поставлено само наше выживание».

Советник президентов Никсона и Рейгена, кандидат в президенты от Республиканской партии на выборах 1992 и 1996 годов Патрик Дж. Бьюкенен написал книгу с выразительным названием «Смерть Запада», где утверждает: «Запад умирает. Народы Запада перестали воспроизводить себя, наследие западных стран стремительно сокращается. (…) Новый гедонизм, как представляется, не дает объяснений, зачем продолжать жить. Его первые плоды кажутся ядовитыми. Неужели эта новая культура „освобождения“, которая оказалась столь привлекательной для нашей молодежи, на деле станет смертоносным канцерогеном? А если Запад задыхается в хватке „культуры смерти“, как однажды выразился папа римский и как подтверждает статистика, последует ли западная цивилизация за ленинской империей к бесславному концу?»

В «ядовитых плодах нового гедонизма», в различных проявлениях «животных стандартов поведения» и перверсий, в отмирании института семьи и сокращении рождаемости (пустые сердца — пустые дома) Бьюкенен видит признаки глубочайшего упадка западной цивилизации. «Смерть Запада — не предсказание, не описание того, что может произойти в некотором будущем; это диагноз, констатация происходящего в данный момент». По его убеждению, вместе с дехристианизацией жизни образуется этическая канализация и духовная пустыня, грядет новое варварство. И преодоление «апокалипсиса культуры», считает он, невозможно на путях политики, пропитанной декадентскими ценностями. Только общественная контрреволюция и духовная борьба с этими ценностями, «перемена настроения», религиозное возрождение способны развеять «сумерки Запада», прежде чем опустится «занавес в финале сыгранной пьесы Homo Occidentalis «.

Конечно, большинство актеров этой пьесы, участвовать в которой стремится и Россия, скорее всего, не думает о подобном финале и о необходимости предотвращающего его религиозного возрождения. Но уже сейчас очевидно, какие приобретения, помимо финансово-экономических и политико-идеологических «достижений», ожидают нас в такой игре механических заимствований и ученических подражаний, игнорирующей воздействие демонического начала истории. Это — дальнейшее распространение описанных Бьюкененом социально-нравственных болезней, еще большее падение и без того уже катастрофического уровня рождаемости, усиление процессов разложения и растворения многовековыми традициями складывавшейся цивилизационной идентичности народа в глобалистском мареве и потребительской нирване, его превращение в манипулируемую и управляемую массу, гибельная утрата христианского стержня русской культуры, который, собственно говоря, и помогает сохранять высшесмысловую ориентацию (смыслократию в терминологии авторов книги) в мире, различать добро и зло, не соблазняться новомодными утопиями, не забывать о «голом короле», видеть всеопределяющее «внутреннее» душевно-духовное качество «внешнего» хода событий, противостоять человеческой и исторической энтропии.

Данный контекст не обозначен впрямую в книге «Русская доктрина», но как бы подразумевается в критике унифицирующих стандартов глобализирующегося мира при рассмотрении специальных вопросов политики, экономики, финансов, образовании, военного дела и т. д. и при альтернативном обращении к одухотворяющим и созидательным началам и традициям отечественной истории и культуры. По убеждению авторов, именно эти православные начала и традиции, обращенные к высшему в человеке и формирующие в нем понятия любви, совести, благородства, чести, достоинства, долга, и должны стать основой выхода из цивилизованных тупиков и обновленного жизнестроительства в России. Россия — одна из мощнейших энергетических держав планеты, ее крупнейшая экологическая кладовая. Она занимает уникальное геостратегическое положение межконтинентального моста между Европой и Азией, обладает глубочайшим культурным наследием, огромным научно-техническим потенциалом, непревзойденным опытом ненасильственного сосуществования разных народов в едином многонациональном государстве. Однако разумно и благотворно воспользоваться подобными богатствами и преимуществами невозможно (и обсуждаемая книга убеждает нас в этом) без восстановления подлинной иерархии ценностей и подчинения политико-экономических вопросов духовно-нравственным задачам. Только при этическом преображении всех видов деятельности возможен истинный прогресс, оздоровление всех общественных сфер — политической, экономической, образовательной, военной и т. д. Тогда, по убеждению авторов книги, настоящая элита, творцы и созидатели, мастера и подвижники во всех этих сферах, хранители духовных и культурных ценностей народа смогут повернуть развитие страны по восходящей линии. Ведь духовное начало играет главную и ведущую роль в историческом процессе. И куда пойдет история (вперед-вверх или вперед-вниз), зависит не столько от очередных научно-технических революций и социально-экономических реформ, сколько от сформированного сознания, влияющего по ходу жизни на рост высших или низших свойств личности, которые и отражаются соответствующим образом на обустройстве окружающего нас мира.

Борис Тарасов, ректор Литературного института им. А.М. Горького

http://www.voskres.ru/idea/tarasov.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика