Татьянин день | Агафья Логофетова | 27.08.2007 |
Ни в одной другой службе, кроме пасхальной и рождественской, мы не слышим такой неудержимой, такой торжествующей радости, когда даже скорбь, которая естественно здесь присутствует, — скорбь тихая, сладостная, смешанная с радостью о Ее воскресении и восхождении на небо.
Уже в первых песнопениях великой вечерни, стихирах на «Господи воззвах», излагается суть празднуемого события: успение Богородицы, как носительницы жизни (1-ая стихира называет Ее Источником жизни[1], превращающим могилу в лестницу к небу), как престола Божия (2-ая стихира), могло быть только радостным, святым и славным преставлением на небо; поэтому ссобытие это вызвало радость ангелов и людей и было прославлено ими (3-ья стихира). Заключительная, на «слава, и ныне», стихира рисует всю картину Успения в основных и наиболее поразительных чертах — видимых (перенесение апостолов на облаках с разных концов земли) и невидимых (участие ангелов в погребении наряду с апостолами). Стихира живо и наглядно представляет нам служение небесных сил: они, объятые ужасом стройно предшествовали («прекрасно же предыдяху») телу Богоматери и восклицали вышним чинам (ангельским): «Вот, пришла Всецарица Богоотроковица; снимите врата (неба) (как слишком узкие для Ее величия) и примите Ее». Форма «предыдяху» показывает, как именно ангелы шли — забегая вперед процессии, ччтобы приказать ангелам-привратникам открыть для Усопшей с особенной честью (даже снести) двери неба. Кстати, апостолы здесь названы «богоносными» буквально: от греч. the? foros — «принесенный» или «посланный Богом».
Стихиры на литии всесторонне раскрывают значение Успения и начинают (в 1-ой стихире) со значения его для апостолов: они должны были видеть, что успение Богоматери не обыкновенная смерть, а «конечное на ней таинство» (окончательное), т. е. такое же чудесное, как и Ее рождение и многие обстоятельства Ее жизни. Во 2-ой стихире событие рассматривается по отношению ко всему творению (Богородица, превосходя честью все творение… сегодня в руки Сына предает всесвятую душу), в 3-ей — к самому Богу Творцу — Отцу и Сыну (поэтому Она называется Невестой (Бога Отца) и Матерью Благоволения Отца — Того, в ком настолько полно благоволение Отца, — Христа). Далее уточняется значение успения для мира (4-ая стихира), Церкви (5-ая) и Самой Богоматери (6-ая). 5-ая стихира начинается призывом «приидите, празднолюбных собор». Кто такие «празднолюбные» или «празднолюбцы»? Ц.слав. «праздный» однокоренное со словом «праздник»: таким образом, это любители праздников (церковных, разумеется).
Стихиры на стиховне останавливаются на связи между Успением и Боговоплощением, объясняя из последнего первое: 1-ая стихира устанавливает эту связь вообще; 2-ая рассматривает Боговоплощение в узком земном смысле, как рождение Христа от семени Давидова; 3-ья выводит из Боговоплощения значение Успения как для мира ангельского, так и для человеческого. Заключительная стихира изображает участие в погребении апостолов, ангелов и ныне всех нас. Каждый стих заключается молитвой к Богоматери спасти нас «от всякого обстояния» (т.е. опасности) и избавить «от бед души наша».
Как и подобает тропарю, тропарь Успения раскрывает сущность события, сопоставляя его с наиважнейшим служением Богоматери в Ее земной жизни — Рождением Сына Божия, и находит между ними соответствие в том, что и то, и другое совершенно выходили из границ природы, и первое обусловлено вторым: став Матерью Христа — истинной Жизни, Богородица не могла умереть, а только перейти к настоящей, вечной жизни. Через это успение Ее получает соответствующее значение и для нас — избавление молитвами Богоматери наших душ от смерти.
Тогда как все предыдущие песнопения дышат радостью о успении Богородицы как Ее воскресении к будущей жизни, стихира по 50 псалме (в приходской практике от него обычно остается первая строка «Помилуй мя, Боже»), видимо, в силу покаянного характера последнего, полна скорби. Это плач апостолов (которые «ужасом (т.е. изумлением) одержими бяху», видя Деву «простерту пр? сту», т. е. прямо лежащую на постели) у одра Богоматери в последние минуты Ее жизни.
Праздник Успения имеет 2 канона лучших творцов — свв. Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.). 1-ый канон, первого, но не будничного, а особого, «самогласного» («самоподобного») гласа, как на Пасху и Рождество, — торжествующего и радостного, больше рассказывает о самом событии и его всемирном значении. 2-ой канон, 4-го гласа — гласа умеренной радости, которым поются каноны большинства двунадесятых праздников, больше раскрывает саму личность Богоматери в ее значении для человечества. Кондак Успения, дополняя тропарь, изображает событие в его практическом значении для нас: он подчеркивает в Богородице Заступницу, неусыпную в молитвах (какой контраст к названию праздника!), надежду («упование»), необманчивую в защите.
Каноны заключаются светильном, который по контрасту к их радостному настрою выражает последнюю волю Умирающей и говорит только о погребении и смерти. Стихиры на хвалитех, припевающиеся к хвалитным — призывающим к прославлению Бога — псалмам, рисуют всемирность события: на славное успение Твое небеса радуются, воинства ангельские обрадовались, и вся земля веселится, «песнь Тебе исходную провозглашающи» (1-ая стихира)… Что значит «исходную»? «Исход» по-ц.слав. «выход, уход» (напр., Израиля из Египта); в переносном смысле «смерть». «Исходная песнь» — песнопение, поющееся на погребении, похоронах. Т. е. надгробное.
Как скорбь по умершему человеку будит наши лучшие чувства к нему, усиливает любовь к нему, так и воспоминание о почившей Богоматери, по мысли Церкви, воспламеняет в нас любовь к Ней. Служба Успения — это сладостные слезы любви и радость о Той, что достигла совершенного единства с Богом и осуществила цель, к которой предназначены и все мы, — об? жение.
Материалы: М. Скабалланович. Успение Пресвятой Богородиц (Киев, 2004). О. А. Седакова. Церквнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю (М., 2005).
Фотоматериалы сайтов www.solovki-monastyr.ru, www.foto.orthodoxy.ru (фото свящ. Николая Катальникова)