Русская линия
Новые Известия Виктор Матизен03.09.2007 

Письма к Всевышнему
На фестивале мусульманского кино покажут фильмы, в которых нет секса и насилия

В Казани 6 сентября начинается III международный кинофестиваль мусульманского кино «Золотой Минбар». В его конкурсных программах 49 картин — 16 полнометражных, 12 документальных, 15 короткометражных и еще 6 телевизионных репортажей из разных стран мира. Это единственный российский фестиваль, на котором представлено так много картин из практически не известных нам кинематографий мира.

Не следует думать, что на «Золотом Минбаре» показывают в основном «религиозные» фильмы — их там не больше, чем на фестивале славянского и православного кино «Золотой витязь». В обоих случаях критериями отбора являются национальная окраска, соблюдение определенных этических норм («нет» сексу и насилию) и художественное качество.

Впрочем, качество — тот фактор, которым «селекционеры» жертвуют чаще, чем прочими двумя. Если приходится выбирать из трех хороших иранских фильмов и одного среднего, но из Катара, то одной из отобранных почти наверняка станет катарская лента как более редкая. Стремление к многонациональной представительности программы вместе с интересом к «экзотическим» кинематографиям сделает свое дело.

То же самое случается и на международных фестивалях общего профиля: при прочих равных условиях в Канне предпочтут занзибарский фильм российскому (но не французскому), зато Венеция охотнее возьмет марокканскую картину, чем равную ей по качеству французскую. Исключение составляют фильмы с голливудскими звездами, чей приезд желателен для фестиваля, так что у средненькой американской картины с Робертом Де Ниро может оказаться больше шансов, чем у хорошей польской.

В итоге конкурс «Золотого Минбара» географически вполне репрезентативен — Иран, Ирак, Египет, Алжир, Тунис, Бахрейн, Палестина, Индонезия, Индия, Босния, Хорватия, Алжир, Татарстан, Башкортостан, Узбекистан, Азербайджан, Северная Осетия и Саудовская Аравия. А также картины на мусульманскую тему совместного франко-германского, американо-канадского, англо-голландского и прочих производств.

Среди конкурсных картин есть несколько уже известных — таких, как удостоенная нескольких фестивальных наград «Грбавица» Жасмилы Жбанич (Босния), но большинство составляют новые ленты, только начинающие свой фестивальный путь. Как обычно, для некоторых он окажется длинным, так как «попавший в струю» фильм может объехать несколько десятков фестивалей в разных странах мира, для других — начнется и окончится в Казани.

Символично включение в «мусульманский» конкурс северо-осетинской картины, снятой певцом, телеведущим, актером, продюсером и режиссером Акимом Салбиевым и рассказывающей об интернатском мальчике, который пишет Всевышнему. Называется она «Одиннадцать писем к Богу», но «конфессиональной» определенности этого Бога не придается значения. В этом можно усмотреть жест, указывающий на то, что Бог един и над «Золотым Минбаром, и над «Золотым витязем». И что все фильмы, кроме тех, которые сеют межнациональную, межрелигиозную и межклассовую рознь, в равной мере являются посланиями к Богу и посланиями от него.

Жюри главного конкурса возглавит известный кинодраматург Одельша Агишев, работающий в игровом и документальном кино («Нежность», «Влюбленные», «Голоса» и др.). В его судейской команде — эстонский режиссер Арво Ихо («Только для сумасшедших», «Кружовник»), звезда египетского кино Аль-Амри Сафия и другие кинематографисты. Впервые на фестиваль приглашено жюри Гильдии киноведов и кинокритиков России, в которое вошел и кинообозреватель «Новых Известий».

http://www.newizv.ru/news/2007−09−03/75 343/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика