Русская линия
Интерфакс-Религия Татьяна Петрова31.08.2007 

История и культура традиционных религий изучается как минимум в каждом втором регионе России

Заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Татьяна Петрова в преддверии 1 сентября в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказала о том, как развивается сотрудничество министерства с религиозными организациями и как предстоящее изменение государственных образовательных стандартов отразится на преподавании в школах религиозных и религиоведческих дисциплин.

— Какова ситуация с изучением предметов, так или иначе связанных с историей и культурой традиционных религий, в российских школах накануне нового учебного года?

— Мониторинг этой ситуации наш департамент проводит ежегодно. Недавно нами уже в третий раз были получены ответы практически от всех субъектов Российской Федерации о том, каким образом в них проходило изучение этих предметов в минувшем учебном году. Эти данные еще только предстоит в ближайшее время обработать для получения точной картины. Пока же я могу сообщить приблизительно следующее: изучение истории и культуры традиционных религий в рамках регионального компонента организовано как минимум в каждом втором субъекте Российской Федерации. Примерно в каждом десятом субъекте количество обучающихся данным предметам превышает цифру в десять тысяч. В каждом пятом регионе эта цифра колеблется в размере от тысячи до десяти тысяч школьников.

Изучение истории и культуры традиционных религий наиболее распространено в субъектах Центрального федерального округа. В сентябре в Белгороде уже во второй раз пройдут Образовательные чтения ЦФО, в ходе которых представители всех входящих в округ регионов смогут обменяться опытом по преподаванию данных дисциплин. Также в ходе чтений уже во второй раз будут вручены премии «За нравственный подвиг учителя» тем педагогам, работникам дополнительного образования, молодежных организаций, которые показали наиболее интересный опыт преподавания этих предметов. В прошлом году такие же чтения проводились в Калуге.

На втором месте после Центрального стоит Южный федеральный округ, где история и культура традиционных религий также изучаются достаточно широко. Но если в ЦФО эти предметы, как правило, базируются на истории и культуре православия, то в Южном федеральном округе вследствие очень пестрого национально-религиозного состава населения изучаются, в первую очередь, «Основы религии» или «История религий», «Религии мира». Поликонфессиональность региона отражается в характере изучения здесь истории и культуры религий в рамках регионального компонента.

Далее идут регионы Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, где преподавание истории и культуры традиционных религий ведется с меньшей интенсивностью. Вообще, чем дальше от Москвы, тем более падает активность в этом отношении.

Как правило, во всех субъектах РФ эти курсы изучаются на факультативной основе, то есть на основе добровольного выбора. В прошлом году Белгородская область своим областным законом сделала курс «Основ православной культуры» обязательным. Однако, по нашим данным, 66 детей по письменным заявлениям родителей отказались его изучать, и сами региональные управленцы, мне кажется, задумались над этой ситуацией. Весь прошлый год характер школьного изучения истории и культуры религий обсуждался в ходе публичной дискуссии. В итоге и Общественная палата, и общественный совет при министерстве подчеркнули, что такое изучение необходимо проводить именно на основе принципа добровольности.

— Не так давно православную общественность взбудоражил слух о намерении министерства образования ликвидировать региональный образовательный компонент, в рамках которого в настоящее время в регионах преподаются курсы исторической и духовно-нравственной направленности, в том числе «Основы православной культуры».

— Эти опасения абсолютно необоснованны. Такое ощущение, что кто-то что-то где-то услышал и сделал «глубокомысленные выводы». Предпринимаемые изменения вовсе не направлены против какого-то регионального компонента. В целом меняется идеология и методология формирования государственных образовательных стандартов — как общего, так и профессионального образования. В Государственной Думе уже прошли первые чтения по законопроекту о внесении изменений в образовательное законодательство — относительно структуры и содержания государственного образовательного стандарта. Внешний вид этого стандарта будет существенно изменен: он будет представлять собой набор требований к выпускнику, к тому, как он усвоил образовательную программу, к структуре самой образовательной программы, условиям образовательного процесса.

И в результате введения нового поколения стандартов свобода регионов, как раз напротив, только повысится по сравнению с тем, что было раньше. В результате у региональных органов управления образованием и самих образовательных учреждений появится возможность до одной трети учебного времени заполнять в соответствии с их особенностями. То есть федеральный образовательный госстандарт установит тот минимум, который необходимо реализовывать для получения аккредитации и права выдавать документы государственного образца. А все, что сверх этого минимума, будет формироваться на местах, региональными органами управления образованием и самими образовательными учреждениями.

В процессе подготовки этого нового стандарта мы обратились ко всем централизованным традиционным религиозным организациям с просьбой высказать свои предложения по тому, как история и культура их религии должна преподаваться в общеобразовательной школе. Такие предложения мы получили от Русской православной церкви, Совета муфтиев России, Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России. Весь этот набор информации будет отработан нами в рамках деятельности специализированной рабочей группы, созданной в 2006 году. Эта группа сейчас включает в себя представителей Московского патриархата, академических институтов, вузов, общественных организаций и регулярно собирается для обсуждения проектов различных документов.

Одним из результатов деятельности нашей рабочей группы стало «Примерное соглашение о взаимодействии органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской православной церкви». Это соглашение, завизированное по стороны Русской православной церкви управляющим делами Московской патриархии митрополитом Климентом, буквально несколько недель назад было разослано нами во все региональные органы управления образованием. В сопроводительном письме мы написали, что с опорой на это примерное соглашение могут заключаться соответствующие соглашения с подразделениями и других религиозных организаций. Тем не менее, благодаря данным нашего мониторинга, нам известно, что в достаточном количестве регионов такие договоры уже работают — не только с епархиями Русской православной церкви, но и с духовными управлениями мусульман, соответствующими организациями буддистов.

— Диакон Андрей Кураев в недавнем комментарии «Интерфаксу» подверг этот документ критике. По его мнению, неоднократно сделанный в «Соглашении» акцент на добровольности изучения «Основ православной культуры» в школах сделает невозможным гипотетическое желание какого-либо региона и даже обычной школы сделать этот предмет обязательным для всех своих учеников за счет собственного резерва часов. Так ли это?

— Обязательным — смотря для кого. Если речь идет об обязательной основе преподавания «Основ православной культуры» в рамках обычной школы, тут нет никаких препятствий. Потому что у нас, даже в соответствии с действующим законом «Об образовании», образовательное учреждение свободно в формировании своей образовательной программы.

Но принцип добровольности в любом случае должен быть соблюден. Каким образом? Если уже региональный орган управления образованием принимает решение о включении такого предмета в образовательную программу, то для тех учеников, у кого иные предпочтения, должно быть непременно предусмотрено, чтобы они обязательно в эти же часы изучали какую-то другую дисциплину. Тут необходимо предусмотреть все возможные последствия. Все-таки мы должны учитывать, что у нас дети в школе не разделены по религиозному признаку. Когда мы принимаем детей в первый класс, мы не задаем им вопрос о вероисповедании, не имея на это никакого права. Поэтому естественно, что принцип добровольности должен быть соблюден.

Кроме того, хочу подчеркнуть, что именно представители Московского патриархата при разработке упомянутого «Примерного соглашения» между региональным органом управления образования и епархией сами предложили, чтобы сейчас изучение в школах «Основ православной культуры» велось бы на добровольной основе.

Я полагаю, что как раз недостаток объективной информации о том, что мы совместно делаем, и порождает все эти мифы и слухи, которые курсируют в общественном сознании. Сейчас подведомственный нам Федеральный институт развития образования будет создавать специальный образовательный портал, на котором будут размещаться интересные образовательные программы, учебно-методические пособия, дополнительные информационные ресурсы, чтобы с ними мог ознакомиться каждый. Организацией этого портала будет заниматься лаборатория интеграции религиозных ценностей в систему образования в рамках вышеупомянутого института. Кроме того, с Русской православной церковью у нас есть прекрасная переговорная площадка в виде ежегодных Рождественских образовательных чтений. На предстоящих чтениях необходимо будет непременно обсудить проект государственных образовательных стандартов. То есть мы за то, чтобы все вопросы обсуждались профессионально, гласно, открыто и не давали пищу каким-то домыслам. Просто не надо друг друга демонизировать, не надо представлять, что напротив тебя сидит обязательно враг.

— Предполагается ли в принципе выработка единого стандарта по «Основам православной культуры»?

— Нет, у нас подобные курсы изучаются с учетом региональных особенностей. Сейчас, если говорить о базисном учебном плане и государственном образовательном стандарте, такого рода содержание представлено в рамках разных базовых учебных предметов — литературы, истории, мировой художественной культуры, изобразительного искусства. В 2004 году мы по поручению Совета по науке, высоким технологиям и образованию при президенте рассматривали целесообразность изучения в средней школе этого аспекта. Большинство экспертов из всех субъектов РФ тогда нам заявили, что содержание предмета, подобного «Основам православной культуры», в первую очередь, должно быть грамотно представлено в рамках основных учебных предметов, и также это можно рекомендовать на основе свободы выбора в виде каких-то примерных образовательных программ. То есть органы управления образованием и образовательные учреждения уже на местах будут добавлять свою региональную специфику. И сейчас мы с разными религиозными организациями стараемся выработать какие-то предложения по этим примерным основным образовательным программам. Вообще же за последние годы в регионах накопилось уже очень много опыта, базируясь на котором, можно сформировать то, чего ждут многие педагоги и учащиеся.

— На какой стадии находится сейчас процесс предоставления государственной аккредитации религиозным учебным заведениям?

— Этот вопрос многие годы, не меньше пяти лет, был весьма дискуссионным, предлагались разные варианты его решения. По сути дела, речь идет об интеграции религиозного образования в единое образовательное пространство. Сейчас ведь ситуация парадоксальная: выпускники религиозных вузов получают не диплом государственного образца, а собственный диплом этого образовательного учреждения. И, если они хотят, скажем, преподавать в школе, получается, что у них нет для этого профессионального образования. Многие воспринимают это как ущемление их прав.

Сейчас в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект о внесении изменений в федеральные законы об образовании и о свободе совести. Он предусматривает возможность реализации духовными образовательными учреждениями образовательных программ на базе государственных образовательных стандартов, а также возможность прохождения именно этих программ через процедуры аттестации и государственной аккредитации. То есть духовные вузы должны будут сами разрабатывать программы на основе госстандартов, и только тогда они смогут претендовать на процедуру аттестации и аккредитации. Сейчас такая возможность аккредитации образовательных программ предусмотрена для академических институтов. Они же тоже не являются образовательными учреждениями, но они реализуют, допустим, программы аспирантуры и докторантуры. И вот по образцу аккредитации таких программ мы и решили пойти. Возможность аккредитации не учреждения как институции, а образовательной программы, реализуемой на базе государственного образовательного стандарта, показалась нам более реальной. Посмотрим, как этот законопроект будет проходить в Думе. В случае его успешного прохождения надо будет, видимо, готовить различные подзаконные акты на тему того, как это можно будет осуществить.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=146


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru