Русская линия
Православие на Северной земле05.09.2007 

Нужна ли хорошему человеку вера?

Тезис Достоевского: «русский человек без Бога — дрянь» — это пересказ его же «Если Бога нет — то всё дозволено». Вот никогда не понимал этого тезиса и не принимал его абсолютности. Вы всерьёз думаете, что человека от зверя отличает именно вера? И все атеисты — сплошь убийцы, воры, насильники и лжесвидетели? Мне кажется, нравственный выбор зависит от самого человека, а не от его веры. И верующий человек может пойти на сделку с совестью, и неверующий человек — устоять и не поддаться…

Очень часто в дискуссиях на религиозные темы мне приходится сталкиваться с недоуменными вопросами: «А разве для того, чтобы быть хорошим человеком обязательно нужно верить в Бога?», «неужели жизнь по высоким нравственным устоям непременно вытекает из религиозного опыта?». И вообще «так ли необходим ваш Бог, чтобы достичь гармонии с окружающим миром и самим собой?». Такие вопросы, действительно, могут поставить в тупик. Более 70 лет мы жили в стране, где главной государственной идеологией был атеизм, отрицающий самое бытие Божие. Но разве мало было в Советском Союзе честных и порядочных людей, искренне любящих свой народ и готовых отдать за него жизнь? Лично я считаю, что их в современной России стало гораздо меньше. И все же на подобные вопросы мы должны уметь отвечать. В первую очередь, ради памяти тысяч новомучеников российских, принявших смерть за сохранение веры Христовой на нашей земле. Ниже приведен фрагмент подобно дискуссии с одним из известных ученых-физиков Петром N. Эта тема особенно болезненна в эпоху равнодушного отношения многих русских людей к православной вере. Но важно и то, что о ней начинают говорить как верующие, так и неверующие люди. Надеемся на Ваше понимание и отклик.

Дмитрий Новгородский

Человек без Бога — дрянь?

Петр:

Тезис Достоевского: «русский человек без Бога — дрянь» — это пересказ его же «Если Бога нет — то всё дозволено». Вот никогда не понимал этого тезиса и не принимал его абсолютности. Вы всерьёз думаете, что человека от зверя отличает именно вера? И все атеисты — сплошь убийцы, воры, насильники и лжесвидетели? Мне кажется, нравственный выбор зависит от самого человека, а не от его веры. И верующий человек может пойти на сделку с совестью, и неверующий человек — устоять и не поддаться.

Концепция хорошего человека очень проста: поступай так, чтобы потом люди о тебе вспоминали и говорили с улыбкой, радостью и благодарностью. Это не так трудно, как кажется на первый взгляд, и для этого совсем не нужно быть православным. Я знаю православных, которые совершают зачастую поступки, от которых родным и близким плохо. Уточнять не буду, но уж поверьте мне на слово. И опять-таки — я знаю людей, готовых отстаивать свои принципы, не имеющие в своей основе Бога. Вопрос — ради чего? Да ради того же самого, что и у верующего — ради мира с самим собой. Даже перед лицом смерти. Не стоит монополизировать верность принципам.

Дмитрий:

Я понимаю, что Вы хотите сказать: что есть люди неверующие, но живущие по внутреннему нравственному закону (категорический императив в философии Канта). И по сути своей они тоже люди хорошие. Вы знаете, с этим тезисом ни один христианин спорить не будет, ибо он вытекает из христианского богословия и христианской антропологии. Напомню Вам слова философа и богослова III-го века Тертуллиана: «Душа — по природе своей христианка», т. е. христианские качества — любовь, милосердие, целомудрие, правда, терпение, смирение, доброта и т. д. изначально свойственны человеческой душе, являются вектором ее развития, ибо вложены в нее Самим Творцом. Тогда как ненависть, разврат, насилие, ложь и прочее — являются противоестественными для человека, и возникают в результате искажения добродетелей, смены вектора душевного развития. К примеру, один человек начинает развивать в себе страсть к стяжательству, он добывает деньги, но ему становится все мало и мало, и вот он доходит до определенной черты и переступает свой внутренний нравственный закон, становится вором, лжецом и т. д. Не забывайте еще, что всем людям дана совесть — голос Бога в душе, четко следящий за каждым поступком человека и оценивающий его. Совесть не обмануть, ее можно только заглушить, задавить.

Поэтому, если человек, пускай и неверующий, стремится жить по духовным законам, значит, душа его еще не окаменела, а сердце ищет Господа. Ведь это естественно: поняв, что главными духовными законами этого мира являются любовь и добро, стремиться к Создателю этих законов — Абсолютной Любви и Добру. И такого человека я не назову атеистом, он для меня человек ищущий Бога и думающий о Боге, он в какой-то мере верующий, но еще не понимающий смысла своей веры. Именно такими людьми были античные философы, обличавшие пороки языческого мира и ждавшие Откровения Истинного Бога.

Другое дело, если человек сознательно не желает искать Творца, отвергает Его: «Бога не может быть, потому что не может быть, потому что, в конце концов, Он мне не нужен, я прекрасно живу и без Него». Такие люди если и придерживаются нравственных принципов, то ради собственных интересов. Выгодно быть милостивым и благотворителем — реклама будет хорошей. Выгодно встречать всех людей улыбкой (вспомним советы страхового агента Дейла Карнеги). Выгодно казаться честным и добрым — люди будут доверять. Выгодно… ради мира с самим собой — заметьте не ради мира с Богом, не ради любви к людям, а ради себя. В основе такой нравственности лежит эгоизм, и она легко переходит в безнравственность. Доказательство: жизнь западного мира. У меня есть знакомые, живущие в Западной Европе. Они честно признаются, у людей в этих странах почти не осталось настоящей дружбы, основанной на любви друг к другу. Все строится на выгоде. А как в этих странах (да и порой, в нашей стране) спекулируют на нравственных понятиях: эвтаназия, аборты (убийства) — это нравственно, потому что является милосердием к людям; гомосексуализм, полигамия, развращение молодежи, проституция, легкая наркомания (в той же Голландии) — также в нормах морали, потому что являются свободным выбором человека, определяемым потребностями его тела, характера и т. д.

Совсем недавно в московских школах прошел опрос, в котором приняли участие тысячи учеников. На вопрос: «смогли бы Вы поступиться своими нравственными принципами ради хорошей материальной выгоды?» более 60 процентов ответили утвердительно. Все это дети, выросшие в семьях, где считают, что вера в Бога совсем необязательна для того, чтобы стать хорошим человеком. Надеюсь, Вам понятно насколько различается нравственность, имеющая в своей основе веру в Бога и любовь к людям, и «псевдонравственность» ради собственной выгоды.

Смысл жизни атеиста

Теперь поговорим о смысле жизни настоящего атеиста. Ради чего он может жить? Мне представляются только 3 варианта: 1) ради детей 2) ради получения удовольствий 3) ради какой-то идеи (в духе строительства коммунизма).

Атеист, верящий в вечную погибель человека (ибо живет он один раз, а души как духовной субстанции и вовсе у человека нет — читаем у классиков марксизма), таким образом, обрекает на погибель и своих детей. Атеист, живущий только ради собственных удовольствий, очень часто переходит нравственные границы (примеры приводил выше). Атеист, живущий ради идеи, может стать поистине страшным существом, ибо идея для него становится дороже самих людей (вспомним историю XX века: большевиков, фашистов и т. д.)

Как правило, такие атеисты не просто не верят в Бога, а именно воюют против Бога (яркий пример: кровавый террор в отношении Церкви, развязанный коммунистами-атеистами в нашей стране). Часто человек становясь атеистом, просто хочет оправдать свои страсти — стремление к разврату, пьянству, наркотикам и прочим телесным «наслаждениям», к роскоши, славе и власти над людьми. Чем соблюдать духовные законы, проще сказать: «да этих законов вообще не существует — я живу, как хочу».
Вот об этом и говорил Достоевский в своем знаменитом тезисе: «Если Бога нет, то все позволено». Он был великим русским пророком и предсказал страшную трагедию, постигшую русский народ в XX веке.

Насчет отстаивания принципов: важно не то, как ты отстаиваешь принципы (сатанисты и террористы также идут со своими принципами на верную смерть), а с какой целью. И здесь христианство дает однозначный ответ: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13).

http://www.pravoslavie-nord.ru/print.html?pid=229


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru