Русская линия
Фонд стратегической культуры Петр Искендеров29.08.2007 

Косово в контексте геополитики

Принципиальная позиция России, решительно выступившей в Совете Безопасности ООН и международной Контактной группе против предоставления Косову независимости без учета позиции Сербии, вызвала в западных столицах тревогу и замешательство. В Вашингтоне и Брюсселе на словах отказались от немедленного признания косовской независимости и создали посредническую «тройку» для организации нового раунда переговоров между Белградом и Приштиной. Генсек ООН Пан Ги Мун предложил посредникам представить развернутый доклад по существу проблемы к 10 декабря.

До этого времени дипломаты — спецпредставитель российского министра иностранных дел по Балканам Александр Боцан-Харченко, спецпосланник Вашингтона по вопросам косовского урегулирования Фрэнк Визнер и представляющий ЕС германский дипломат Вольфганг Ишингер — договорились совместно работать в режиме «челночной дипломатии» и попытаться «запустить» прямые сербо-албанские переговоры.

Однако, как оказалось, сторонникам уважения международного права и поиска политического решения исторически сложной косовской проблемы успокаиваться рано. Создание посреднической «тройки» по Косову является для Запада уловкой, призванной успокоить общественное мнение и повязать Россию общей ответственностью за противоправные действия. США и ЕС получили удобную возможность, действуя за спиной России и прикрываясь ее авторитетом, «продавливать» независимость для своих косовско-албанских подопечных. Тем более учитывая, что ни в «тройке», ни в Контактной группе Москва не имеет права вето.

Пробным камнем на заключительном этапе реализации косовской стратегии Запада стала оглашенная герром Ишингером идея раздела края. Момент был выбран заранее. Это произошло в последний день пребывания «тройки» на Балканах 12 августа, однако в тот момент, когда российский представитель Александр Боцан-Харченко уже покинул Приштину. Протоколом был предусмотрен общий выход трех дипломатов к прессе, и во время этого выхода они выглядели сплоченной командой. Самое интересное началось позднее, — когда представитель ЕС организовал собственный отдельный выход и заявил, что «тройка» готова согласиться на раздел Косова, если эта идея устроит сербов и албанцев.

Тупиковость предложения была ясна изначально. И Контактная группа, и Приштина, и Белград категорически против раздела. Однако главным для Брюсселя было произвести психологический эффект. И это сработало. В косовских албаноязычных СМИ и солидных европейских изданиях развернулись дискуссии на тему раздела, а ЕС смог позиционировать себя как организацию, предлагающую «свежие» решения и искренне заинтересованную в разблокировании ситуации.

Насладившись произведенным эффектом, Вольфганг Ишингер и стоящие за ним руководящие натовско-евросоюзные круги дезавуировали нашумевшее высказывание. Немецкий дипломат заявил, что его «не так поняли», а он всего-навсего имел в виду, что ожидает от Белграда и Приштины новых нестандартных шагов. И отправился 23 августа с новым двухдневным визитом в Косово — на этот раз вообще без российского и американского коллег. В программе частных бесед с лидерами албанских сепаратистов уже не были предусмотрены выходы к прессе. Ишингер уделил особое внимание тайной вечере с лидером оппозиционной Демократической партии Косова (ДПК) и бывшим политическим руководителем террористической «Армии освобождения Косова» (АОК) Хашимом Тачи. ДПК имеет реальные шансы придти к власти по итогам намеченных на ноябрь выборов в Ассамблею Косова — и спецпредставитель ЕС решил «сверить часы» с возможным будущим премьером и даже президентом «Косовской Республики». Польщенный Тачи не преминул заметить по итогам беседы, что считает приезд Ишингера «очень позитивным и очень важным для процесса, в который мы вовлечены». А нынешний глава косовского правительства (он же экс-главком АОК) Агим Чеку разъяснил содержание беседы с Ишингером по-военному просто: «Речь идет о том, что мы должны использовать выделенное для переговоров дополнительное время в позитивном и конструктивном смысле и сфокусировать усилия на выстраивании добрососедских отношений между двумя странами — Косовом и Сербией». А другая представленная в формально единой «тройке» сторона — США — дала свое хозяйское благословение сепаратной активности герра Ишингера. Постоянный представитель США при ООН Залмай Халилзад — бывший американский посол в Багдаде и политик, входящий в ближайшее окружение Джорджа Буша-младшего, — заявил 27 августа в интервью венской газете «Прессе», что решение проблемы статуса Косова может быть найдено «и без России».

Дальнейшее развитие событий представляется следующим. Ишингер и Визнер будут создавать видимость коллегиальности в работе «тройки», но на самом деле — поощрять албанских сепаратистов Косова к неуступчивости. Острая реакция на идею раздела Косова послужит еще одним доказательством в пользу безальтернативности независимости края. Традиционно играющая роль «мозга» евроатлантических структур «Международная кризисная группа» уже призвала ЕС не играть с огнем в виде разделов, а выступить «коллективнфонд ск

ым заступником полной независимости Косова», если к 10 декабря стороны не договорятся. Об этом же заявил бывший посол США в Белграде Уильям Монтгомери, предложивший «создать коалицию стран доброй воли» и признать косовскую независимость в одностороннем порядке. А ответственность за все произошедшее будет по традиции возложена на Сербию и стоящую за ее спиной Россию.

Как вести себя в сложившейся ситуации Москве? Во-первых, не отказываться от требования найти компромиссное решение по статусу Косова. Во-вторых, продолжать блокировать в СБ ООН резолюцию о независимости края или его разделе вопреки мнению Белграда. И таким образом вынудить «коалицию» сторонников албанских сепаратистов действовать на свой страх и риск. К тому моменту, когда США и страны-члены ЕС решат признать независимость Косова в одностороннем порядке (к середине декабря), у России должна быть сформирована своя «коалиция стран доброй воли»: российским ответом на признание западными державами одностороннего самоопределения Косова должен стать отказ от нынешних малоэффективных форматов приднестровского, абхазского, югоосетинского (а также, по мнению некоторых экспертов, нагорно-карабахского) урегулирования и официальное признание Россией и ее союзниками государственной независимости самопровозглашенных республик бывшего СССР.

Ситуация на евразийском пространстве от этого не дестабилизируется — ни Грузия, ни Молдавия, ни Азербайджан не станут воевать с Россией, да и ресурсов для реинтеграции в свой состав бывших советских автономий у них нет. Евросоюз получит у своих границ незаживающую косовскую язву. США будут вынуждены признать чувствительный провал своей стратегии на постсоветском пространстве. А Россия подтвердит свое историческое призвание державы-собирательницы христианских народов и защитницы всех преследуемых и угнетенных.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=923


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика