Правая.Ru | Анна Сапрыкина | 05.09.2007 |
Ключевое слово обычно ставится на первое место. И в тексте из советской конституции это слово — «граждане». Те, кто несут ответственность. Кто играет ведущую роль.
Вариантов не так много. За образование детей отвечает либо общество и государство, либо родители. Во втором случае «граждане» будет заменено на «родителей», и просто «дети» на «своих детей». Замена небольшая, но принципиально меняет ситуацию.
Если в ответе общество и государство, то родители детей рожают, обувают-одевают, затем передают в школу. Государству и обществу. Конечно, захочется убедиться в «хорошести» школы, но это как получится. В школе у ребенка «профессионалы» фрмируют знания-умения-навыки в течение 11 лет по 8−10−12 часов в сутки. А по вечерам и по праздникам у нас «семейное воспитание». Если в ответе Церковь, то, соответственно, вместо «школы» выступает «православная гимназия».
Если же в ответе родители, то вопрос оказывается куда более сложным. Образование начинает строиться вокруг каждой семьи, зависеть от нее, начинаться с семьи и возвращаться в семью. Система рушится. Потому что в таком случае родители должны принимать участие во всем процессе, между школьным и семейным воспитанием стираются возможные принципиальные различия, четкая грань размывается. «Идеальная» система образования во многом уничтожается. Это, конечно, преступление. Ведь образованием должны заниматься только профессионалы, а родители — пусть занимаются своим делом (политикой-бизнесом-рождением детей — готовкой еды).
Все понятно. Это и есть «традиционная отечественная система образования». Вот только какое отношение имеет советская система образования детей к русской традиции?
Чтобы понять, какую роль наша традиция отводит родителям в образовании (и в воспитании, и в обучении) детей, в первую очередь стоит обратиться к мнению православной Церкви. Ответ на вопрос о том, каково это мнение, не очевиден. По-видимому, не только для нас, простых мирян, но и для духовных лиц. Понятно, что здесь необходимо большое серьезное исследование компетентных (действительно компетентных) специалистов. Но думать об этом важнейшем вопрос, задавать его себе и другим, можно и нужно каждому православному родителю.
Самый простой путь — начать с обращения к творениям великих отцов Церкви IV — начала V веков. Эта эпоха имеет много схожего с нашим временем. Не так давно прекратились гонения на христиан; появились первые поколения, получившие образование в соответствии с Христовым учением. Именно такую ситуацию описал святитель Григорий Богослов в своих размышлениях о собственной семье и семье своего друга Василия Великого. В этих семьях и воспитание, и обучение детей проходило при непосредственном участии родителей, «чадолюбивых и христолюбивых» [1], родителей «по телу и по духу» [2]. Главной их добродетелью Григорий Богослов называет «благочадие» — «добродетель и приближение детей к совершенству» [3]. В обеих семьях дети получили первоначальное образование от своих родителей, под их руководством. Василия Великого учил его родной отец [4], программу обучения его сестры св. Макрины составляла мать [5]. Отец святителя Иоанна Златоуста скончался, оставив на руках двадцатилетней жены новорожденного Иоанна. «…Анфуса не преминула дать своему сыну наилучшее по тогдашнему времени воспитание. Удалившись от всех развлечений мира… она сама могла преподать своему сыну первые начатки образования… Из уст любящей матери получил он первые уроки чтения и письма» [6].
После получения такого образования под кровом родительского дома, Григорий Богослов со своим братом Кесарием, а также Василий Великий были отправлены родителями в ведущие образовательные центры того времени — в Александрию, Афины [7]. Иоанн Златоуст также получил светское «высшее» образование — обучался риторике и философии.
