Православие.Ru | Иеромонах Никон (Головко) | 31.08.2007 |
Николо-Пешношский мужской монастырь. Фото: Виталий / Соборы.Ru |
Во исполнение этого решения, 2 сентября 2007 года, после 80-летнего разорения, вновь открывается Николо-Пешношский мужской монастырь, основанный в XIV веке учеником и сопостником великого Сергия Радонежского — преподобным Мефодием.
Богослужение в этот исторический день совершит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Серпуховского Романа и настоятелей мужских монастырей Московской епархии. Божественная литургия начнется в 10:00 в Сергиевской церкви обители.
Адрес монастыря: Московская область Дмитровский район пос. Луговой. Более подробную информацию о монастыре можно найти на официальном сайте обители www.peshnosha.ru.
Краткая история Николо-Пешношского монастыря
Преподобный Мефодий Пешношский |
Монастырь был основан в XIV веке учеником Сергия Радонежского — преподобным Мефодием Пешношским. Святой Мефодий, один из первых учеников великого аввы, выбрал место для пустынножительства в 25 верстах от Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Преподобный Мефодий сам трудился над построением монастыря, «пеш нося» бревна через реку. Отсюда обитель получила название Пешношской.
Преподобный Сергий часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что святые Мефодий и Сергий вместе копали рвы для келий, ископали два пруда и посадили аллею из вязов, сохранившуюся до настоящего времени. По учреждении обители, с благословения святого Сергия, преподобный Мефодий стал в ней первым игуменом.
Скончался преподобный Мефодий 14 июня 1392 года. Замечательно, что, следовав во время жизни примеру и наставлениям преподобного Сергия, он не умедлил последовать за ним и в вечные обители: святой Сергий предварил его только восьмью месяцами. Чудотворящие мощи преподобного Мефодия доселе почивают под спудом в сооруженной им обители.
Слава святой жизни преподобного Мефодия даже после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей — бояр и великих князей. Среди них удельные князья дмитровские Петр Дмитриевич, сын благоверного князя Димитрия Донского, и Юрий Васильевич, сын великого князя московского и всея Руси Василия II Васильевича Темного. Известно и о щедрых жертвах монастырю царя Ивана Васильевича Грозного, особенно благоволившего к строителю обители иеромонаху Гурию (Заболотскому). Так, Иван Грозный определил Пешношскому монастырю ежегодное денежное жалованье. Это царское благорасположение может быть отнесено как к личному достоинству строителя Гурия, привлекшего внимание государя, так и к благолепию монастыря. Вскоре Гурий стал архимандритом Симонова монастыря, в 1543 году хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского, а в 1551 году был участником Стоглавого собора.
Святитель Варсонофий Казанский |
От бывшего в 1584 году пожара все монастырские строения сгорели. А едва только обитель снова восстала из пепла, наступили бедственная для России смута от самозванцев. Пешношский монастырь подвергся разорению от поляков: он снова был сожжен, разграблен и множество иноков его, храбро защищавших обитель от врагов, побито. После смуты обитель была вновь восстановлена, но земля, орошаемая дотоле слезами подвижников, была обагрена их кровью: два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимонахов и семь монахов пали от меча безбожных врагов. История сохранила для потомков в недрах земли их имена: при перестройке Николаевского собора в 1805—1806 годах были найдены камни с высеченными на них именами погибших.
Переломным в истории монастыря стал 1700 год: тем летом царь Петр I совершал плавание по рекам Яхроме и Дубне к Волге и посетил Пешношу. Во время своего пребывания в обители, царь услышал жалобу от игумена Феофана с братией на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданской власти в судебных делах. Дабы «сильной властью укротить непокорных и защитить обитель от несправедливостей», он своим именным указом повелел Пешношскому монастырю быть в ведении Троице-Сергиевой лавры.
В новом своем положении Пешношская обитель вместо игуменов стала управляться соборными старцами, присылаемыми из лавры — на три года каждый. Однако решение царя стало роковым: лишенная самостоятельности обитель стала быстро угасать и даже упразднялась в 1764 году.
В 1766 году, по ходатайству ближнего помещика действительного статского советника М.И. Веревкина, обитель была снова восстановлена, но попала тогда, согласно последнему административному делению, в состав Переславской епархии. Отсюда начинался период подлинного расцвета Николо-Пешношского монастыря, продолжившийся вплоть до смутных дней XX века.
Первым строителем, назначенным от епархии в возрожденный монастырь, был иеромонах Игнатий, бывший впоследствии возобновителем московского Симонова монастыря. Его усердием в Пешношской обители учрежден устав общежития, заведен во всем должный порядок, благоустройство и примерная строгость в жизни иноков, а в церковной службе, отличавшейся продолжительностью и благолепным пением, введен чин Афонской горы. Все это в совокупности прославило Пешношскую обитель наравне с Валаамским монастырем и Саровской пустынью.
В 1788 году, по случаю упразднения Переславской епархии, Пешношский монастырь поступил в ведение епархии Московской. В то время строителем Пешношского монастыря был уже иеромонах Макарий, мощи которого доныне почивают под спудом в настоятельском храме-усыпальнице под колокольней. С его именем связаны многие и весьма значительные преобразования в монастыре — именно в те годы обитель приобрела тот внешний вид, который сохраняется до наших дней.
Митрополит Платон (Левшин) |
И в самом деле, Пешношский монастырь в дни отца Макария так славился, что и в других пустынных обителях говорили о нем с духовным восторгом. Митрополит Платон часто ставил в пример другим настоятелям иеромонаха Макария и его обитель. Многие заимствовали от Пешноши порядок и даже монашествующих. Так игумен Кирилло-Новоезерского монастыря, быв на Пешноше, заимствовал ее чиноположение и испросил у Макария для помощи в заведении общежития несколько насельников. Отец Макарий имел духовную связь и переписку с архимандритом Молдаво-Влахийского Нямецкого монастыря старцем Паисием и даже получил от него в подарок посох.
В 1795 году митрополит Платон предписал строителю Макарию, если он найдет то нужным, переменить строителя Оптиной пустыни, то есть поставить на его место другого, вместе с тем предписано ему посещать эту пустынь и учреждать все к лучшему. В 1798 году, по желанию братии Давидовой пустыни, предписано было в ней «завести все то, что на Пешноше». В данном же митрополитом определении сказано: «предписать Пешношскому строителю, чтобы он в Давыдовой пустыни завел такое же общество, какое и в Оптином монастыре».
Между тем доверенность в расположение Московского архипастыря к строителю сохранялись неизменно. В 1800 году дано им следующее предписание: «Отцу строителю Пешношскому Макарию. Отправиться вам в Коломну осмотреть Голутвин упраздненный монастырь и заштатный Бобренев монастырь. Причем дается вам ведомость Бобреневу монастырю, утвари, строению и угодьям. И по возвращении донесть нам. Платон, митрополит Московский».
Устав и чиноположение монашеского общежития от Пешношского монастыря заимствовали московские Сретенский и Покровский монастыри, серпуховской Владычный, коломенский Голутвин, дмитровский Борисоглебский, Бобренев, а также пустыни — Оптина, Екатерининская и Давидова и другие. Многие из этих обителей управлялись игуменами, назначенными из числа пешношской братии.
Как и преподобный Макарий, другой настоятель обители — иеромонах Максим, известный в истории своим мудрым правлением и трудами по благоукрашению монастыря, засвидетельствовал своим святым житием подвиг преподобничества.
Так в постоянном развитии и обустройстве и без того замечательной обители прошел XIX век.
К началу XX столетия число братии монастыря приближалось к 200, не считая послушников и трудников.
Пешношский монастырь был закрыт в 1928 году, дав Русской Православной Церкви четырех новомучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученики Герасим (Мочалов; † 1936), Иоасаф (Шахов; † 1938), Николай (Салтыков; † 1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; † 1937).
Попытка директора музея Дмитровского края К.А. Соловьева и сотрудников превратить монастырь в музей, предпринятая в 1928—1931 годах, не увенчалась успехом. В январе 1933 года весь музей был разгромлен, а его сотрудники во главе с директором репрессированы.
В течение нескольких последних десятилетий территорию монастыря занимает психоневрологический интернат N 3, подчиненный Мособлсобесу.
Внешний вид обители
Николо-Пешношский мужской монастырь. Фото: peshnosha.ru |
Главный храм обители — древнейший белокаменный Никольский собор первой трети XV века — сохранился до наших дней. Под слоем побелки на стенах собора до сих пор сохраняются фрески кисти Андрея Рублева.
Уникальный архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и Богоявленским храмом «под колоколы» отстроены в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона добавлены в 1793 году. Церковь под колокольней, являющаяся настоятельской усыпальницей, была освящена в честь преподобного Мефодия.
Рядом с колокольней расположена церковь во имя Сергия Радонежского, поставленная над мощами преподобного Мефодия. Этот храм и монастырская колокольня в настоящее время принадлежат верующим и активно реставрируются.
Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная церковь Сретения Господня, сооруженная в первой половине XVI века. В подклети церкви — уникальная одностолпная палата, созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского Кремля.
В юго-западном углу монастыря, рядом с больничными палатами для престарелой братии, соседствует больничная церковь во имя святителя Димитрия Ростовского. Над святыми «яхромскими» вратами, расположенными в западном прясле стены, сохранилась Спасо-Преображенская церковь конца XVII века.
Из гражданских построек в монастыре сохранились здания конца XVII — начала XVIII столетия — настоятельский, казначейский и несколько братских корпусов.
В целом весь архитектурный ансамбль Николо-Пешношского монастыря сохранился без потерь, однако требует реставрации.
Погребения внутри Николо-Пешношского монастыря
Николо-Пешношский монастырь известен также своим уникальным дворянским некрополем.Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище покоится прах представителей чуть ли не всех известных российских дворянских родов и фамилий, среди которых Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Апраксины, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Тухачевские, Вельяминовы, Юшковы, Квашнины, Топорковы и многие-многие другие.
Здесь же, в обители, под спудом почивают мощи преподобных Мефодия Пешношского, архимандрита Макария, иеромонаха Максима и блаженного монаха Ионы.
В Никольском соборе покоится прах епископов XVI века: Коломенского Вассиана (Топоркова) и Тверского Гурия (Заболотского), а также братии, избиенной во время нападения ляхов на монастырь в 1613 году.
Святыни Пешношской обители
Николо-Пешношский мужской монастырь. Фото: Виталий / Соборы.Ru |
Помимо иконы Пресвятой Богородицы в Николо-Пешношском монастыре почитались два образа преподобного Мефодия, часть Честного и Животворящего Креста Господня и частица Ризы Господней, «еже есть хитон».
В обители сохранялись такие достопамятности, как деревянный потир, на котором преподобный Мефодий совершал Божественную литургию (ныне — в собрании историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский кремль»), а также деревянный напрестольный крест черного дерева, обложенный червонным золотом, работы XV века.
Большая часть архива Пешношского монастыря ХV-ХVII веков ныне хранится в Российском государственном архиве древних актов.
Пожалуй, самой известной святыней Пешношского монастыря является чудотворный образ Иоанна Предтечи, приписываемый кисти преподобного Андрея Рублева. В настоящее время он пребывает в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева.
Среди древностей монастыря — двухстворчатая резная панагия из мамонтовой кости в серебряной золоченой оправе и Четвероевангелие с золоченым окладом и эмалевыми вставками. Эти замечательные памятники пребывают ныне в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике.
В Государственном Историческом музее находится ряд рукописей из библиотеки Николо-Пешношского монастыря. Это, прежде всего, напрестольное Четвероевангелие, лицевое с орнаментом, написанное полууставом в XV столетии, житие святого Григория Омиритского 1452 года и «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника конца XV века.
С именем удельного князя Юрия Васильевича, который, делал немалые вклады в Пешношский монастырь, связан интересный памятник, сохранившийся до настоящего времени. Это золоченое серебряное кадило 1469 года, что известно из сохранившейся на нем надписи. В настоящее время кадило из Пешношского монастыря хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Стоит также упомянуть, что в одном из приходских храмов Тверской епархии, расположенном неподалеку от монастыря, сохраняется посох последнего перед закрытием настоятеля обители — игумена Ювеналия, а в запасниках историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский кремль» — серебряная с позолотой рака, стоявшая над мощами преподобного Мефодия.
Современное положение Николо-Пешношского монастыря
Николо-Пешношский мужской монастырь. Фото: peshnosha.ru |
Богоявленский храм, «иже под колоколы», расположенный на втором ярусе колокольни, обустроен для совершения регулярных богослужений.
Современное положение монастыря отягощается пребыванием в его стенах психоневрологического интерната, вопрос о выводе которого из этого уникального памятника впервые был поднят в 1975 году. Еще покойный ныне председатель правления Советского фонда культуры академик Д.С. Лихачев неоднократно предлагал создать в Подмосковье национальный парк, центром которого должен был бы стать Николо-Пешношский монастырь. Но и в настоящее время строительство нового комплекса для перемещения диспансера еще не начато.
Составил иеромонах Никон (Головко)
http://www.pravoslavie.ru/put/70 830 115 613