Русская линия
Русский дом Надежда Ильина20.08.2007 

Добрый пастырь
20 августа 1832 года — 175 лет со дня обретения мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского

«Для всякого человека таково правило мудрых мужей:
употреби труд, храни мерность — богат будешь;
с воздержанием пей, мало ешь — здоров будешь;
твори благо, бегай злаго — спасен будешь»
свт. Митрофан

Святитель Митрофан Воронежский
Святитель Митрофан Воронежский
Святитель Митрофан, в миру Михаил, родился 21 ноября 1623 года в семье иерея Василия, близ города Владимира. Достоверно известно, что до сорока лет он был обычным сельским батюшкой, имел жену и сына Иоанна. Но после смерти жены он в 1663 году принял монашеский постриг с именем Митрофана в бедной и малоизвестной Золотниковской Пустыни. Однако по Промыслу Божию, как ни старался он укрыться под смиренным званием простого инока, вскоре о нём узнали по всей Руси: и духовенство, и крестьяне, и бояре. Яхромская Космина обитель избрала его своим игуменом. Этим монастырём управлял он 10 лет. Построил здесь храм в честь Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса. Он вообще был деятелем и строителем всю свою жизнь.

В 1675 году Патриарх Иоаким поставил Митрофана архимандритом знаменитого в те времена Макариево-Унженского монастыря. Здесь он построил Благовещенский храм с трапезной и колокольней. Порядок в обителях, управляемых им, всегда был идеальный. Иноки видели своего пастыря: смиренного, кроткого, добросовестного, бодрого, везде поспевающего, и сами не могли жить иначе. Молитва и труд — вот тот спасительный путь, который он являл им.

То было трагическое для Руси время начала и укоренения раскола в Русской Православной Церкви. Кто виноват, вопрос сложный. Кому это было выгодно — совершенно ясно: отец всякой смуты и разделения, конечно, радовался тому, что содрогнулась такая твердыня — Русская Церковь. А наши святые плакали, зная, какие беды всему народу это принесёт. Патриарх Иоаким пытался преодолеть раскол созданием новых епархий на отдалённых окраинах тогдашней Руси, там, куда бежали приверженцы старых обрядов. Он думал, что христианским просвещением можно исправить ситуацию, как и мы сейчас считаем. Но разлом уже был слишком велик и глубок. Однако личным примером благочестия такие люди, как свт. Митрофан, могли вернуть в лоно Церкви многие души.

2 апреля 1682 года архимандрит Митрофан был посвящён во епископа Воронежского. Свое епископское служение он начал с такого послания иереям: «Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самим светом: „вы есть свет миру“ (Мф. 5, 14)… Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что есть три различные образа пасения — слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами…». Эти слова святителя действенны и ныне. Надо, надо действовать всеми тремя способами, особенно в воспитании наших детей, иначе толку не будет.

Святитель Митрофан построил в Воронеже Благовещенский кафедральный собор с приделами во имя Архистратига Михаила и святителя Николая, затем он воздвиг еще 57 храмов, основал два монастыря, в которых ввёл строгий иноческий устав. Он сам посещал бедных и обиженных, был покровителем вдов и сирот. Его архиерейский дом стал гостиницей для странников и лечебницей для больных.

Особенно молился святитель о павших за Отечество. Он говорил, что у Бога великая милость к погибшим воинам, многие грехи им прощаются, большая честь им воздаётся.

Святитель Митрофан был патриотом своего Отечества. Потому, когда Пётр I решил строить в Воронеже флот для похода на Азов, он был ему первым помощником. Отдал все свои средства, а главное, поддержал своим авторитетом. Многие русские люди в то время не любили Петра, и действительно, дров он наломал немало. Но святитель Митрофан знал, что русскую армию и флот укреплять и переоснащать совершенно необходимо. И потому, чем мог, помогал ему.

Однако он отказался идти во дворец к Петру I, сказав, что там стоят статуи языческих богов. И Пётр вынужден был приказать вынести статуи из дворца, так уважал он святителя.

Скончался свт. Митрофан в 1703 году, в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Сам царь нёс его гроб от собора до усыпальницы. Прощаясь, сказал: «Не осталось у меня больше такого святого старца…». В своём завещании святитель писал: «Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие об овцах…»

Почитание памяти свт. Митрофана не иссякало в русском народе, многие получали исцеления у мощей Воронежского епископа. И потому в 1832 году Святейший Синод вынес решение о причтении его к лику святых. Мощи святителя были обретены нетленными. В гробнице он лежит в простой одежде схимника, не в архиерейском облачении. Таково было его завещание.

http://www.russdom.ru/2007/20 0708i/20 070 805.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru