Церковный вестник | Ирина Щелкачева | 31.08.2007 |
С другой стороны, эта же проблема возникает при введении в России общепринятых правовых норм, предусматривающих право родителей выбирать мировоззрение для воспитания и обучения своих детей. Достаточно многочисленные группы населения, приверженные тому или иному религиозному мировоззрению, не должны удовольствоваться навязываемым им атеизмом, но могут на равных основаниях претендовать на религиозные образовательные системы. При этом встает вопрос о формировании практикуемой во всем мире светской системы религиозного образования, предусматривающей изучение традиционных гуманитарных дисциплин на базе религиозного мировоззрения.
Свято-Тихоновский институт первым откликнулся на эту потребность — на филологическом, историческом, педагогическом факультетах студенты стали изучать богословские дисциплины, а преподаватели — формировать новый облик специалиста, базирующийся на «православной мировоззренческой основе». Сегодня выпускники этих факультетов являются полноправными, а иногда и незаменимыми специалистами и в светской, и в церковной сферах. Богословские знания нужны не только в образовании, просвещении, социальной деятельности, они необходимы на административных постах и в политике, не говоря уже о науке, где традиционный отечественный перекос, вызванный отсутствием богословской компоненты, стал причиной затяжного отставания и ущербности.
Схема религиозного образования, построенная на опыте ПСТГУ, является достаточно простой и убедительной: богословие изучается по общему шаблону, который каждая конфессия наполняет своим содержанием. Полученный поликонфессиональный стандарт удовлетворяет всем необходимым требованиям и одновременно обеспечивает достойное место конфессиональной светской образовательной системе, не уступающей западным образцам. При этом обеспечивается не только сотрудничество главных конфессий, но и эффективное партнерство их с государством. Поликонфессиональный стандарт позволяет вести подготовку православных, мусульманских и иудейских теологов, сохраняя научные и образовательные традиции, созданные этими вероисповеданиями в условиях их мирного сосуществования на российской почве.
На практике принятая модель теологического образования оказалась успешной: за пять лет к подготовке теологов приступили 27 новых вузов. Всего теологов готовят в 35 вузах, из которых 21 — государственные университеты.
В то же время система теологического образования остается незавершенной, так как до сих пор не принято решение о введении «Теологии» в список научных специальностей ВАК. Эта незавершенность вертикали теологического образования прямо противоречит мировой практике и нормам реализации образовательных программ в Российской Федерации. При этом сложившуюся коллизию невозможно преодолеть путем защиты кандидатских и докторских диссертаций в диссертационных советах по истории, философии или религиоведению, — так же как невозможна такая специализация в образовательных программах.
Одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня является построение единого цивилизационного пространства на основе поликонфессиональной принадлежности и культурной многоукладности народов, традиционно населяющих Российскую Федерацию. В этом процессе нельзя обойтись без опоры на традиционные конфессии. Опыт ПСТГУ, как и общий анализ работы, проделанной в области высшего образования, показывает, что введение поликонфессиональных стандартов и открытие как православных, так и исламских учебных подразделений становится положительным фактором в межконфессиональных отношениях. Подготовленные специалисты способны вести необходимый диалог с представителями различных религий и конфессий с позиций взаимного уважения, основанного на углубленном знании религиозных учений и традиций, что отвечает объективным интересам государства. Искусственные препятствия, тормозящие развитие новой системы образования, в частности — подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации в области теологии, ставят интересы российского общества в прямую зависимость от предрассудков цеха научных атеистов советского периода.