Русская линия
Русский дом Елена Захарченко06.09.2007 

Наполнить музыкой сердца

Этим летом к неповторимой красоте Санкт-Петербурга, его белым ночам, к изысканности архитектурных форм добавились новые краски. В городе на Неве состоялся запомнившийся слушателям и участникам I Международный хоровой фестиваль

В программе приняли участие знаменитые на весь мир хоры: из Великобритании, Франции, Эстонии, Испании, хор Мариинского театра, Петербургский камерный хор, Камерный хор Смольного собора, Концертный камерный хор Академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского. Но самый большой успех выпал на долю гостей из столицы — мужского хора Московского патриархата «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко и мужского хора московского ставропигиального Сретенского монастыря под управлением регента Никона Жилы.

«Исполняйтеся Духом, — поучал ещё на заре христианства ап. Павел, — глаголюще себе во псалмех и пениях, и песнях духовных!». Многих людей привлекала и привлекает в храм возможность не только исповедаться у священника, получить духовное наставление, причаститься, но и послушать возвышающие душу церковные хоровые песнопения. Они стремятся следовать завету ап. Павла: «…не упивайтеся вином, в нем же есть блуд: но паче исполняйтеся Духом, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви». Не зря церковные хоры называют ликами — согласно церковному учению, именно ангелы стали восхвалять Творца «гласом велиим» ещё задолго до сотворения человека, с того самого времени, когда появились на тверди небесной светила…

— Церковное пение, — комментировал регент «Древнерусского распева» Анатолий Гринденко выступление руководимого им коллектива, — даёт нам возможность, словно в окошко, подобно иконе, заглянуть в мир невидимый. Именно музыка церковная, звучавшая в древности, оказывается ближе по своему характеру к главной цели — служить средством, соединяющим человека в молитве с Богом. И в более поздние времена наши лучшие отечественные композиторы рекомендовали обращать внимание прежде всего на древние знаменные распевы…

Этот поиск наиболее правильного звучания, способов сохранения лучших образцов церковной музыки привёл Анатолия Гринденко к идее создания хорового коллектива, который смог бы озвучивать и восстанавливать рукописные памятники церковных песнопений и возвращать их в богослужебную практику. Обширная концертная деятельность хора служит важной задаче — приобщению к бесценным сокровищам древнерусской певческой культуры не только православных сограждан, но и представителей разных стран и народов. Созданный в 1985 году по благословению митрополита Питирима при издательском отделе Московского патриархата, хор стал настоящей творческой лабораторией, где естественным образом соединились научная и практическая деятельность.

Гастроли «Древнерусского распева» были особо отмечены в 1993 году — за миссионерские заслуги перед Русской Православной Церковью хор был награждён орденом Палестинского (бывшего Императорского) общества в Иерусалиме. На фестивале в Санкт-Петербурге хор Анатолия Гринденко исполнял произведения монастырских церковных композиторов XVI—XVII вв.еков: «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Да исправится молитва моя», «Гимн Богородице» и другие.

Сходен по характеру с хором «Древнерусский распев» и коллектив, которым руководит регент Никон Жила. Мужской хор Московского ставропигиального Сретенского монастыря был основан в 1995 году, сразу после возобновления монашеской жизни в обители. Он участвует в традиционных православных богослужениях, выступает с концертами по всей России и за её рубежами. В составе — преимущественно выпускники музыкальных вузов Москвы. Да и сам регент — выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных. В свои концертные программы хор включает известную церковную музыку, гармонизации древнерусских распевов, духовные произведения русских композиторов, а также народные и современные песни. Коллектив сумел стать доступным и хорошо известным для многих слушателей. Жизнь коллектива проходит под постоянным внимательным покровительством наместника монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), участники хора даже включены в братию обители, что весьма необычно для современных монастырей. Постоянное ощущение причастности к монастырской жизни даёт профессиональным певцам, музыкантам и особенное звучание, и предъявляет особенные требования к внутренней духовной жизни, то есть они и самих себя настраивают, подобно тому, как это делают оркестранты со своими инструментами, на единый лад. Так что не только звуки, но и сами души их звучат действительно гармонично, окрыляя и слушателей, устремляя их в мир высоких чувств и мыслей — в молитвенное состояние.

Выступлениями хоров фестиваль не закончился. Удивительные музыкальные вечера, наполнившие весь Санкт-Петербург, продолжились на стрелке Васильевского острова. Здесь под открытым небом выступали оркестры, а потом музыку подхватили цветовые фонтаны.

Утром следующего дня поклонников авторской песни встречала эстрадная сцена на Елагином острове. Стихи, песни под аккомпанемент гитар, баянов, аккордеонов, губных гармошек, бубенцов и даже трубы запомнились многим. Авторы-исполнители получили дипломы фестиваля и здесь же принялись создавать свой новый альманах (участие в котором приняла и администрация города, выделив необходимые средства для его издания).

Хочется надеяться, что I Международный хоровой фестиваль станет традиционным, а у слушателей только от предвкушения новой встречи с церковной музыкой будет замирать душа.

http://www.russdom.ru/2007/20 0709i/20 070 921.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru