Русская линия
Русское Воскресение Эдуард Скобелев05.09.2007 

Почему мы снова идем к классике
Идем к Пушкину и Достоевскому и Купале и Коласу!

В связи с Днями белорусской культуры в Москве спрашивают, каковы общие перспективы Союзного государства, создать которое по воле народов стараются сегодня наши парламенты и президенты, что нас ожидает в духовной сфере?

Из всех многочисленных аспектов нашего исторического единения и взаимодействия я выделю, как мне кажется, определяющий аспект — суверенитет наших стран.

Глубоко ошибаются те, кто хотел бы видеть в этом пустые националистические амбиции. Это главный путь к сохранению и развитию наших национальных культур.

Беларусь кровно заинтересована в том, чтобы Россия проводила четкий и определенный курс, отвечающий ее национальным интересам. Белорусский лидер А. Лукашенко неоднократно подчеркивал, что только суверенная Россия может стать ядром нового, формирующегося интеграционного сообщества.

Надо отдать должное: Президент России В. Путин глубоко и точно понимает всю принципиальную важность этой проблемы, подтверждая готовность России строить эффективные союзнические отношения с суверенной Беларусью на равноправной основе.

Время убедило нас в ошибочности прежних, т.н. «интернационалистских» подходов в деле единения народов. Оно держалось в основном за счет донорства русского народа, нанося ущерб и русскому, и всем российским народам. Должен быть найден новый ключ к равноправному, без посредников, взаимодействию самых различных этнических потенциалов — в этом будущее новой России, без которой многие народы, входившие прежде в состав СССР, не сохранят, как становится все более очевидным, своих национальной свободы и суверенитета.

Сегодня, созидая Союзное государство, мы строим наше общее будущее, которое невозможно оценить в миллиардах рублей, — это будущее бесценно.

Тот, кто мыслит категориями личного кошелька и выступает против Союзного государства Беларуси и России, неся ахинею про «иждивенцев», выступает против жизненных интересов наших народов, против жизненных интересов всех стран СНГ.

Если Беларусь понесет ущерб в суверенитете, к России не примкнет уже ни одно государство — сейчас все они внимательно приглядываются к нашему опыту. Сумеем ли мы расширять и совершенствовать общее духовное пространство? Сумеем ли обеспечить, чтобы наши капиталы и наши таланты работали на наш общий потенциал?

Белорусы никогда не позволят лишить Россию ее национальных интересов.

Но они ожидают, что и Россия не бросит их, когда свобода национальных интересов Беларуси окажется под угрозой.

У России и Беларуси много общих друзей. Но есть общие вызовы, что вполне понятно и естественно.

Вместе с Россией Беларусь готова к равноправным дружественным отношениям со всеми государствами мира, в том числе, конечно, и с США.

Как аналитику в сфере социальных и культурных отношений, мне хочется сказать, что прошедшие в США выборы прежде всего показали, что там все-таки продолжается позитивный процесс формирования нации и нарождения национального интереса, определяемого настроениями снизу. Но этот процесс сложен и противоречив и может окончиться полным провалом, потому что национальные противоречия в американском обществе нарастают быстрее, чем увеличиваются социально-культурные возможности механизмов их регулирования.

Мне кажется, американский народ неоднозначно оценивает глобалистскую доктрину, которая стояла в центре политики прошлой администрации.

Стремление поставить национальные интересы на службу умозрительным политическим доктринам выхолащивает суть национальной культуры — США стоят на пороге построения печального опыта «интернационалистского» СССР.

Я останавливаюсь на этом моменте только потому, что глобализм, отрицающий национальную государственность и национальную культуру, является нежелательной перспективой как для России, так и для Беларуси — мы ищем новое решение, которое выражало бы действительно общие и реальные потребности народов в новом тысячелетии, мы найдем это решение, и, может быть, наш опыт будет интересным и полезным для всей мировой семьи.

Конечно, мы, белорусские писатели патриотического направления, полностью поддерживающие политический курс Президента А. Лукашенко, воспринимаем Россию как единое целое.

Но это не значит, что мы не видим всей сложности обстановки в великой братской державе, которую некоторым очень хотелось бы превратить во второразрядную страну с вечным компрадорским режимом, дешевой водкой и постоянно функционирующими бардаками. Мы понимаем, что умная, талантливая, трезвая, благородная Россия — это не телевизионный полусумасшедший «Городок». Это не дешевки, условно говоря, жванецких и винокуров, которые вертятся вокруг выпивки, похабщины и гражданского вырождения, — это глубокие творения созидателей, в числе которых мы видим Белова, Распутина, Ганичева, Куняева, Юрия Кузнецова, Казинцева, Личутина, Лощица и многих других, столь же талантливых и столь же ответственных граждан российской земли. Не только собственно русских, но всех благородных россиян, поднимающих национальную культуру своих народов до самого высокого, подлинно российского уровня художественной словесности.

Жалкая эстрада и великая традиция, рожденная гениями Пушкина, Гоголя, Достоевского и Льва Толстого, вели непримиримую борьбу на протяжении всего завершившегося века, и, к нашему стыду и позору, вторая половина века целиком прошла под улюлюканье «юмористов» и «сатириков», отражавших убогий духовный и интеллектуальный уровень правящего слоя.

Я ничего не имею против профессионального юмора, я хочу подчеркнуть только то, что нации поднимаются к духовным высотам не клоунадой и не пошлыми анекдотами.

Еще совсем недавно, 10−12 лет тому назад, шумные тусовки создавали впечатление, что «демократы» все знают и все умеют.

Но театр окончился и грим пришлось снять. Разве не впечатление жестокой карикатуры оставила ватага временщиков, пронесшихся, как сквозняк, по дворцам Кремля?..

Сами западные государства теперь заявляют, что не видят ясно своего будущего, что сами вползли в системный кризис, из которого нет традиционных выходов.

Всем трезвомыслящим людям уже понятно, что подлинной демократии в мире еще нет, и всем нам надо учиться новым решениям. Я думаю, не только философы и социологи способны тут сказать свое слово, но и писатели, которые на своем специфическом поле действия, по сути, решают те же важнейшие философские и социологические проблемы.

Нет сомнения в том, что российская и белорусская культуры, имеющие не только общие базовые ценности и общие эталоны совершенства, будут находиться в динамичном взаимодействии, где решать все будет эффективность духовного развития личности, высота гуманистического прозрения.

При понимании этого обстоятельства я выражаю надежду, что во время Дней белорусской культуры российский зритель и слушатель убедился в том, что белорусы чувствуют, понимают и действуют, опираясь на самые высокие нравственные критерии.

Мы не принимаем культуру как механизм массового развлечения и отвлечения, нам нужна культура как средство нормального быта, предпосылка для формирования все более развитой личности, готовой участвовать как в потреблении, так и в воспроизводстве культурных ценностей, способной созидательно и позитивно влиять на направление национального развития.

Культура должна стать неотделимой частью нашей демократии, а не бутафорским бантиком, пришпиливаемым на время съемки шустрым «закройщиком из Торжка».

Раньше мы говорили: «Какова материальная жизнь, такова и духовная жизнь». Это было капитальным заблуждением, за которое мы жестоко наказаны.

Теперь знаем: какова духовная жизнь, таково будет и ее материальное наполнение.

Классика не позади нас, она всегда впереди. Так что мы только идем к Пушкину и Достоевскому и Купале и Коласу!

Наши задачи — созидательные, исторически время разрушителей — вновь позади!

Эдуард Скобелев, лауреат Государственной премии Республики Беларусь

http://www.voskres.ru/bratstvo/skobelev.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru