Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииПротоиерей Андрей Таскаев22.08.2007 

22 августа — День Государственного флага Российской Федерации
Руководитель пресс — центра Псковской епархии протоиерей Андрей Таскаев прокомментировал государственный праздник

«Флаг — это священный символ для каждого гражданина РФ, который должен присутствовать на всех зданиях государственных и муниципальных учреждениях, а также на наших домах. В США, например, где нет большой и великой истории, трепетно относятся к своему государственному символу — флагу, уважая свое государство, а мы, обладая богатой историей, не почитаем своих священных символов и не понимаем их смысл. Действительно, что имеем не храним!

Флаг — это священный символ для каждого гражданина России, который указывает на гражданское мировоззрение, принадлежность к истории России, веру в нее. Таким же символом, например, у нас христиан является сложение перстов для крестного знамения, указывая на то, в какого Бога мы верим, какой вере мы принадлежим. Человек, не почтительно относящийся к крестному знаменью, отторгает себя от Православной Церкви, так и гражданин отторгает себя от своей Родины, не имея трепетного отношения к священным символам России.

В православном миропонимании:

белый цвет флага — это Царство Небесное, к которому стремится русский народ,
средняя, голубая полоса — символ Богородицы, Которая предстает за нас перед Богом и является покровительницей России.

Нижняя полоса красная — это наша земная жизнь, обремененная борьбой.

Россия всегда находится в борьбе против врагов видимых и невидимых — наша земная жизнь одновременно мужественная и кровавая.

Державным же государственным флагом России был флаг черно — золото — белого цвета, который выражал идею Российской Империи: Православие, самодержавие, народность. Сейчас такой флаг невозможен — у нас нет Царя, но хотелось бы вернуть такой флаг России».

Напомним, что история отечественных флагов (знамен) уходит корнями в глубокую древность.

Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия «стяг» как военное знамя, дают ему также толкование «полк, строй, войско».

В Древней Руси с X века боевые стяги и знамена были священными. На них изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. Религиозной святыней был «чермный» (багряно-красный) стяг Дмитрия Донского с Нерукотворным Спасом, реявший над полками на Куликовом поле. Под таким же знаменем Иван Грозный в 1552 году штурмовал Казань, а в 1687—1689 гг. русские полки совершили два похода на Крым. Знамя, с которым Иван IV ходил на Казань, было особенно знаменитым. У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя. Знамя это участвовало в других походах не только в XVI, но и в XVII веке. В начале XVIII века его вручили графу Б.П. Шереметеву, отправлявшемуся в Свейский (то есть Шведский) поход, причем подчеркивалось, что «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».

Однако важнейшие вехи в эволюции российского государственного флага связаны с правлением Петра I. В 1701 году Петр I учредил царский штандарт с изображением черного двуглавого орла на желтом поле. Компоновка штандарта восходит к знамени императора Священной Римской империи, или к гербовому знамени царя Алексея Михайловича Романова, или к прусскому штандарту. Царь-реформатор принимал непосредственное участие в составлении проектов знамен и даже делал их черновые наброски.

В 1699 году он собственноручно выполнил и подписал чертеж бело-сине-красного флага, демонстрация которого в международных водах на боевых кораблях в 1700 и 1716 годах позволяет считать его первым вариантом государственного. В конце XVII — начале XVIII века трехцветный флаг был боевым флагом России на суше и на море, а по Указу Петра от 20 января 1705 года стал официальным флагом торгового флота. После Петра I, в течение более 150 лет, бело-сине-красный флаг выполнял роль национального (народного) и коммерческого.

В истории России был период, когда государственными назывались знамена, специально изготавливаемые к коронациям. Коронационное знамя императрицы Елизаветы Петровны, впервые введенное в ритуал восшествия на престол 25 апреля 1742 года, было исполнено в черных и золотых (желтых) цветах. Коронационная комиссия включила его в число императорских регалий в качестве еще одного знака императорской власти. Таких знамен было изготовлено еще три — к коронациям Александра II (1856), Александра III (1883) и Николая II (1896). После коронаций знамена хранились в Оружейной палате.

Создание государственного флага Российской империи было одной из важнейших задач гербовой реформы, которую провел Александр II. 11 июня 1858 года император утвердил рисунок и расположение «гербовых цветов на знаменах, флагах, употребляемых при торжественных случаях». Так появился черно-желто-белый флаг, который вошел в государственную символику империи под названием Гербового народного флага (в 1873 году переименован в национальный). В качестве национального этот флаг использовался до 1883 года, а затем, до 1917 года, существовал наравне с бело-сине-красным как имперский.

Перед коронацией последнего российского императора Николая II было собрано Особое совещание, которое пришло к единодушному мнению, что именно бело-сине-красный флаг имеет полное право называться Российским, или национальным, а цвета его — белый, синий и красный — именоваться государственными. Бело-сине-красный флаг устанавливался единым для всей Российской империи, не исключая и Финляндию. Однако сторонники монархических устоев решительно выступили за исторические цвета, но не бело-сине-красные, а черно-желто-белые. И вот в 1914 году появился «симбиоз» двух «конкурирующих» флагов: бело-сине-красный флаг имел в «крыже» желтый квадрат с черным двуглавым орлом. В условиях начавшейся первой мировой войны это сочетание должно было демонстрировать единство русского общества и монархической власти.

Отречение от престола императора Николая II и Февральская буржуазная революция практически исключили имперскую символику из государственной жизни России. Весной и летом 1917 года полки, уходя на фронт и присягая Временному правительству, поднимали красные знамена. Таким образом, красный цвет и красные стяги как символы свободы сыграли свою объединяющую роль в российском обществе еще в период буржуазно-демократических преобразований. Этот символ так же, как и эмблема «братания» (серп, молот), был принят на вооружение большевиками, став в дальнейшем символом социалистического государства.

8 апреля 1918 года красный стал национальным российским флагом, а 10 июля этот факт был закреплен в Конституции РСФСР, а затем подтвержден в Конституциях 1925 и 1937 годов. Как альтернативу красному знамени Республики Советов часть Белого движения использовала бело-сине-красный флаг. С ним, например, шел в феврале 1918 года в Первый Кубанский поход ударный Корниловский полк. Как русский национальный флаг он с морским Андреевским флагом вместе с русской эмиграцией вышел за пределы России, став одним из политических символов Белого движения. Исторические изменения, произошедшие в России в конце XX века, сделали возможным возвращение бело-сине-красного флага в нашу жизнь.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3144


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru