Русская линия
Русский дом Александр Лукин17.08.2007 

С чего начинать день?
250 лет со дня прославления святителя Димитрия Ростовского 1757 год

Свт. Димитрий, митрополит Ростовский
Свт. Димитрий, митрополит Ростовский
Одна из основ христианской жизни — умение правильно построить каждый свой день, дабы оградить его от суетного и наносного, и чтобы он принёс пользу не только себе и близким, но и многим окружающим. Что для этого надо? Прежде всего — помнить заповедь Владимира Мономаха, данную всем русским людям: «Да не застанет вас солнце в постели!»

Мир праздный и лукавый внушает нам, что часы утреннего сна это нечто неприкосновенное, чуть ли не святое: «Утренний сон — самый сладкий. