Русская линия
Коммерсант Александр Воронов,
Павел Коробов,
Светлана Ментюкова
17.08.2007 

РПЦ гонит святое с этикеток и купюр
Церковь не хочет быть представленной на товарах и деньгах

Иркутская епархия Русской православной церкви (РПЦ) призвала прихожан бойкотировать вино и другие товары с религиозной символикой, пригрозив их производителям судебными исками. Епархия также заявила о намерении обратиться в Центробанк с просьбой убрать с монет и денежных купюр изображения святых. В Московской патриархии инициативу снизу поддержали.

Письмо к прихожанам с призывом «объявить бойкот всем изделиям и продуктам, в том числе кагору, имеющим на упаковке святые изображения» было размещено на официальном сайте Иркутской епархии. Его автор — заведующий миссионерским отделом епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев, который указал, что бойкотировать следует прежде всего вино с этикетками на религиозную тематику. «Святые образы не для печати! — говорится в письме.- Если бы все эти этикетки были изготовлены только с детства пьяными молдавскими обрядопочитателями от виноделия, то и говорить бы было не о чем… Но ведь теперь молдавских вин в наших магазинах нет, а богохульства не убавилось. Выходит, богохульники живут среди нас». Письмо заканчивается угрозой судебных разбирательств в адрес товаропроизводителей и «наглых рекламодателей, паразитирующих на наших святынях». Марки вин, которые следует бойкотировать, в письме не указываются, но речь может идти, например, о кагоре «Православный» или вине «Душа монаха», в оформлении которых щедро используется религиозная символика.

В руководстве РПЦ поддержали инициативу иркутских священников. «Вопрос поднят своевременно и правильно. Меня лично еще смущают изображения святых на конвертах», — заявил пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский. Отец Владимир, впрочем, дипломатично заметил, что «нужна дискуссия, чтобы понять, где допустимо изображение святых», и добавил, что «церковь готова обсуждать эту проблему».

Как сообщили в представительстве крупного импортера вина торгового дома «Арома» (владеет сетью магазинов «Ароматный мир»), в основном вина с брэндами на религиозную тематику завозились в Россию из Молдавии. Вчера большинство молдавских производителей отказались комментировать заявление Иркутской епархии. «Нам бы с запретами Роспотребнадзора разобраться», — посетовали на Кишиневском винном заводе. Российские дистрибуторы и производители алкоголя считают, что претензии представителей РПЦ могут быть вполне обоснованны. «В отсутствие молдавских вин на региональных рынках появилась масса вина под 'религиозными' брэндами, похожими на молдавские», — рассказали в компании «Винторг».

В письме Иркутской епархии также говорится о намерении обратиться во Всемирный русский народный собор, с тем чтобы тот, в свою очередь, обратился в Госдуму и Центробанк РФ. Суть обращения сводится к просьбе заменить лики святых на монетах и денежных купюрах, находящихся в обращении, «на изображения более религиозно нейтральные». Речь идет о монетах достоинством до 50 коп. включительно, на лицевой стороне которых изображен канонизированный Георгий Победоносец, а также о тысячерублевой купюре с изображением Ярослава Мудрого, который также причислен к лику святых. Впрочем, эта идея Иркутской епархии не нашла поддержки у руководства РПЦ. Ответственный секретарь Всемирного русского народного собора Олег Ефимов заявил, что не видит «ничего оскорбительного» в изображениях святых на деньгах. «Это старая русская традиция», — пояснил он. Отец Владимир Вигилянский сообщил, что с предложением изменить дизайн монет и купюр обращаться в ЦБ церковь «не собирается».

Впрочем, несмотря на осуждение использования религиозной символики в коммерческих целях, церковь вовсе не прочь на ней заработать. Например, вода «Святой источник» выпускалась с подписью на бутылках архиепископа Костромского и Галичского Александра и с надписью «бутилирована по благословению святейшего патриарха» до тех пор, пока производителя воды не купила компания Nestle. Источник Ъ, близкий к сделке между Nestle и «Святым источником», рассказал, что бывшие владельцы брэнда ежегодно жертвовали церкви $ 250 тыс.

Менеджер по группе торговых марок «Нестле Россия» Владимир Пискарев объяснил, что «компания перестала использовать эту надпись в связи с изменением концепции». «Мы стали делать упор на природное происхождение воды», — сказал он.

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=796 072


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru