Русская линия
Православие.RuДиакон Михаил Першин04.09.2007 

«Будь готов, разведчик, к делу честному…»
Интервью с диаконом Михаилом Першиным

Ни для кого не секрет, что педагогические коллективы большинства российских школ главную свою задачу видят только в том, чтобы давать детям знания, а воспитание же, к сожалению, отодвинуто на второй план. Вот почему такой важной оказывается работа Братства православных следопытов, созданного для того, чтобы помочь семье в воспитании детей и подростков в духе патриотизма на основе традиционных духовно-нравственных ценностей с применением скаутского метода. О задачах братства, методах его работы, мероприятиях, им проводимых, беседа с диаконом Михаилом Першиным.

— Жизнь в мегаполисе ставит перед детьми множество проблем, как социальных, так и психологических. Отец Михаил, что и кто, с Вашей точки зрения, могли бы помочь детям в их разрешении?

— Главная проблема московских детей — это проблема одиночества. Те бетонные норы, в которых мы живем, те бетонные школы-муравейники, в которых мы учимся, закатанные в асфальт дороги, плотная учебная программа лишают ребенка нормального общения. С родителями он почти не общается, с друзьями общается больше по «мобиле». А душа его жаждет интересной, насыщенной эмоциями жизни. Душа ребенка не терпит пустоты. Вот почему наши дети «подсаживаются» на какие-то игры, погружаются в «фэнтэзи», уходят в различные «тусовки». И тогда это уже не проблема только детей — это проблема взрослых. Многих родителей беспокоит то, что дети теряют самоконтроль, становятся обидчивыми и вспыльчивыми, превращаются в приставки к «видикам» и «компам». Я не против игр, в том числе и развивающих компьютерных. Но вопрос в том, что кем играет — подросток в виртуальные игрушки или эти игрушки — подростком? Нам очень важно вывести наших детей из виртуальности в реальность. А для этого необходимо воссоздать для детей такое пространство общения, где они могли бы расти и развиваться, раскрывать свои таланты, совершать подвиги и быть свободными.

Скаутинг — одна из возможных форм организации такого общения. Скаутинг помогает ребенку войти во взрослую жизнь, и при этом войти в нее вместе с друзьями, с массой приключений. К тому времени, когда подросток станет взрослым, он уже побывает в пятнадцати походах, научиться ночевать в лесу один, выживать без еды, будет уметь лазить по скалам, сплавляться на байдарках.

Следопытская методика (английское слово «скаут» в переводе означает «следопыт») предполагает сотрудничество в командах, которые называются патрулями. Патруль — это команда (отряд) из примерно семи человек. Так что следопыт совсем не герой-одиночка. Он не «Рэмбо», не «Сталкер». Он проходит все испытания вместе со своими друзьями, с теми, кто пришел в патруль. Воспоминания об этих испытаниях остаются на всю жизнь. На всю жизнь остаются и друзья, которые были в трудную минуту с ним рядом. А опыт, приобретенный в следопытской жизни, становится важным фактором психологической устойчивости. Во взрослой жизни каждого сегодняшнего подростка будет немало сложных ситуаций, ему придется решать нетривиальные задачи. Так вот, у следопыта уже будет опыт их преодоления и разрешения, причем не только с помощью личных навыков, но и командой, при поддержке товарищей.

Как вы думаете, можно ли выжить зимой в лесу, если оказаться там, имея только обычный туристический полиуретановый коврик? Можно! Находим сугроб, в нем выкапываем нору, кладем коврик и устраиваемся на ночлег. Не один наш следопыт ночевал в таком сугробе.

— Какие задачи ставит перед собой Братство православных следопытов?

— Главная задача — чтобы дети у нас людьми выросли.

Современная педагогика страдает многими изъянами. Практически все системы воспитания из тех, что сейчас рекламируются и применяются, формулируют свою задачу так: «Мы из вашего ребенка сделаем умного, смелого, сильного, талантливого человека, который станет политиком, ученым, бизнесменом». Это установка на пресловутую «крутизну». И часто только лишь этим руководствуются родители, отдавая детей в ту или иную школу, в ту или иную систему воспитания и образования.

В Братстве православных следопытов подход совершенно другой. Да, мы знаем, что следопытство развивает подростков, и они имеет довольно большой шанс войти в элиту. (90% западных элит — бывшие скауты.) Но установки наши совершенно другие. Мы учим простым, но так необходимым в жизни вещам. Например, даем различные походные навыки: вязать узлы, разжигать костры, печь скаутский хлеб. Знаете, как это делается? Тесто, полученное из муки и воды, наматывают тонким слоем на палочку и запекают на костре. Все это очень просто. А как это вдохновляет детей! Потому что, оказывается, можно самому все приготовить.

Они осваивают игры, чтобы играть друг с другом, с другими детьми, они изучают иностранные языки, чтобы общаться с другими. И поэтому у нас так много друзей за рубежом. У нас есть и культурно-исторический, и литературный профиль. Мы изучаем произведения Достоевского, Толстого и других писателей.

При этом мы говорим нашим детям: «Ребята, мы учим вас всему этому не для того, чтобы вы стали какими-то необыкновенными. Мы учим вас для того, чтобы, освоив все это, получив разряд (а в следопытстве действует система разрядов, которая дает мотивацию подросткам), вы с этим пришли в детский дом, вы с этим пришли к инвалидам и передали им свои навыки, научили их тому, что у вас есть». Наша установка — на жертвенность, на то, чтобы научить отдавать. Но чтобы что-то отдавать, нужно чему-то научиться. Так что главная наша задача — научить детей отдавать, научить детей делиться и в то же время научить детей быть отличниками: России двоечники не нужны.

— Где обычно устраиваются лагеря и проходят походы?

— Мы объехали фактически всю Россию, кроме, может быть, Дальнего Востока. Хотя и там есть отделения Братства. Это вся Центральная Россия, Урал, Сибирь.

Лагеря у нас делятся на несколько категорий.

Осенью это лагеря, посвященные истории. Мы побывали в Туле, обоих Новгородах, Костроме, Рязани и других городах Центрального федерального округа, за исключением, может быть, Курска, куда мы еще не добрались. Детям предлагается очень интересная комбинированная программа. С одной стороны, это поездка, хотя дети живут уже в помещении, а не в палатках: осенью ведь достаточно холодно. При этом дети изучают город, его достопримечательности, его историю, а также ходят в походы, устраивают различные программы. После этих поездок дети уже не по книжкам судят об истории, скажем, нижегородского ополчения. Для них Минин и Пожарский уже не просто какие-то абстрактные персонажи учебной программы, потому что они прошли Нижний Новгород своими ногами, молились в тех же древних храмах, побывали в том же кремле.

Зимние лагеря посвящены зимней следопытской выучке. Они проводятся в Подмосковье при поддержке РГСУ. Одновременно мы проводим лагерь непосредственно в Костроме, который называется «Свет Вифлеема». Название это связано с одной всемирной следопытской скаутской традицией. Начиная с 25 декабря (даже немного раньше), огонь, возжженный от лампады в Вифлиемском храме, передают по всему миру. Этот огонь мы привозим к Рождеству в Кострому к Феодоровской иконе Божией Матери. Там проводится специальный лагерь, который посвящен Рождеству и зимней следопытской выучке.

Весной мы отправляемся в Петербург или в Киев. Это время мы посвящаем русской культуре и особенно русской словесности. Это мир Пушкина, мир Лескова, мир Достоевского, пропущенный сквозь архитектуру городов и исторический контекст.

6 мая мы проводим Георгиевский парад по всей России. Это замечательная традиция. Возникла она 15 лет назад. Мы собираем все детско-юношеские организации.

А летом проводятся лагеря уже выездные, профильные. В этом году морской лагерь мы проводили под Анапой. Там было 140 человек. Это был походный полевой лагерь полного цикла, располагавшийся в диком лесу у кромки моря. Дети обошли походами окрестные предгорья Кавказа, побывали на водопадах, увидели древние погребения, аланские могильники, научились выживать в условиях юга, что тоже довольно непросто.

Еще мы в этом году обрели друзей на местной пограничной заставе. Мы их обыграли в футбол, мы им проиграли в волейбол, а главное — заставу освятили, с солдатами провели несколько встреч.

Количество лагерей равно количеству школьных каникул. Мы занимаем все свободное время. Плюс к этому выходные, плюс встречи в течение недели.

— Чем занимаются дети на этих встречах?

— Они изучают походные навыки, они изучают основы православной культуры и историю России.

Другой тип лагерей — это общероссийские лагеря, которые проходят в Подмосковье как для молодежи, так и для детей. Здесь происходит обмен опытом, методиками. Ко всему этому тоже прилагается лесная следопытская программа.

В-третьих, в августе этого года проходил трудовой лагерь «Вера — 2007» по реставрации Иосифо-Волоцкого монастыря. При этом дети не просто ехали помогать реставрировать монастырь. Им строго по Трудовому Кодексу РФ были оформлены трудовые книжки, пенсионные удостоверения. Они за свою работу получали зарплату. Лагерь проводился при поддержке центра труда и занятости мэрии Москвы «Перспектива» и некоторых благотворителей. Нам очень важно, что дети первую зарплату получили не на бензоколонке, не на рынке или еще где-нибудь, где можно на свою голову найти много разных сомнительных приключений, а восстанавливая древнюю обитель. И это тоже форма социализации, вхождения подростка в общество.

— Какой возраст участников скаутских лагерей?

— В трудовом лагере — с 14 лет, а в Братстве православных следопытов — с 8 лет; с 10 лет уже без родителей.

— Есть какая-то верхняя граница возраста скаута?

— Став следопытом однажды, перестать им быть можно только по собственному желанию. Ведь это не только программа для детей. В скаутинге активно участвует и молодежь. Наши повзрослевшие следопыты становятся инструкторами, помогают проводить лагеря.

Самое замечательное, что у наших следопытов рождаются детишки, которые тоже становятся следопытами.

Мое личное пожелание каждой российской семье: пусть в каждой семье будет «скаутский патруль» от 5 до 9 человек детей.

Если вы хотите записать своего ребенка или записаться сами на мероприятия, проводимые Братством православных следопытов, приезжайте по адресу:

Москва, ул. Крутицкая, д. 11. Проезд: м. Пролетарская.

Телефон: (495) 676−21−54; факс: 674−46−53.

Адрес интернет-портала Братства Православных Следопытов: www.bps.sretenie.ru

Беседовал Максим Паршин

http://www.pravoslavie.ru/guest/70 903 170 621


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru