Патриархия.Ru | Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) | 03.09.2007 |
— Ваше Высокопреосвященство, на последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были приняты документы, относящиеся к сфере духовного образования. С чем это связано? Почему возникла такая необходимость?
— На заседании Священного Синода нашей Церкви, проходившем 21 августа 2007 года, были приняты три документа, затрагивающих вопросы духовного образования. Это «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви», «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)» и «Церковный образовательный стандарт подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия (Академия)». Само название этих документов свидетельствует об их фундаментальном характере. Принятие их Синодом (высшим органом Церковной власти в межсоборный период) явилось ответом на многие вызовы современности.
Их цель — регламентация процесса духовного образования с учетом тех реалий, которые сложились в нашем мире, государстве и обществе на протяжении последних десятилетий.
Поскольку духовные учебные заведения в первую очередь нацелены на подготовку хорошо образованных пастырей, способных нести священническое служения в условиях быстроизменяющегося мира, ставящего перед сознанием православного человека новые острые вопросы, то можно сказать, что эти постановления имеют важнейшее значения для жизни всей Русской Церкви.
— Означает ли это, что образовательный процесс в духовных учебных заведениях до этого не был регламентирован?
— Нет конечно. Регламентация была и довольно серьезная. Однако, не секрет, что наши духовные cеминарии и академии являются преемниками традиций и форм обучения дореволюционных духовных школ, а также семинарий и академий более позднего периода XX века, сумевших в условиях жесточайшего идеологического прессинга сохранить дух и традиции русского богословия.
В советские времена в Русской Православной Церкви было 3 семинарии и 2 академии, сейчас их число выросло многократно. Мы имеем 37 семинарий и 5 академий.
При этом следует отметить, что семинарии находятся в разных регионах, большинство из них не имеет еще достаточного опыта организации учебного процесса, поскольку их становление начиналось в буквальном смысле «с нуля». Концепция и образовательные стандарты дают этим учебным заведениям возможность выстроить процесс воспитания и образования в соответствии с общими требованиями, упорядочивающими деятельность духовных школ.
Жизнь не стоит на месте. Поэтому Церковь сообразуется с изменяющимися условиями своей деятельности, в том числе и в области образования. Полезно будет вспомнить, что Архиерейские соборы 1989 и 1994 гг. приняли решения о реформировании системы духовного образования. В частности говорилось о повышении статуса семинарий, ставших высшими духовными учебными заведениями.
В соответствии с этими соборными определениями в последние годы Учебный комитет Русской Православной Церкви активно осуществлял процесс реформирования духовных учебных заведений. В результате накопился достаточно большой опыт, требующий осмысления и структуризации, что и было осуществлено при составлении принятых Священным Синодом документов.
Хочу отметить, что данные документы ни в коей мере не пересматривают богословское содержание преподаваемых в семинариях и академиях курсов, ибо это бы означало ревизию самого христианского учения, что в принципе невозможно. Но изменяются формы и методы донесения этого содержания до сознания учащихся, поскольку в последние десятилетие мы наблюдаем сильное изменение ментальности общества, что не может не сказываться на состоянии абитуриентов, поступающих в семинарии.
— Какие именно вопросы современности сегодня более всего заботят Церковь в контексте образования?
— Прежде всего — это вопрос пастырский. Семинарии призваны быть учебными заведениями, готовящими в первую очередь людей, которые должны служить примером для паствы, быть ее духовными лидерами. Однако пастырско-богословские знания сами по себе могут остаться бесплодными, если им не будет придано соответствующее нравственное, аскетическое, литургическое и молитвенное наполнение. Поэтому основная задача духовных учебных заведений во все времена остается одинаковой — подготовить достойных кандидатов в священство, хорошо знающих православное вероучение, усвоивших основы духовной жизни, любящих храм и молитву и живущих в соответствии с нормами Евангельской нравственности.
Другое дело, что пастырь всегда должен быть открыт для людей, для чего ему необходимо иметь достаточные познания не только в богословских и историко-канонических вопросах, но и в области общественных наук. Кроме того, неоспоримым фактом является значительное разнообразие уровня жизни, образования и интересов у наших современников, проживающих в разных местах на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви. Не обращать на это внимания также было бы неразумно.
Поэтому новый образовательный стандарт дает возможность учитывать при формировании учебной программы каждой конкретной духовной семинарии особенности служения Церкви в данном регионе, с учетом исторически сложившихся социально-бытовых форм жизни населения. Очевидно же, что условия служения клирика на Дальнем Востоке существенно отличаются от условий служения в столице. В Концепции, в частности, говорится о региональном компоненте духовного образования, что позволит сделать программу обучения более гибкой и динамичной.
При этом следует обратить внимание, что и нынешний образовательный стандарт не есть что-то статическое и незыблемое, застывшее на века в своей неизменности, но предполагает самим своим содержанием периодическую корректировку.
— Что принципиально нового вносят принятые документы в дело духовного образования?
— Среди наиболее значительных изменений, затронувших систему духовного образования Русской Церкви, можно выделить следующие:
«Концепция высшего Духовного образования» постулирует необходимость создания при Учебном комитете Русской Православной Церкви Высшей Церковной Аттестационной Комиссии (ВЦАК), в сферу деятельности которой будет входить рассмотрение результатов защиты кандидатских и докторских диссертационных работ в диссертационных советах Духовных академий, а также ходатайств ученых советов духовных учебных заведений о присвоении ученых званий (доцента и профессора).
Утверждается двухступенчатая система ученых степеней — кандидата наук и доктора наук, что устанавливает определенное соответствие между учеными степенями светской и церковной системы образования. (До этого в системе образования Русской Православной Церкви существовало три ученых степени: кандидат, магистр, доктор. — прим. ред.).
Семинарии теперь становятся не только заведениями, подготавливающими кандидатов в священство, но и структурами, организующими процесс повышения уровня образования священнослужителей и их квалификации в различных направлениях социального служения по окормлению военнослужащих, больных, заключенных и т. п., что также связано с требованиями времени.
Введение регионального компонента, о котором говорилось выше, также является новшеством.
Нужно отметить, что появление данных документов, регулирующих образовательный процесс в духовных школах, уже само по себе есть нечто новое. Убежден, что их принятие послужит дальнейшему совершенствованию духовного образования
— Спасибо, Владыко! Благодарим Вас за проявленное внимание и содержательные ответы.
http://www.patriarchia.ru/db/text/289 638.html