Вера-Эском | Владимир Григорян | 31.08.2007 |
Выходит, «Письмо десяти» родилось вовсе не для того, чтобы «открыть глаза» главе государства. Возможно, подлинным адресатом и одновременно заказчиком послания был совсем другой человек. А именно — министр образования и науки Фурсенко. Так же, как и Гинзбург, он категорически против изучения основ православия в школе и не раз заявлял, что «этот вопрос должен решаться обществом, а не какой-то группой лиц или властной структурой». Публикацию «Письма десяти» министр встретил, не скрывая удовлетворения. В этом, собственно, и состояла главная опасность акции. Среди подписантов двое лауреатов Нобелевской премии: либерал Гинзбург и коммунист Жорес Алфёров. Компания, что ни говори, представительная. Встретив более или менее серьёзную поддержку, она могла, действительно, окончательно закрыть вопрос о необходимости преподавания основ в школе.
К счастью, этого не произошло. Дело в том, что уровень «Письма» просто удручает. Это, быть может, самый серьёзный аргумент в пользу того, что ученым необходимо знание основ культуры. В первую очередь это касается Гинзбурга. Он, безусловно, блестящий физик, но при этом закончил всего семь классов средней школы и, как он сам признаётся, до сих пор плохо пишет по-русски. Чего стоит заявление: «Вообще-то все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира». И тут же цитата из лауреата Нобелевской премии С. Вайнберга: «Опыт учёного делает религию совершенно несущественной».
Оспорить это нетрудно. Довольно привести несколько высказываний по-настоящему великих ученых.
Френсис Бэкон: «Малое знание уводит от Бога, а большое знание — возвращает к Богу».
Ломоносов: «Наука и вера суть две сестры».
Альберт Эйнштейн: «Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку».
Вклад христианства в появление современной науки трудно переоценить, но за набившими оскомину упоминаниями о Джордано Бруно и т. д. совершенно утрачено понимание того, что почти все научные методики, принципы, подходы были заимствованы из теологии. Даже Дарвин начинал свою деятельность как богослов.
Огромна роль христианства в борьбе с бесчисленными заблуждениями и суевериями типа поисков «философского камня» или создания «гомункулуса». Авторы «Письма десяти» об этом, естественно, не знают. В советской школе их учили другому.
Местами текст письма академиков опускается до прямой дезинформации. Читаем: «Год назад петербургская школьница Маша и ее папа обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию творения человека божественной силой (креационизм) вместо „устаревшего и ошибочного дарвинизма“».
Это неправда. Маша добивалась того, чтобы не вместо дарвинизма (имеющего свою ценность), а наряду с ним школьники получали представление о других взглядах на происхождение человека. Могли узнать, например, мнение Юрия Чайковского, ведущего научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН, полагающего, что «дарвинизм не описание эволюции, а способ толковать ее малую часть (изменения внутри вида и, с натяжкой, внутри рода) с помощью гипотетической причины, именуемой естественным отбором».
В общем, «Письмо» встретило резкое неприятие со стороны интеллигенции, исключение составили лишь явные маргиналы. Атеистов сейчас трудно найти даже в среде людей, далёких от Церкви. И здесь авторы «Письма десяти» допустили серьёзный промах. Богоборческий характер их послания настолько очевиден, что распугал даже союзников по борьбе с «православной экспансией». Зато сплотил всех, кто сознаёт, что без христианства у нашего народа нет будущего. Потому совершенно не лукавил замглавы ОВЦС о. Всеволод Чаплин, когда от лица Церкви выразил благодарность авторам «Письма». С Гинзбургом они, кстати, давние знакомые. Однажды отец Всеволод даже подарил академику фарфоровое пасхальное яйцо. Тот был тронут, бережно донес яйцо до раздевалки, но, положив его в карман плаща, случайно разбил.
В ситуации с «Письмом» отец Всеволод проявил себя превосходно. Достаточно сказать, что, выслушав его, пошёл на попятную один из подписантов злополучного документа — академик Андрей Воробьёв. Он не задумывался прежде о том, что основы — единственный школьный предмет (там, где он включён в программу), который пытается привить школьникам любовь к родине, неприятие разврата, знание каких-то фундаментальных человеческих ценностей. Теперь вот задумался. И это, с одной стороны, замечательно.
А с другой — довольно ярко показывает, как мало нами сделано для того, чтобы познакомить общество со своей позицией. В основном мы ограничиваемся публикациями в церковной прессе, где за последние годы было сказано много дельного и умного. Но сколько бы мы ни убеждали друг друга, за церковные стены наши взгляды проникают в основном лишь благодаря митрополиту Кириллу и диакону Андрею Кураеву. Но их стиль изложения даже внутри церковной ограды воспринимается не всеми. Для просвещения страны этого явно недостаточно.
Не только «Письмо» само по себе, но вся история с продвижением основ православной культуры вскрыла одну нашу существенную слабость. Православные так увлеклись диалогом с властью, что не уделили максимума внимания тому, чтобы привлечь на свою сторону ведущие силы общества. Впрочем, это не поздно сделать и сейчас. «Письмо», безусловно, способствует сознанию такой необходимости, так что примем его спокойно. Слабому слишком многое во вред. Сильному — всё во благо.