Русская линия
Взгляд-инфо Вадим Рогожин24.08.2007 

Православный клерикализм или мусульманская нетерпимость?

В конце прошлой недели получило широкое освещение заявление «мусульманской общественности России» «Клерикализм — угроза национальной безопасности России». От имени мусульманской общественности выступили 13 исламских религиозных и общественных деятелей. Среди них два саратовца — Мукаддас Бибарсов, сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Поволжья, и Ядкяр Востриков, доктор медицинских наук из Саратовского медицинского университета. Их заявление было сделано в поддержку письма десяти академиков-атеистов РАН к президенту страны с обвинениями Русской православной церкви в «клерикализации» общества из-за того, что она предлагает ввести в школьную программу факультативный предмет «Основы православной культуры». 13 исламистов расценили попытку «внедрить в принудительном порядке основы православия в школы» «реставрацией феодально-государственной монополии на веру».

«Уже 16 лет наша страна разрешает церкви преподавать в школах религию на добровольной основе, вне рамок обязательной программы. Все родители могут по желанию отправлять своих детей на эти занятия. Однако массового желания посещать такие уроки не отмечено. И вот теперь появляется инициатива реставрировать феодально-монархические порядки и заставить детей изучать православное вероучение под названием „православной культуры“! Между тем, это — вопрос добровольного выбора родителей, имеющих право обучать или не обучать своих детей религии в соответствии со своей верой», — говорится в заявлении.

«Ну, не верю я в искренность исламских призывов в защиту светского характера российского государства, — говорит в ответ Нафигулле Аширову (одному из подписантов письма, сопредседателю Совета муфтиев России) известный православный миссионер диакон Андрей Кураев. — Не верю, потому что ислам вообще не признает разделение духовной жизни людей и государства. Если Аширов решил пересмотреть эту норму ислама — я буду этому рад, но пусть тогда он прямо объявит себя модернистом. А раз таких заявлений нет, значит, Аширов — исламский традиционалист, мечтающий о евразийском халифате.

Стоит заметить, что это заявляют люди, которые прекрасно знают, что в Чечне и Ингушетии курс «Основы исламской культуры» в школах ввели в обязательном порядке. Не афишируя это мероприятие, проведя его без всякого шума. Мусульман Башкортостана призывают подписать обращение к президенту республики Муртазе Рахимову с просьбой ввести в школах аналогичный предмет. Православная церковь отнеслась к этому с пониманием — ведь там доминирующее население мусульмане. Церковь, как доминирующая конфессия, относится толерантно и с пониманием к традиционным вероисповеданиям, никоим образом не желая вмешиваться в деятельность религиозных конфессий, навязывать свои представления об обрядах и традициях.

Но почему-то инициация введения в школьную программу факультатива «Основы православной культуры» на территории с превалирующим православным населением вызвала столь бурное неприятие атеистами и некоторыми не самыми яркими представителями верхушки российских мусульман. Ведь под обращением не подписались первые лица. В Центральном духовном управлении мусульман России не согласны с теми обвинениями, которые авторы заявления выдвинули в адрес Московского патриархата. Полпред Духовного управления в Москве Растам Валеев сказал: «Если бы сегодня РПЦ стояла в стороне от того, что происходит в стране, нам всем было бы намного сложнее жить… если Ашировы и Бибарсовы считают, что это так, то это их мнение, — они не могут выражать мнение большинства мусульман России».

Подпись Мукаддаса Бибарсова вообще вызывает удивление. Муфтий Поволжья всегда жил в добрососедстве с церковью, выступая с ней в союзе против проникновения на российскую территорию чуждых религиозных сект. Вспомнить хотя бы последнее совместное заявление хазрата Бибарсова и владыки Лонгина по поводу недопустимости открытия в Саратове дома мормонов. У него, как у влиятельного в Поволжье исламского деятеля, была реальная возможность выступить с инициативой введения в Саратовской области в зонах компактного проживания мусульман «Основ исламской культуры» параллельно с «православным» предметом, как это в следующем году произойдет в Мордовии, где уже учащимся 7-х классов преподают курс «Основы православной культуры». Но уважаемый муфтий не выдержал и ввязался в скандал. Выступив против преподавания предмета по религиоведению, имеет ли он теперь моральное право предлагать этот предмет к обучению? Или на правах представителя «ущемленной» религии имеет?

«Основы православной культуры» — это прежде просветительский и познавательный предмет. Это не Закон Божий, а именно православная культура, которая включает в себя широкое понятие. Православная культура — сама суть российской культуры, искусства и литературы. Школьникам об этом знать было бы полезно в век бескультурья, нигилизма и жестокости. Тем более, что предмет предлагается преподавать факультативно, его могут не посещать не только мусульманские дети, но и дети, родители которых не желают воспитывать в них православное мировоззрение. Конечно же, было бы недопустимо навязывание этого предмета ученикам, что могло бы привести к обратному эффекту — к выработке негативного отношения детей к православию. И это, уверен, патриархия понимает. Как можно понять клерикалов и в том, что веру в людях лучше всего прививать с детства.

Здесь есть предмет для дискуссии, но совершенно нет повода для резких выпадов с огульными и бестактными обвинениями оппонентов.

http://vzsar.ru/news/7060.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru