Время новостей | Иван Сухов | 23.08.2007 |
Авторы, среди которых глава духовного управления мусульман азиатской части России и сопредседатель Совета муфтиев Нафигулла Аширов и лидер общественного движения «Российское исламское наследие» Шавкат Аввясов, не скрывают, что поводом для заявления стало нашумевшее открытое письмо десяти российских академиков. Письмо было направлено президенту Владимиру Путину и стало самым резким публичным голосом против попыток РПЦ влиять на светское образование.
Ученые, среди которых оказались два нобелевских лауреата — Виталий Гинзбург и Жорес Алферов, предупреждали главу государства об опасностях излишней православной клерикализации общественной жизни в светском многоконфессиональном государстве, каким является Россия. И призывали к осмотрительности, которую следовало бы проявлять, вводя в средних школах предмет «Основы православной культуры» и рассуждая о внесении теологии в официальный перечень научных специальностей.
Текст обращения академиков вызвал резкую реакцию официальных представителей Московской патриархии: ученых обвинили в «безбожии» и чуть ли не в стремлении возобновить гонения на церковь по опыту большевиков.
«Первая реакция православной общественности показала, что в главном, исключая атеистические симпатии академиков, их письмо попало точно в цель, — пишут мусульманские лидеры. — Сами же клерикалы своей нетерпимостью и подтвердили правоту академиков». Авторы обращения приветствуют «добрые отношения с Русской православной церковью», но выступают категорически против «подмены возрождения многонациональной и многоконфессиональной России реставрацией феодально-государственной монополии на веру».
Вслед за академиками мусульмане обеспокоены попытками ввести в обиход понятие «конфессионально ориентированной науки». «Не может быть православной физики, иудейской математики, мусульманской химии», — считают авторы заявления. Беспокоят их и усилия РПЦ по введению в школах предмета «Основы православной культуры», пусть пока и в виде факультатива: они полагают, что это в конце концов может привести к возвращению в школы всеобщего обязательного православного образования, что уже напрямую нарушит российскую Конституцию, принципы светскости образования и свободы вероисповедания.
«Мы радуемся, что многие, в прошлом агрессивные разрушители всего святого, сегодня стараются ориентироваться на заповеди Иисуса Христа, — замечают авторы заявления. — Мы с интересом ознакомились с реакцией на письмо академиков официального представителя РПЦ протоиерея Всеволода Чаплина. Мы приветствуем его утверждение, что «церковь не стремится стать частью государственного аппарата, органом власти». Это стремление полностью совпадает с требованием Конституции РФ и федерального законодательства. Хотелось бы, чтобы это в полной мере осознали и те военачальники, которые всех солдат строем водят в церковь и заставляют быть участниками православных обрядов, и те учителя, которые в обязательном порядке водят детей, в том числе мусульманских, на православные богослужения в церкви и монастыри в рамках «Основ православной культуры».
В ответ оппоненты Нафигуллы Аширова (как из числа единоверцев, так и из православной среды) обвинили его в самонадеянной попытке выразить мнение всей российской мусульманской общины и даже заподозрили в исламском радикализме. А диакон Андрей Кураев не поверил обращению мусульман, поскольку «традиционный ислам вообще не подразумевает разделения духовной жизни людей и государства». Г-н Аширов, по словам г-на Кураева, никогда не объявлял себя исламским модернистом и не протестовал против введения уроков ислама в школах Северного Кавказа.
В то же время заявление единомышленников муфтия Аширова поддержал ряд исламских деятелей российского Поволжья, традиционно являющегося регионом распространения наиболее умеренного, ханафитского учения суннитского ислама. С антиклерикальным воззванием согласились некоторые представители Центрального духовного управления мусульман, а также глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил-хаджи Бердиев. Но светские эксперты полагают, что порыв мусульманского духовенства связан скорее со своеобразной ревностью к РПЦ. Русская православная церковь обладает на сегодняшний день несопоставимо более значительными лоббистскими ресурсами, чем мусульманские духовные управления.