Позже вопросы образования заняли значительное место в проповедях «вселенского учителя и святителя», Иоанна Златоуста. И в качестве главных педагогов и учителей детей учитель Церкви представляет родителей. Именно к ним обращены его «педагогические» размышления. «Итак, каждый из вас — отцов и матерей — подобно художникам, с великой тщательностью украшающим изображения и статуи, пусть заботится и о своих, удивительных произведениях… используйте для этого все имеющееся у вас время, делая для Бога статуи, достойные восхищения» [8]. «Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка», — так обращается к отцу Иоанн Златоуст [9]. Блаженный Августин же называет главу семьи епскопом: «…Пусть и каждый отец семейства (paterfamilias) знает, что он обязан своим отцовским положением в своем семействе этому имени <Бога>. Пусть он побуждает, учит, увещевает, направляет всех своих ко Христу и вечной жизни, пусть он будет к ним благожелателен, пусть упражняет их в науках. Так он будет отправлять в своем доме церковную и как бы епископскую обязанность, служа Христу, чтобы вечно быть с Ним» [10].
Говоря о т.н. «религиозном образовании», Иоанн Златоуст также «отдает» его в руки родителей. Отец должен рассказывать ребенку библейские истории [11], при чем рассказывать в определенной последовательности, выбирая подходящие места из Писания и комментируя их. «Пусть и мать сидит рядом, в то время как душа образовывается такими рассказами, чтобы и она помогла этому и хвалила высказываемое» [12]. И еще слова Златоуста родителям: «… так должны поступать… в церковь посылая, или, лучше, приводя их <детей своих>. Ибо не другим вверять их, но самим с ними надобно приходить» [13].
Иоанн Златоуст говорит отцу: «Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в твои руки власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настроивать повелел Я» [14]. Конечно, «посторонние» учителя, профессионалы тоже могут готовить ребенка к жизни. «Юность… имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях» [15], но это никак не означает отстранение родителей от процесса, «профессионалы» — только помощники основного педагога: «Участь детей наших хуже даже скотов; об ослах и лошадях мы более заботимся, нежели о детях. Если кто имеет лошака, то всячески старается найти лучшего конюха, который был бы честен, не вор, не пьяница, и знал свое дело. Если же нам нужно дать наставника сыну, то мы просто, без всякого выбора, берем кого случится» [16].
Если перенести действие в современную ситуацию, то вывод кажется вполне очевидным: родители должны тщательно выбирать всех учителей и педагогов для ребенка. У нас должна быть эта возможность — узнавать преподавателя и как человека, и как специалиста еще до того, как он начнет учить наших детей. И потом, во время обучения ребенка, родители продолжают отвечать за происходящее. А в наших школах, в том числе и во многих православных, родителей не всегда пускают в здание школы. Не говоря уже о том, чтобы скажем, на уроке посидеть, а тем более влиять на образовательный процесс… Последнее большинство наших педагогов, да и воспитанных советской системой родителей посчитали бы кощунством. Революцией. Никогда такого не было в нашей стране! Не было?
На ком именно лежит обязанность учить народ?", — спрашивает святитель Иннокентий Московский. И отвечает: «Обязанность эта лежит, во-первых, на родителях, потом на восприемниках, и, наконец, на пастырях церкви» [17]. Слова священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галичского, еще более конкретны. В своей «Азбуке православного воспитания» он осуждает тех родителей, которые «полагают, что с поступлением их <детей> в школу эта обязанность <воспитывать детей> прекращается, или, вернее, переходит на школьных учителей или законоучителей» [18]. Обращаясь к реалиям уже практически современной системы школьного обучения, митрополит Владимир говорит: «Родители с законоучителями и учителями должны идти рука об руку и в религиозном обучении, и в руководстве к благочестивой жизни, даже более: они должны вести это дело, законоучители же и учителя им только помогают. < > Родителям даровал Он <Бог> детей, и от них прежде всего он потребует их обратно. Поэтому они — первые и главные воспитатели своих детей; священники же и учители — только помощники в деле этого воспитания» [19]. Значит, действительно так священномученик Владимир понимал православные традиции образования детей. Речь идет о живейшем участии родителей именно в школьном образовательном процессе.
Конечно, далеко не всегда и не везде в дореволюционной России исполнялись эти принципы. В различных пансионах родители не просто не принимали участия в образовании своих детей, но вообще разлучались с ними на долгое время. И в гимназии ситуация была не сильно лучше. Но при этом в такие учебные заведения ребенок попадал не в 6 лет, а в 10−12, то есть, грубо говоря, не в начальную, а в среднюю школу. А главный вопрос — была ли дореволюционная образовательная система собственно русской? Единообразная «система» — это уже советский продукт; а до революции образовательные институты в нашей стране были скопированы во многом или полностью с Западных — католических и протестантских. Великие отечественные философы, богословы и педагоги не считали существующую школу собственно «русской» и далеко не почитали ее идеальной, такой, какую можно раз и на всегда «законсервировать». Самым «авторитетным» мнением в этом вопросе будет, пожалуй, мнение «отца русской педагогики», К.Д. Ушинского.
Для этого выдающегося педагога истинное воспитание — народное. Чтобы быть таковым, оно должно строиться на определенных национальных принципах. Среди таковых — православная вера и семейное воспитание [20]. Участие родителей в образовательном процессе детей Ушинский представляет так: «Отдавая детей на руки воспитателю или помещая их в учебное заведение, родители, конечно, не избавляются этим от священной обязанности наблюдать за воспитанием < >Наблюдая за одними отметками, переходами из класса в класс и экзаменационными аттестациями весьма недостаточно»; родители должны «знать требования и цель различных родов воспитания и ученья, уметь выбрать и оценить воспитателя…» [21]. И в помощь, в частности, родителям, Ушинский предлагает популяризировать педагогику, сделать ее общественным достоянием.
Кто отвечает за образование детей? Отцы Церкви говорят — родители. Какую роль играет семья в русской традиции воспитания и обучения детей? Ушинский говорит — ведущую. Почему же так настойчиво и последовательно семья отрезается от образования? Почему само образование, в свою очередь, пытаются разделить на обучение и воспитание, когда обучение отдается в руки «компетентных специалистов», а воспитание (то самое дома перед сном) — семье?
Законодательство нашей страны, так последовательно игнорируемое педагогами и, особенно, чиновниками от образования, выступает в этом случае… практически на стороне мнения Церкви и отечественных реформаторов середины XIX — начала XX века. Родители могут «принимать участие в управлении образовательным учреждением» (ст. 52.1 Закона РФ «Об образовании»), именно они защищают интересы ребенка в образовательном процессе (ст. 52.2 того же закона). Забота о детях и их воспитании также является как правом, так и обязанностью их родителей (ст. 38.2 Конституции РФ), это при том, что под образованием закон понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения» (преамбула к закону РФ «Об образовании») — то есть в образовательном учреждении (школа) ребенка воспитывают и обучают, и воспитанием должны заниматься родители.
Значит, проблема не в законе. Вопросы надо задавать тем, в чьих руках реально находится образование детей нашей страны. Видимо, кому-то очень не хочется менять ситуацию.
Ведь если создать условия для полноправного участия родителей в образовании детей, если создать возможность для реализации законных прав, то… Вдруг родители воспользуются этими правами? Вдруг посчитают образование действительно своей обязанностью? И начнут интересоваться детьми. Читать их учебники. Думать над программой. Думать о том, как учебник, как урок, как методика преподавания, как сам учитель и его отношения с классом воспитывают их родных детей?! Так недолго и семье возродиться… Ведь тогда отец получит возможность стать «царем вверенного ему города — души ребенка». А это уже «политика» — значит пора строить обвинение.
Если вспомнить о правах и обязанностях родителей, то великий вопрос нашей эпохи — вводить или не вводить ОПК — просто исчезнет. Ведь если большинство родителей класса заявят о желании преподавать детям хоть Закон Божий, то по закону «Об образовании» и закону «О свободе совести и религиозных исповеданиях» это их право, директор в таком случае обязан обеспечить возможность такого преподавания. А если большинство откажется — меньшинство с другими единомышленниками выделится в отдельный класс. Им только дай узнать свои реальные права. Им только дай возможность участвовать в управлении учебным процессом. Конструктивно общаться друг с другом и с учителями. И о чем тогда можно будет устраивать такие ожесточенные дебаты с академиками в главной роли?
А еще родители начнут контролировать финансовые потоки. Будут не просто сдавать деньги, но и следить, как и кем они тратятся. А еще начнут доплачивать не тем педагогам, что угодны администрации, но тем, что отвечают требованиям образования наших детей. С родителями придется все согласовывать. Спрашивать их мнения по поводу предметов, учебников, учителей. Этого просто не допустит профессиональная гордость. Я отсидела пять лет в педагогическом вузе (три года в училище), да еще десять-двадцать-тридцать лет по пятнадцать часов в день учила, учила, учила… А тут приходит «неизвестно кто» и еще что-то говорит! Ты сиди и слушай, пока я на родительском собрании рассказываю, как твой сын плохо себя ведет, сколько денег надо собрать. Можешь решить, правда, куда дети на каникулах поедут, в Третьяковку или в Кремль. Разве не так?
Конечно же, если появятся условия для полноправного участия в образовании детей, родители не ринутся стройными рядами реализовывать свое право. Многих вполне устраивает ситуация с фактическим проживанием ребенка в школе. Одной — и такой серьезной — головной болью меньше. Но чем крепче закрывать двери школы, тем меньше шансов услышать стук в эти двери. Если родители не могут влиять на учебный процесс — зачем, действительно, лезть, раз это пустая трата нервов. «Родители не хотят заниматься детьми», говорят педагоги. А родителей кто-нибудь спрашивал? Сначала надо создать условия, а потом уже делать выводы. Сначала надо хотя бы сказать об обязанностях и возможностях. И сказать могут в первую очередь те же педагоги, ведь не только для отсиживания своих двух-трех ставок они приходят в место формирования следующего поколения нашего народа.
И кто такие «родители»? Это наш народ. Те же учителя, политики, священники, это все простые люди, которых мы зовем «русским народом». И если «родители» неадекватны, если «родители» отказываются от заботы от своих собственных детей — то это наш народ, это все мы отказываемся. А кто сказал, что мы отказались? Нас никто так и не спросил.
[2] там же, с. 181
[3] там же, с. 161
[4] там же, с. 610
[5] Григорий Нисский, Послание о жизни святой Макрины/ предисловие, перевод, комм. Т.Л.Александровой. — М.: ГЛК Ю.А.Шичалина, 2002, с. 19
[6] Лопухин А. Жизнь и труды святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. — М.: Православная книга, 1991. — Т.1, кн.1, с. 6
[7] Григорий Богослов, 1994, с. 162
[8] Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В двух томах. — М.: Аспект Пресс, 1994. — Т.1, с.179−180, п. 22
[9] там же, с. 180, п. 23
[10] In Jon Evang. tract. 51, § 13.M.XXXV, p.1768, цит. по: Кибардин Н.П. Система педагогики по творениям бл. Августина. — Казань, 1910, с. 120
[11] Иоанн Златоуст, 1994, с. 183, п. 39 и далее
[12] там же, с. 184, п. 39
[13] Иоанна Златоустого, архиепископа константинопольского, избранные творения. Собрание поучений. — Свято-троицкая Сергиева Лавра, 1993. — Т. 1, с. 339
[14] Иоанн Златоуст. Собрание поучений, 1993, с. 334
[15] Иоанн Златоуст. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. — М.: Радонеж, 2004. — Т. 11 кн.2, с. 681
[16] Иоанна Златоустого, архиепископа константинопольского, избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста. — М.: Издательский отдел московского патриархата, 1993. — Т.2, с. 617
[17] Святитель Иннокентий, митрополит Московский. Записка о детском воспитании. //Е.Г. Балашова. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, «учитель младенцев и владенствующих в вере"// Сб. святоотеческое наследие и воспитание юношества. Под Ред. П.Пиголя. — М: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2005 — С. 115
[18] Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания. М., Аксиос, 2002, — с. 29
[19] там же, с. 30
[20] напр., Ушинский К.Д. Прблемы педагогики/Сост. Э.Д.Днепров. — М.: Изд-во УРАО, 2002, с. 108
[21] Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы, 2002, с.27
http://www.pravaya.ru/look/13 410