Русская линия
Православие и современность Татьяна Бышовец01.09.2007 

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь

Русская земля славится своими святыми. С благодарностью и надеждой приходят люди к этим источникам святости, чтобы почерпнуть в них силы добродетельной жизни. В прошлом веке был прославлен целый сонм святых: древних и современных. И в 1992 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви к лику святых были причислены схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские и Хотьковские чудотворцы, родители преподобного Сергия. Хотя общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии состоялось лишь в наши дни, народное почитание праведной четы началось сразу после их кончины.

* * *

Любому человеку, отправляющемуся к преподобным, предстоит пройти по той земле, по которой ходили они, которая хранит память об их подвиге — благочестивом житии во славу Бога…

Произошел этот род из Ростовской земли. В конце XIII века их поместье находилось в селении Варницы. Позже, в XV веке, здесь был основан Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь, Троицкий собор которого был построен на месте, где стоял дом святых Кирилла и Марии. На территории монастыря сохранился колодец, из которого, по преданию, пили воду преподобные и их чада…

Проходя памятные места, мысленно переносишься в те далекие времена и в который раз вспоминаешь строки жития, оживляющие в душе образы преподобных Кирилла и Марии…

Известно, что оба они — и Кирилл, и Мария — были княжеского рода. Боярин Кирилл (фамилия его затеряна в веках), один из ближайших помощников Ростовского князя, сопровождал его в орду; к голосу боярина Кирилла всегда внимательно прислушивались. Боярыня Мария была достойной спутницей своего супруга. Суете княжеского двора они предпочитали сельское уединение, это были люди благочестивые: строго соблюдали церковный устав, помогали бедным. Воспитывая с малолетства своих детей в милосердии и любви, они понимали, что иначе невозможно ввести человека в Небесное Царство — величайшую семью Бога Любви.

Старший сын, преподобный Стефан, стал архимандритом Московского Богоявленского монастыря и духовником великого князя Симеона Гордого. Младший сын, Петр, унаследовал от родителей святую семейственность и вырастил детей Стефана. Один из детей, Иоанн, двенадцати лет ушел в обитель Сергиеву, принял постриг, стал духовным отцом благоверного князя Димитрия Донского и был прославлен в лике святых как святитель Феодор, архиепископ Ростовский.

А преподобный Сергий, будущий Радонежский игумен, стал собирателем земли Русской и вдохновил несогласных между собой князей на Куликовскую битву, ставшую главной вехой в освобождении Руси. Многие ученики преподобного Сергия основали впоследствии в разных краях Руси монастыри. Он стал духовным отцом не только подвизавшихся с ним иноков, но и многих поколений православных людей.

Однажды, когда преподобная Мария еще носила святого младенца во чреве, во время Литургии дитя, почувствовав явление благодати, трижды воззвал к Богу так, что услышали все стоящие в храме. Господь избрал его еще до рождения…

Младенец родился 3 мая (по ст.ст.) 1319 года и назвали его Варфоломеем, что значит «сын радости». При крещении родители рассказали о том случае в храме священнику, и благоговейный иерей Михаил по наитию Божию сказал им в утешение: «Не смущайтесь, а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святыя Троицы». Поняв указание Промысла Божия, они соответственно должны были и воспитывать своего сына. Тогда на Руси дело воспитания считалось святым и велось в строго церковном духе. Жизнь строилась по Евангельским заповедям, и еще с древности сохранялся обычай, чтобы старшие руководили свои родом: их решения считались законом, а они, умудренные опытом, учили только добру.

Отроческие и юношеские годы Варфоломея были наполнены трудами, молитвой и воздержанием. Ревность по Богу влекла его к еще большим подвигам, но вызывала тревогу у родных, опасавшихся за его здоровье и силы. Списатели жития преподобного передают нам, какие трогательные споры происходили между святым отроком и его матерью, как любящий сын утешал свою мать…

В этот период преподобному Сергию было 15 лет, а Ростов Великий переживал тяжесть Туралыкова нашествия, непосильные дали ордынскому хану и голод из-за неурожайных лет,? преподобный Кирилл решил покинуть родной город, переехав, а землю Радонежскую (около 1328 года). Тогда это был почти незаселенный край, поросший девственными лесами.

Отрок Варфоломей, всем сердцем желая полностью посвятить свою жизнь служению Богу, тем не менее с любовью покорился воле своих родителей, оставаясь с ними, чтобы упокоить их старость. До времени он оставил неисполненным свое горячее желание, сохраняя повиновение родителям, и, конечно, впоследствие наследовал их благословение, которым он так дорожил. Дух иночества сообщился от сына к родителям: при конце своей жизни Кирилл и Мария пожелали и сами воспринять ангельский образ по благочестивому обычаю древности: русские люди всех сословий старческие свои годы часто проводили в монастыре, чтобы приготовиться к вечной жизни.

И вот Кирилл и Мария вступают в Покровский Хотьков монастырь, затем там же принимают великую схиму, но недолго им пришлось потрудились в своем новом звании: около 1337 года они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью Покровской обители, которая с того времени стала усыпальницей рода Сергиева. В течение сорока дней Варфоломей оставался здесь, молясь об упокоении своих родителей и совершая дела милосердия в их память. После этого, раздав бедным остатки небогатого имущества почивших, оставив все мирские дела, в духовной радости отправился вместе со Стефаном на пустынное жительство в самую глушь Радонежских лесов — на гору Маковец. Через некоторое время Варфоломей принял постриг с именем Сергий (7 октября 1342 года), а вскоре на этом месте была образована обитель Святой Троицы, выросшая впоследствии в знаменитую Троице-Сергиеву Лавру, где ныне и покоятся святые мощи Преподобного. По установившемуся обычаю, благочестивые паломники, идущие к преподобному Сергию, сначала заходят в Хотьков монастырь поклониться его родителям.

История монастыря

Многое пришлось пережить Хотькову монастырю за свою более чем семивековую историю: и татарское нашествие, и польское разорение, закрытие и надругательство в советское время. И все время незримо — в духе и видимо? в святых мощах пребывали здесь молитвенники и ходатаи о нас — преподобные Кирилл и Мария.

Мощи их неизменно почивала в Покровском соборе, в трапезной его части храма, под сенью. Во времена лихолетья они были скрыты под спудом с южной стороны Покровского храма. Теперь на этом месте установлен памятный крест. Сейчас мощи преподобных, как и прежде, покоятся в Покровском храме, а над ракой святых помещена икона Серигева рода.

* * *

Покровский Хотьков монастырь находится в нескольких километрах от Лавры по направлению к Москве. Стоит на речке Паже.

О начале Хотькова монастыря нет сведений (а в «Истории иерархии» его начало относится к 1308 г.). Но он основан не позднее первой четверти XIV века, так как в 1335—1336 годах в нем постриглись родители преподобного Сергия. Вероятно, вначале это не был монастырь в собственном смысле, а была приходская церковь, у которой жили старцы и старицы? в те времена это было обычным явлением. И с первой половины XIV до начала ХVI в. это был «двойной» монастырь — мужской и вместе женский. В продолжение долгого времени монастырь был очень бедным. В 1506 г. великий князь Василий Иванович назначил обители небольшое содержание (ругу). В 1545 г. царь Иван Грозный, исполняя просьбу Троицкого игумена с братией, предоставил монастырь в заведывание Троице-Сергиева монастыря.

Став к 1544 г. обителью исключительно женской, Хотьков монастырь и остался таковым уже на все последующее время. При нем постоянно жил иеромонах от Троицкого монастыря. Монахини получали от Сергиевой обители небольшое хлебное и денежное жалованье. Самостоятельным Покровский монастырь стал в 1764 году, когда был возведен в третий класс со штатом семнадцать монахинь, хотя жило в нем более 100 сестер. Здесь процветало золотошвейное искусство.

В 1609 г. монастырь сожгли поляки, но обитель была возрождена.

В конце ХVI в. в монастыре проживало тридцать шесть монахинь. В конце ХVIII столетия число обитательниц монастыря возросло до двухсот восьмидесяти, а с первой четверти ХIХ в. оно стало доходить до четырехсот. До 1840 г. монастырь был особножитным? каждая монахиня имела собственное помещение и собственное содержание. С 1840 г. начало вводиться в монастыре общежитие и к 1871 г. было введено окончательно (для всех монахинь — помещение монастырское и все монахини имеют общий монастырский стол).

До 1644 г. церкви в монастыре были деревянные. Стольник государев Василий Федорович Янов дал 1000 рублей на построение каменной церкви, которая и сооружена была в продолжение 1644−1648 гг. В 1811 г. церковь, построенная на деньги Янова, была разобрана, а на ее месте поставлена новая, оконченная в 1816 г. Собор имеет три престола: главный — в честь Покрова Божией Матери и придельные — во имя преподобного Сергия и святителя Алексея. В трапезе церкви на правой стороне находятся гробы родителей преподобного Сергия, Кирилла и Марии.

В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, в декабре 1919 г. часть зданий отдали детской колонии, в начале 1921 г. он был закрыт. После закрытия монастырь фактически существовал под именем трудовой артели кустарных изделий. Монастырские здания перестраивались, разрушались, снесена была колокольня.

В марте 1989 года в возрожденном Покровском монастыре состоялся первый молебен. С этого началась новая жизнь хотьковской обители. В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в обители открыт детский приют.

Сейчас на территории монастыря находятся: Покровский собор (1816 г.); близ Покровского собора? церковь во имя Николая Чудотворца, с приделами во имя апостолов Петра и Павла и в воспоминание обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (словущего Воскресения, празднование 13 сентября)? первоначально построена в 1768 г., а в 1902—1905 гг. вместо нее построена новая; церковь над южными воротами монастыря при богаделенном доме во имя святителя Митрофана (1833 г.) и церковь над северными воротами? в честь Рождества Иоанна Крестителя (1791 г.).

Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная.

Подготовила материал Татиана Бышовец



Библиография:

1. Покровский Хотьков женский монастырь. По стопам преподобных Кирилла и Марии. Издание Покровского Хотькова монастыря, 2005.

2. Справочник-путеводитель «Монастыри Русской Православной Церкви». М., 2001.

3. Спутник паломника. М., 2007.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4268&Itemid=93


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru