Русская линия
Известия Борис Клин05.09.2007 

Кому не нравится межрелигиозный мир?

В конце августа в Гудермесе состоялся исламский миротворческий форум. Какой именно мир там пытались сотворить — неизвестно. Но явно не межрелигиозный. Информагентства сообщили, что на почтенном собрании глава нижегородских мусульман Умар Идрисов выразил свое недовольство Русской православной церковью: «На наших глазах в Московском патриархате рождается культ солдата Евгения Родионова как „святого“, и он имеет антиисламский пафос».

Почитание погибшего в Чечне солдата действительно существует. Год назад на организованной Санкт-Петербургской епархией конференции, посвященной церковным суевериям, священники сами с тревогой говорили о распространении множества самочинных культов: Ивана Грозного, Гришки Распутина и в том числе «воина Евгения». Церковью он не канонизирован, да и неизвестно, произойдет ли это. Идрисов это прекрасно знает. Он же сам говорил о «неофициальных молитвах». Тогда зачем же обвинять Московский патриархат? Для создания среди единоверцев образа врага в лице православных?

Совет муфтиев России занимается этим системно. Вокруг научной монографии известного религоведа Романа Силантьева он устроил такой скандал, что под вопросом оказалось существование Межрелигиозного совета России. Сопредседатель Совета муфтий Нафигулла Аширов требует убрать с герба России кресты. Он так активно борется с введением в школах «Основ православной культуры», что недавно сравнил их с гитлеризмом: «Если родители захотят, чтобы дети изучали в школах „Майн кампф“ Гитлера, им тоже следует разрешить?».

Совет муфтиев активно поддержал письмо группы академиков, в котором ученые обвиняли РПЦ в «клерикализации России». Что не помешало на том же форуме в Гудермесе другому лидеру этой организации — Мукаддасу Бибарсову выступить инициатором поправки к итоговому документу. В нем изначально была фраза о том, что экстремистские силы, действовавшие в Чечне, стремились к созданию «шариатского государства».

— Никто из присутствующих не может иметь ничего против шариатского государства, — провозгласил имам Поволжья. — Просто опыт его строительства в Чечне был неправильным. Вполне естественно, что мусульмане за шариат.

Получается, что российская государственность у мусульман под сомнением. Как-то не хочется верить, что муфтий говорит от имени всех последователей ислама…

Напряженные отношения у Совета муфтиев сложились не только с РПЦ. В 2005 году после лондонских терактов главный раввин России Берл Лазар напомнил, что многие мечети в Великобритании были оплотом экстремистов. В ответ сопредседатель СМР Мукаддас Бибарсов обратил внимание на иностранное происхождение раввина, обвинил его в разжигании межрелигиозной розни и напомнил, что «сеющий ветер пожнет бурю». В Федерации еврейских общин России это заявление расценили как оскорбительное. В 2006 году СМР выступил с заявлением в связи с ливано-израильской войной. В нем не было ни слова о праве на существование Израиля, ни слова сочувствия к еврейским жертвам. Зато выражалась поддержка «народам Ливана и Палестины». В ответ ФЕОР дала муфтиям совет: «Лучше им было бы промолчать».

Не всегда стоит вмешиваться в такие споры людям со стороны. Но в России мир вообще и межрелигиозный в частности слишком драгоценен — да и кто от сложностей современного мира может быть в стороне? Тем более что мотивы политики СМР непонятны. Одни эксперты считают, что в Совете взяли верх радикалы. Другие полагают — «громкие» фразы адресованы лишь зарубежным спонсорам. Но на таком фоне неубедительными становятся слова чиновников, да и самих священнослужителей «об уникальном российском опыте поддержания межрелигиозного мира». А ведь он есть и будет — если не подрывать его непродуманными словами и делами.

http://www.izvestia.ru/comment/article3107916/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика