Русский дом | Михаил Переславцев | 04.09.2007 |
Я живу в Подольском районе, там, где в Пахру впадает небольшая речушка Лопенка. Не перестаю восхищаться красотой подмосковной природы. Обрывистые берега, каменные кряжи. Среди прибрежных холмов раскинулся огромный карьер Мячково, в котором в сталинские времена добывался для производства цемента камень-известняк. Тот самый мячковский белый камень, из которого ещё при Юрии Долгоруком, Иване Калите и Дмитрии Донском возводились и прекрасные храмы Владимиро-Суздальской земли, и первые церкви средневековой Москвы, и надёжные стены Московского кремля.
До Великого князя Киевского Юрия Долгорукого из белого камня во Владимиро-Суздальской земле никто не строил. Остаётся загадкой, почему Юрий вместо общепринятого на Руси строительства из плинфы применил абсолютно новую технологию, что удорожало строительство в несколько раз. Несомненно одно — по экономическому и историко-культурному значению, которое белокаменное зодчество оказало на дальнейшее развитие всей Северо-Восточной Руси, оно не уступает таким знаменательным событиям, как победа князя Димитрия Донского на Куликовом поле, победа русской армии в войне 1812 года или полёт первого человека в Космос. Вначале великокняжеский Владимир, а затем белокаменная Москва стали центрами, вокруг которых объединились русские земли!
Водный путь по Пахре позволял выйти на просторы Москвы-реки, откуда, поднимаясь в верховья Яузы через Мытищинский волок, можно было выйти в Клязьму, ведущую во Владимир и Суздаль. Несколько лет потребовалось князю Юрию Долгорукому для того, чтобы доставить к месту строительства необходимый камень. После этого князь и его «хитрецы"-зодчие приступили к беспрецедентному по своим масштабам строительству.
Спустя два столетия страшный «вселенский» пожар дотла выжег всю Москву. По этой банальной причине свадьба молодого князя Дмитрия состоялась не в стольном граде, а в Коломне. Здесь, в 1366 году, во время свадебных торжеств, с благословения и при непосредственном участии святителя Московского Алексия и других именитых московских бояр было принято решение о возведении белокаменных стен Московского кремля. «Князь великый Димитрей Ивановичь, погадав с братом своим с князем с Володимером Андреевичем и со всеми бояры старейшими и сдумаша ставити город камен Москву, да еже умыслиша, то и сотвориша. Toe же зимы повезоша камение к городоу» — так обыденно и беспристрастно отразил летописец великое дело молодого князя Дмитрия.
Всю зиму 1367 года вырубался и перевозился в Москву прочный мячковский камень, а с наступлением погожих дней, всего за один сезон вознеслись вверх могучие белокаменные кремлёвские стены, вселившие в москвичей веру в надёжную защиту. Противники Дмитрия не верили, что Москва осилит столь трудное дело. С иронией отмечал тверской летописец начало строительства: «Того же лета на Москве почали ставити город камен, надеяся на свою на великую силу, князи Руськыи начаша приводити в свою волю, а который почал[и] не повиноватися их воле на тых почали посягати злобою». Но с окончанием строительства Москва почувствовала себя увереннее, сильнее, стала претендовать на лидирующее положение среди разрозненных русских земель. Она стала центром, вокруг которого было возможно объединение, к которому потянулись русские земли, образуя мощное Московское княжество. Вот с той поры, благодаря подмосковному белому камню, Москва стала гордо именоваться белокаменной.
Сейчас профессия белокаменщика угасает. Утрачиваются столетние традиции, забываются древние технологии и тайны мастерства. Да и в современном строительстве всё шире применяются искусственные «камни», которые красивее природных, дешевле в производстве и гораздо лучше смотрятся. Только вот души и теплоты человеческих рук нет в этих искусственных камнях, оттого и здания смотрятся «холодно».
Более 700 лет подмосковный камень применялся при строительстве не только храмов, но и гражданских зданий, многочисленных дворянских усадеб, использовался на старинных погостах в виде надгробий. Жаль, если традиция угаснет… Может быть, если будет принято решение о перезахоронении останков Великого князя Киевского Юрия Долгорукого в Москве, найдутся мастера, готовые возвести из белого камня храм-усыпальницу Юрию Долгорукому, открывшему всем нам красоту обыкновенного известняка. А рядом с храмом хорошо бы возвести музей истории белокаменного зодчества, чтобы не только мы, но и потомки знали и помнили о Белокаменной Руси!