Русская линия
Русская линия Закира Зарипова24.05.2010 

Место и роль татарской диаспоры в развитии отношений между Татарстаном и Израилем
Доклад на круглом столе «Израиль, Татарстан и Палестина: история отношений и перспективы сотрудничества» в рамках работы международного научно-практического симпозиума «Арабо-израильский конфликт и роль России в его урегулировании» (14−15 мая 2010 г.)

Государство Израиль позиционирует себя как еврейское демократическое государство. Собственно говоря, именно об этом и говорится в Декларации независимости Израиля, принятой 14 мая 1948 года, где говорится, что отныне в Эрец-Исраэль (Палестине) создано еврейское государство — Государство Израиль[1]. И, естественно, как национальное государство, Израиль можно было бы считать моноэтническим на первый взгляд. Однако при возникновении Израиля в 1948 году и в дальнейшем стало очевидно, что никакой моноэтничности достигнуть не удастся. И дело не в том, что Израиль населяли палестинские арабы, но и на его территории проживали небольшие по численности этносы: друзы, черкесы, бедуины, греки, армяне и др.

В 1950 году в Израиле был принят Закон о репатриации, который стал главным законом, регулирующим иммиграцию. Согласно этому Закону, любой еврей вместе со своей семьей имел право переехать в Израиль на постоянное местожительство с получением гражданства этой страны. В результате это привело к росту численности нееврейского населения из числа новых репатриантов.

С началом перестройки в СССР и особенно после его развала, когда была открыта возможность для алии[2] для огромной массы русскоязычного еврейства, доселе не имевшего возможности выехать на свою историческую родину, вместе с евреями в Израиле оказались члены их семей нееврейского происхождения. Среди таких были и татары.

Израильские татары, однако, имеют гораздо более долгую историю своего пребывания в Израиле. Так, к примеру, в средние века территория современного Израиля была под властью мамлюков, которые являются этнически тюрками-татарами. В Израиле сохранился памятник этого времени — два моста Бейбарса. Как отмечал на симпозиуме Валиулла-хазрат Якупов, татары селились в Иерусалиме с XIX века. Известный татарский писатель Гаяз Исхаки, будучи в эмиграции после революции 1917 года, бывал в Иерусалиме. В Войне за Независимость 1948 года в составе израильской армии принимала участие Черкесская дивизия, часть солдат которой прибыла из Рима. Отряд составляли потомки бывшей российской Дикой дивизии. Между собой члены отряда говорили по-татарски. А в 1956 году черкесы, под именем которых числились и самые настоящие татары, добились официального права служить в ЦАХАЛе[3].

С конца 1980-х гг. до сегодняшнего дня в Израиле сложилась целая группа русскоязычного населения, насчитывающего около миллиона человек (население Израиля составляет 7 миллионов человек). При этом среди этой «русской» алии встречается масса людей, которые не являются евреями: это этнические русские, украинцы, азербайджанцы, грузины, узбеки и др. Татары также составляют определенный компонент этой «русской» алии.

Формирование татарской диаспоры происходило крайне медленно. Это объяснялось и отсутствием первоначальной острой необходимости в консолидации татарской общины в силу желания как можно быстрее абсорбироваться и интегрироваться в израильское общество. Другой причиной можно считать постепенность численного увеличения татар в этой ближневосточной стране за счет притоков новых репатриантов в страну.

В начале 1990-х годов в Израиле стали формироваться землячества. Их образование происходило на основе объединения выходцев из конкретных городов, регионов и даже стран. Например, есть в Израиле белорусское землячество, которое объединяет выходцев из Белоруссии. Подобные организации существуют, как правило, для удовлетворения ностальгических чувств по прежнему месту проживания, которое возникает у людей, переехавших в другую страну. Подобной организацией было казанское землячество, которое сплотило на определенное время татар и выходцев из Татарстана, которые переехали в Израиль. Однако это объединение не стало консолидирующим для организационной институтализации татарской диаспоры Израиля. Причина заключалась в том, что татары, прибывшие на постоянное место жительство в Израиль как члены семей евреев, приехали из разных частей бывшего СССР. Географический принцип землячества не являлся для них столь определяющим.

В январе 2006 года в Израиле возникла ассоциация «Татары за Израиль», который возглавила я, Закира Зиннуровна Зарипова, проживающая в г. Ришон ле-Цион. Уроженка Киргизии (род. в 1956 г.), я в 1979 г. закончила Ташкентский политехнический университет, и по распределению уехала в Киев, где работала химиком-технологом. Там вышла замуж, родила двоих детей, а в 1997 году переехала в Израиль. Будучи сама этнической татаркой я постаралась объединить татарскую общину в Израиле. Наша организация на сегодняшний день единственная организация татарской диаспоры в Израиле.

Само название нашей организации говорит о конкретной политической позиции татар Израиля. Известно, что многие мусульманские страны не признают Израиль (всего около десяти мусульманских стран установили с Израилем дипломатические отношения). Отношения к Израилю в массе своей у большей части мусульман резко негативное и враждебное. Однако татары Израиля выступают не только как граждане-мусульмане этой страны, но и как резкие противники нагнетания антиизраильской истерии и международного терроризма, который прикрываясь исламом, направлен против Израиля. Татары Израиля, как мусульмане, выступают за необходимость признания мусульманским миром Израиля. При этом свою произраильскую позицию татарская диаспора этой страны аргументирует экскурсами в историю мирного сосуществования евреев и тюркских народов[4].

Подобная позиция вызвала резкое неприятие у определенной части мусульманского населения России, которое стало воспринимать татарскую диаспору в лице Ассоциации «Татары за Израиль» как предателей и изменников ислама[5]. Однако сами израильские татары считают, что они не выступают против ислама, а, наоборот, подчеркивают своей позицией терпимость, толерантность и благоразумие, присущее исламу[6]. Татарская диаспора, и это мы хотим подчеркнуть, говорит от имени только израильских татар. А наша произраильская позиция очевидна: мы — граждане Израиля, мы служим в израильской армии, и как израильтяне мы хотим жить в мире в нашем государстве, гражданами которого мы являемся.

На сегодняшний день в Израиле проживает приблизительно 15 тысяч татар и представителей других мусульманских народов из бывшего СССР[7]. Основные годы прибытия в Израиль 1991, 1995, 1996, 1997. Прибывшие в начале 1990-х гг. татары сумели быстрее интегрироваться в израильское общество, освоили иврит, что позволяет им занимать высокооплачиваемые должности в израильских кампаниях. После 1995 года количество прибывающих резко сократилось, и государственные дотации намного уменьшились, в результате чего прибывшие, не заканчивая курсов по изучению государственного языка Израиля — иврита, устраивались на тяжелую работу с минимальной зарплатой. Жизненный уровень этого слоя населения гораздо ниже, чем тех, кто прибыл в начале 1990-х гг. Большинство израильских татар — из России (преимущественно, Республики Татарстан) и республик Средней Азии. Основными городами проживания татар в Израиле являются Ашдод, Арад, Хайфа, Ашкелон, Беер-Шева, Ришон-ле-Цион, Холон, Кирьят-Шмоне и т. д[8].

Знание татарского языка у татар Израиля зависит от возрастной группы: старшее поколение владеет татарским языком лучше, чем молодое.

Поскольку татарская диаспора упор делает на культурную сферу, 12 октября 2009 года в Ришон ле-Ционе я открыла Татарский культурный центр[9]. Среди культурных мероприятий, которые провела и планирует проводить дальше татарская диаспора, стоит отметить ежегодный Сабантуй (первый был проведен в 2007 году), День Республики Татарстан (30 августа), Дни татарской кулинарии. Одним из последних мероприятий, проведённых татарской диаспорой, стала презентация книги «Лехаим, татары!» (сост. — Радик Амиров)[10] о татарско-еврейских связях.

На сегодняшний момент израильские татары, объединившись в диаспору, все более заинтересованы в налаживании связей с Республикой Татарстан. В этом направлении есть отдельные подвижки: я приняла участие в IV съезде Всемирного конгресса татар в 2007 года как делегат от татарской диаспоры Израиля, наладила контакты с казанскими периодическими изданиями (газета «Звезда Поволжья» и журнал «Чаян»[11]), с вице-президентом Академии наук Республики Татарстан Наилем Валеевым. Мы в числе первых выступили инициаторами кампании по выдвижению Президента Татарстана Минтимера Шаймиева на Нобелевскую премию мира[12].

Наше стремление наладить отношения между Татарстаном и Израилем заслуживает одобрение, однако без понимания властями обеих республик этого не возможно сделать коренным образом. Пока мы можем видеть огромный потенциал и для Татарстана, и для Израиля, но похвастаться особенно нечем. Радует лишь то, что между Казанью и Тель-Авивом открылось авиасообщение. Наша мечта — открытие Торгово-экономического Представительства Республики Татарстан в Израиле. Такие представительства существуют в Туркменистане, Турции, Финляндии и других странах. Полагаем, что открытие такого представительства в Израиле позволило бы Татарстану распространить своё торгово-экономическое влияние на весь Ближний Восток. А татарская диаспора Израиля может стать тем проводником, который будет отстаивать культурные интересы Татарстана в Израиле, и сможет познакомить израильское общество с культурой поволжской республики.


1. Декларация независимости Государства Израиль. — В кн.: Евреи в современном мире: История евреев в новое и новейшее время: антология документов. — т. II / Сост. П. Мендес-Флор, Й.Рейнхарц. — М.: Мосты культур, Иерусалим: Гешарим, 2006. — С.607
2. «Алия» в переводе с иврита дословно означает «восхождение». Этим термином в Израиле называют репатриацию, т. е. иммиграцию в эту страну.
3. Мартынова В. Беляши — во имя мира! В Ришон ле-Ционе созревают планы созыва первого татарского сабантуя // Репортер. Приложение к газете «Новости недели». — 8.02.2007. — С.5
4. Гельман З. Татары за Израиль // Еврейский мир. — 2006. — N5
5. Ежова Ф.А. «Мусульмане против ислама». Кто такие «Татары за Израиль»? // Народ. — N36. — 31.05.06 -06.06.06
6. Зарипова З. Кто против «Татар за Израиль»? // Народ. — N36. — 31.05.06 -06.06.06
7. Вагизова В. Татары за Израиль // http://www.evreyskaya.de/archive/artikel235.html
8. Сулейманов Р. Татарская диаспора Израиля // Страницы истории татарского народа и Татарстана в новое и новейшее время. — Казань: институт истории АН РТ, 2007. — С.246
9. Еврейская улица (Казань). — 2009. — N6(103). — С.1
10. «Лехаим, татары!». — М.: ЗАО «Московские учебники — СиДипресс», 2009. — 96 с., 8 илл.
11. Закиев Р. Евреи в финале! // Чаян. — 2008. — N5 (март). — С.10
12. Звезда Поволжья. — 2009. — N32 (483). — 27 августа — 2 сентября. — С.1


Резолюция международного научно-практического симпозиума «Арабо-израильский конфликт и роль России в его урегулировании»
14−15 мая 2010 года, Казань, Россия

Казанский симпозиум стал местом всестороннего и разноаспектного рассмотрения этапов истории и современного состояния арабо-израильского конфликта и роли России в его урегулировании. В работе симпозиума приняли участие ученые, преподаватели, студенты, общественные деятели и представители органов государственной власти из России, Израиля, Палестины, США, Южной Осетии, Украины, Белоруссии, Азербайджана и Сирии.

Выступления и дискуссии на симпозиуме подтвердили актуальность и востребованность обращения к арабо-израильской проблематике, жизненность и практическую значимость самой идеи участия гражданского общества в лице интеллигенции в поиске согласия на Ближнем Востоке. В процессе работы симпозиума наглядно выявились важнейшие аспекты влияния ближневосточного конфликта не только на внешнюю политику мировых держав, но и на внутреннюю. Учитывая роль мусульманской уммы России в общественно-политической жизни своей страны, в том числе и её влияние на внешнеполитический курс Москвы, участники симпозиума отметили, что мусульманской общине России небезразлично происходящее на Ближнем Востоке, и что официальным лицам Израиля и Палестины желательно участвовать в мероприятиях, подобно казанскому симпозиуму, тем более, если их приглашают на них, чтобы разъяснить позицию правительств своих стран и найти совместно с научным, университетским и религиозным сообществом России оптимальное решение конфликта, длящемуся уже более шестидесяти лет.

Участники международного научно-практического симпозиума выражают единодушное мнение о необходимости продолжать аналогичные встречи и надеются на то, что официальные лица будут принимать участие в подобных мероприятиях, вступая в диалог с учеными и общественностью.

На симпозиуме были обсуждены проблемы геополитики современного Ближнего Востока и роли России в процессах, происходящих в регионе. В фокусе внимания многих участников симпозиума оказались этноконфессиональные конфликты и процессы социально-политической трансформации в Израиле и Палестине, в особенности, взаимоотношения власти и религии. Во многих докладах были обстоятельно проанализированы проблемы общественно-политического развития региона. Удалось проследить общее и особенное в исторической специфике стран и народов Ближнего Востока. Красной линией во многих выступлениях проходила идея об особом месте России, которая в силу геополитических факторов призвана, наряду с другими странами и ООН, играть важную роль в урегулировании арабо-израильского противостояния. Однако участники казанского симпозиума отметили, что помимо России большую роль играют и некоторые страны региона Ближнего Востока. Особое место среди таких стран занимает Исламская Республика Иран, чьё стремление к региональному лидерству должны серьезно воспринимать и в Израиле, и в Палестине.

На прошедшем круглом столе «Израиль, Татарстан и Палестина: история отношений и перспективы сотрудничества» участники симпозиума отметили значимость расширения связей на региональном уровне и предложили Израилю и Палестине для решения межнациональных и межконфессиональных противоречий взять в качестве примера модель Татарстана, где мирно уживаются народы разных национальностей и вероисповеданий. Республика Татарстан, являясь одним из наиболее успешных в социально-экономической сфере российских регионов, должна расширять торгово-экономические отношения с Израилем и Палестиной, равно как и последние должны углубить этот процесс. Одним из прозвучавших на симпозиуме идей практического решения этого вопроса стало предложение о необходимости открытия Торгово-экономического Представительства Республики Татарстан в Израиле и Палестине, а Израилю и Палестине открыть консульства в Казани.

Участники казанского симпозиума пришли к следующим выводам:

1. Современные условия выработки геополитической стратегии странами мира во многом определяются необходимостью урегулирования многолетних межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Одним из таких является арабо-израильский конфликт. Советский Союз, а впоследствии Российская Федерация всегда выступали за урегулирование этого ближневосточного противостояния на основе мира и равноправия обеих сторон.

2. Одной из наиболее острых остается экономическая проблема. В условиях мирового экономического кризиса вопросы экономики выходят на первый план, и для Израиля и Палестины встает вопрос о расширении торгово-экономических отношений с Россией, в том числе и с ее регионами.

3. В условиях глобализации Ближний Восток становится общим пространством для всех населяющих его народов. Межнациональные и межконфессиональные проблемы стоит разрешать путем согласования острых вопросов с учётом взаимных интересов обеих сторон конфликта. Безопасность будет обеспечена при использовании профилактических мер на известной международно-правовой основе и взаимоуважения культурных традиций народов.

4. Всё это ставит перед учеными вопрос о продолжении дальнейшего обсуждения исторических и современных проблем Ближнего Востока на арабо-израильском направлении с целью выработки минимально ущербного для населения выхода из затянувшегося противостояния. Поиск этого выхода интеллектуальными силами ученых и общественных деятелей должен происходить во время встреч, примером которых может служить настоящий симпозиум.

В этой связи участники казанского симпозиума приняли решение издать сборник материалов симпозиума с целью дальнейшей популяризации знаний и идей, предложенных для обсуждения и реализации в практической плоскости ближневосточной политики правительств России, Израиля и Палестины.

По итогам состоявшейся дискуссии участники казанского симпозиума приняли настоящую резолюцию.

Казань, Россия, 15 мая 2010 года

http://rusk.ru/st.php?idar=23340

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
  • купить диплом техникума в Брянске перейти
  • bryansk.diplom-register.com