Правая.Ru | Сергей Бабурин | 17.08.2007 |
Я думаю, что очень существенным толчком для сегодняшнего разговора явилось объективно известное уже не только в нашей стране письмо группы учёных против основ православия в системе образования и против нарастающего авторитета Русской Православной Церкви в нашем обществе. А для «Народного Союза» в отличие от коммунистических и либеральных идеологов тема нравственности неразрывно связана с православными с христианскими ценностями, потому что Православие являясь традиционной религией многих народов России, было и остается стержнем нравственности и культуры нашего общества. И мы просто не можем представить себе конструирование политической системы, формирование законодательных органов власти без того, чтобы лица участвующие в этом процессе опирались бы на те православные ценности, которые создали России как общество, как цивилизацию, как государство. Именно поэтому мы говорим, что многие беды сегодняшней наше политики от забвения прошлого, от отказа, от тех традиций, на которых Россия на протяжении тысячи лет строилась.
Без православия Россия возрождаться не может, тем более вот когда мы говорим об основах православной культуры. Я думаю, за этим столом нет противников того, чтобы школьники изучали историю всех религий мира. Это отдельная дисциплина, но она не может заменять собой основы православной культуры, потому что без изучения нашего фундаментального прошлого через призму закона Божия, да, я думаю, для сегодняшнего светского государства найдена форма: основы православной культуры, и бороться против этого означает разрушение государственности как таковой.
Когда мы говорим о формировании следующего поколения людей, а это прямая обязанность государства: думать о том, кто идёт в жизнь, кто заканчивает у нас школу, приобретает высшее, среднее профессиональное образование, и будет формировать экономику, науку и культуру в ХХ1 веке, мы говорим, что эти люди просто в силу того, что они живут в России, являются гражданами России, обязаны исповедовать ценности, которые на протяжении поколений складывались. Для нашей России это не могло и не должно быть проблемой, поскольку Россия, с точки зрения формально демографических критериев, является мононациональным государством. Я не говорю сейчас грустное забвение — понятие великоросс, когда термин «русский» сегодня отождествляется с не совсем русским народом, который формировали великороссы, украинцы и белорусы, а отождествляется только с одной самой большой частью — с великороссами. Это отдельная проблема. Но мы говорим, что даже в этой части 80% населения России по переписи 2002 года — это люди, которые этнически относятся к великороссам или русским, всё остальное — это российское достояние, это единый наш народ, но люди разных вероисповеданий. Когда мы говорим о Поволжье, говорим о Северном Кавказе, Восточной Сибири и Дальнем Востоке, то все люди, живущие в России, должны осознавать, что они живут именно в России, а, значит, система ценностей и отношений должна опираться на русскую православную традицию. Да, они могут быть других вероисповеданий. И Русская Православная Церковь, а вслед за ней и «Народный Союз» исходят из того, что у нас свобода совести, у нас бережное равнодостойное отношение к представителям других официальных конфессий. Но все конфессии без исключения имеют Родину. Вот для нас здесь есть проблемы равноправия и равенства.
Мы говорим с точки зрения закона, у нас все религии равноправны, но они не могут быть равны с точки зрения истории и с точки зрения социальной ответственности общества и человека. И вот здесь кому много даётся, с того много и спрашивается. Почему мы и говорим, что элементом, который лежит как краеугольный камень в основе нравственности нашего общества, не может являться просто отношением к вере. Мы не можем быть как бы еще одним из штрихов — что «вот мы ещё и православные». Нет, православие — это само содержание нашей жизни. И поэтому мы можем говорить, что элементы — это образование, это воспитание, это другие штрихи человеческого формирования его характера, его отношения к жизни, это конкретная его приходская жизнь. Но православие как таковое — это действительно содержание, общий дух… Я вот рискну сказать, что это действительно то, что только и создаёт русскую нацию. Русскую нацию на протяжении веков формировали и великороссы, и украинцы, и белорусы, и татары, и башкиры — но связующим было православие. И когда после 1991 года у нас в Башкирии или Татарии стали строить мечети, меня всегда это возмущало, потому что до 1917 года большинство жителей там были православными — и татары, и башкиры, и многие другие.
Мы привыкли говорить о том, что государство должно быть нравственным и власть должна быть нравственна. А сейчас, наверное, мы должны всерьез подумать и о том, что отношение к государству и признание государства является элементом сегодняшней здоровой нравственности. Потому что нигилизм и разрушение основ государственности как таковой, признание к уничтожению национальных государств и растворению всех народов в некоем таком общем всемирном месиве — это есть посягательство на нравственную культуру. Это разрушение тех нравственных основ, которые для любого народа, не только для русского, являются основополагающими. Не случайно на эту тему сейчас бурлит и Франция и Германия. И вот само голосование против Евроконституции, это был ответ тем, кто отрицает государство. Когда и французы, и бельгийцы сказали, а вообще-то вы знаете, мы хотим остаться французами, мы хотим остаться бельгийцами.
И вот здесь с точки зрения отношения государства и общества, я считаю, что государство обязано учитывать эти фундаментальные традиционные постулаты. И, конечно, вызывает сожаление, что в борьбе против Русской Православной Церкви объединились наши либералы-западники с нашими левыми КПРФными, прежде всего, столпами. Жаль. Я очень уважаю ученых-естественников — и Жореса Алферова, и многих других, но вот это письмо, которое было ими направлено Президенту Российской Федерации, оно, скорее, действительно спровоцировало необходимость у русских людей, наконец, все же очнуться и более деятельно выступить за воцерковление основной массы населения. За то, чтобы мы понимали, что мало относить себя к православным, как это делают миллионы людей, но не задумываются над теми обязанностями, которые Православие накладывает на человека помимо прав, над теми заповедями, которые на протяжении тысячи лет христианство сделали наиболее сложившейся формой человеческого существования.
Грустно памятно это письмо Алфёрова, Гинзбурга и остальных. Оно продемонстрировало единение русофобских сил от крайне западных либералов до крайне левых коммунистических кругов. Что же могло их всех собрать вместе? Казалось бы, отношение к частной собственности у них диаметрально противоположное, какие-то ещё вещи разные, а их объединила борьба против Русской Православной Церкви, это само по себе, на мой взгляд, чудовищная ситуация. И как господин Зюганов сейчас будет работать со своими избирателями, говоря о том, что КПРФ — это патриоты, я просто не представляю.
В силу этого у нас приглашены участвовать сегодня в дискуссии и светские, и духовные лица, и представители нашей культуры и экономики. И я предлагаю нам действительно попытаться сформулировать: что конкретно мы бы хотели получить от государства в укреплении нашей нравственности и что могут сделать общественные политические организации и для возвращения нравственности в нашу повседневность, и для укрепления государства как защитника общества. Я подчеркиваю: именно эту сторону государственного существования, потому что вопрос нравственности сегодня не праздный. Мы с вами можем каждый привести десятки примеров, что сегодня при попустительстве государства, как такового, происходит уже разрушение не религиозных ценностей, а вообще человеческого сознания. Мало перепутать добро и зло, как это делают сегодня. У нас культ бесовщины отнюдь не безобидный — начиная с Гарри Поттера и заканчивая той киноклоакой, которой сегодня продолжают потчевать общество.
И это небезобидное явление, когда у нас сегодня стирается понятие красоты, стирается понятие добра и всё это подменяется меркантильным эгоизмом, когда культ складывают искусственно вокруг преступников, которые умеют красиво украсть и скрыться, вокруг эгоистов, которые действительно растоптав всех вокруг себя, обеспечивают личное благополучие — вот это всё, повторяемое год за годом, формирует подходы нового поколения. И против всего этого, мы уверены, должны объединиться здоровые силы русского общества. Поэтому, может быть, я предлагаю приступить сейчас к диалогу на эту тему.
Мы всё же выходим сейчас на общее понимание, что у нравственности нашего общества и у российского государства есть очень важное общее — это православное содержание. Если убрать это содержание из нравственности, исчезнут русские, исчезнет русская культура. Убрать это содержание из государства — исчезнет Россия. Появится какое-то другое государство с другим населением, с другими традициями, но это уже другое будет. Даже если произойдёт процесс какой-то ассимиляции, китайцев, например, и бывших русских. Не дай Бог.
И поэтому когда мы говорим сегодня о проблемах государства, нравственности, мы неслучайно колеблемся от письма атеистов-академиков до национальных интересов. Но, я думаю, что мы должны с вами помимо этого общего вывода, сделать еще кое-какие выводы. Я, например, и для себя конкретный политический вывод сделал, что, к сожалению, на выборах 2007 года «Народному Союзу» придется бороться, защищая русскую культуру и русскую идею уже не только от либералов-западников, но, к сожалению, от недавних наших союзников — членов КПРФ и их составляющей. Потому что их отступление от патриотизма, которое все жестче и все ближе их тянет к западному либерализму, нас беспокоит, и мы будем с этим беспощадно сражаться во время избирательной кампании. Потому что для «Народного Союза» нет ничего более священного, чем наши традиционные основы, чем наша русская идея и наша православная душа. И это, как мы считаем, должно быть основой нашей борьбы за высокую нравственность и за могучее процветающее государство.