Православие.Ru | Мария Шургина | 30.08.2007 |
Лигурийское побережье |
Не успел пропеть петух, а мы уже поднялись и, поеживаясь от сырости, засеменили на вокзал к автобусу. «Дождь — значит в добрый путь», — пронеслось в голове.
На этот раз путь наш лежал на красивейшее Лигурийское побережье, в город Геную и маленький курортный городок Портофино. Направляясь в Геную, мы преследовали две цели — поклониться честным останкам святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а также помолиться перед чудотворным Едесским Нерукотворным Образом Иисуса Христа.
Генуя
Вопреки прогнозам Генуя встретила нас ослепительным солнцем и жизнерадостными лигурами — так называют жителей Лигурии. Нашим гидом и проводником стал чтец православной (Московского Патриархата) церкви города Марио Сельвини. Мы встретились с ним на кафедральной площади. Он появился перед нами в развевающемся на ветру черном подряснике с широкой улыбкой на лице, и после привычного для жителей Европы целования сразу приступил к рассказу о родной Генуе.Духовная жизнь Лигурии началась в IX веке, когда архиепископы Милана (в состав этой епархии входила и Лигурия) начали строить монастыри и храмы. Первыми епископами Генуи стали святые Ромул, Валентино, Феликс и Сир. Среди мучеников в Генуе особо почитается святой Эспедито.
Как же попали останки самого величайшего из смертных — Иоанна Крестителя в этот город?
Жители Генуи, как и венецианцы и барийцы, участвовали в крестовых походах, чтобы освободить христианские святыни от мусульман. Из одного из крестовых походов они и привезли мощи святого Иоанна Крестителя, о чем свидетельствует история Гульельма Эмбрияко (Guglielmo Embriaco). Мощи были привезены в Геную в 1098 году в сопровождении трех кораблей. В 1327 году святой Иоанн Креститель был провозглашен небесным покровителем этого города вместе со святым Георгием Победоносцем.
Мощи святого Иоанна Крестителя хранятся в кафедральном соборе во имя святого архидиакона Лаврентия.
Мы зашли в этот собор IX века. В капелле святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится рака с его честными мощами, помещенными внутрь престола этой капеллы. Поэтому приложиться к раке возможности нет. Капелла украшена барельефами и скульптурами святых. Слева изображено усекновение главы святого Иоанна Крестителя, а справа — крещение Господа нашего Иисуса Христа.
Мы спели тропарь и прочитали молитву святому. К нашей молитве присоединились и присутствующие в храме.
«Вы откуда?» — задаю традиционный вопрос.
«По национальности я серб, но русский в душе», — улыбается огромного роста молодой человек.
А Марио продолжает свой рассказ: «Католики не воздают столько почитания святым мощам, как православные. Они больше внимания уделяют ценным оправам (реликвариям), в которые честные мощи помещены. Но вы не должны осуждать это, так как тоже много лет не почитали святых». Видимо, Мария имел в виду период советских гонений на Церковь.
Кафедральный собор Генуи
Рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя расположен вход в музей кафедрального собора (Museo del Tesoro di San Lorenzo). Православным может показаться очень необычным то, что святыни находятся не в храме, где им оказывалось бы должное почитание, а в музее, за стеклом. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи. При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей.За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе. Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.
В эту же чашу собрали и кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Потому-то так и называется чаша: старо-французское слово «грааль» означает «кровь».
В следующем помещении мы видим две честные руки. Одна принадлежит святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, а другая — святому апостолу Иакову Зеведееву.
В соседнем помещении за стеклом находится блюдо, на котором была принесена честная глава святого Иоанна Крестителя на праздник к Ироду. Здесь же — реликварий с власами Пресвятой Богородицы.
В музее хранятся и священнические одежды и древние предметы для совершения литургии.
Спас Нерукотворный
Покинув собор, мы спешим поклониться еще одной весьма почитаемой святыне Генуи — Нерукотворному Образу Иисуса Христа из Едессы. Хранится он в армянской церкви во имя святого апостола Варфоломея.Турецкое нашествие на Армению в XIV веке привело к тому, что армяне рассеялись по миру. Церковь во имя святого Варфоломея была основана в 1308 году армянскими монахами, бежавшими от турок. Возможно, эта церковь не была бы столь известна, если бы в 1362 году генуэзский капитан Леонардо Монтальдо не привез в Геную из Константинополя Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Являясь прихожанином армянской церкви, Монтальдо в 1384 году подарил Святой Лик этому храму. С этого времени Нерукотворный Образ стал предметом особого почитания жителями Генуи и паломниками. В 1507 году, после захвата города французским королем Людовиком XII, Святой Лик был увезен во Францию, но через несколько месяцев после дипломатических переговоров его вновь вернули на прежнее место.
Кроме Нерукотворного Образа Спасителя храм святого апостола Варфоломея хранит в ризничной честную стопу этого апостола.
Мы подходим ко второй капелле с левой стороны от главного входа (именно там сейчас находится Нерукотворный Спас из Едессы) и с пением «Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий…» прикладываемся к иконе и просим у Господа милости.
Ныне древний город Едесса называется Урфа. Он расположен на юге Турции, недалеко от Сирийской границы. Старинное предание гласит, что в I веке по Рождестве Христове в Едессе жил правитель Авгарь V. Случилось ему заболеть проказой. Никто из лечащих врачей не мог помочь своему правителю. Прослышав, что в Иудее есть такой Человек, пришедший от Бога, Который исцеляет от болезней, царь Авгарь послал к Нему своего самого искусного художника Ананию.
Вот как повествуют об этом событии Четьи Минеи: «Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (см.: Мф 4: 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на убрусе отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей, который проповедовал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова „Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится“, Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами».
Царь Авгарь по вере своей получил исцеление от проказы, а мы получили Нерукотворный Спас, который стал впоследствии основой для всей христианской иконографии. В эпоху иконоборческой ереси едесский образ Спасителя был самым веским аргументом в пользу почитания святых икон.
Много лет жители Едессы хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота, где он находился со времен Авгаря. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.
Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912−959 гг.) пожелал перенести образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий.
По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204−1261 гг.), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море.
По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится поныне.
Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715−731 гг.) послал письмо, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.
Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви существует благочестивый обычай — при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.
В память о перенесении Нерукотворного Образа Спасителя при императоре Константине из Едессы в Константинополь Русской Православной Церковью 16/29 августа установлен праздник, называемый в народе Третьим Спасом.
Портофино. К мощам святого великомученика Георгия
Мы оставляем великолепную Геную и отправляемся в живописнейшее место, притягивающее своей природной красотой туристов со всего мира, — в Портофино.Здесь, в этом маленьком городке, находится храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, где почивают его честные мощи.
Участвуя в крестовых походах, генуэзцы сумели собрать много святынь со Святой Земли и из Константинополя. Портофинцы в XI веке привезли в свой родной городок большую часть мощей святого великомученика Георгия. Они сохраняются в главном алтаре одноименной церкви. К храму ведет узкая, поднимающаяся вверх, тропинка. Церковь святого Георгия стоит на вершине горы, откуда открывается чудесный вид как на сам городок, так и на распростертое у подножия бескрайнее море.
Привычное для этого места безмолвие на сей раз нарушилось пением акафиста: «Радуйся Георгие, великий победоносче». Вспоминается, что этот великий святой — покровитель воинов изображен на гербе столицы нашей Отчизны. Однако большая часть его мощей почивает именно здесь, в этом итальянском городке, в одиноко стоящем храме. Вот оно — смирение ангельское, которое никогда не поймут сильные мира сего…
«Радуйся Георгие…» — вот и православные все чаще приезжают поклониться твоим мощам.
«Радуйся Георгие…» — гонимое столько лет Православие крепнет с каждым годом все сильнее и сильнее.
«Радуйся Георгие…» — молимся тебе, чудотворцу и великому заступнику за всех христиан.
«Радуйся….»
Спускаемся с горы к морю. Кто-то спешит искупаться перед отправлением в Болонью. Холодная вода обжигает и бодрит. Когда еще приедем?! А так хочется еще не один раз вернуться сюда…
Поем «Многая лета» уже ставшему таким родным, братом во Христе, Марио и обещаем не забывать друг о друге на молитве. Автобус трогается, петляя по лесистым склонам Аппенин: мы держим путь домой. Вдруг, подняв глаза, я вижу в высоком небе яркую радугу. Кричу на весь автобус: «Радуга!!!»
«Радуга!!!» — вторит хор голосов.
Вот тебе и bruto tempo! Нет для верующего такого понятия! В этот день пролилась на нас милость Божия. Благодарные и счастливые, мы вернулись в Болонью, в которой, как оказалось, почти целый день шел дождь…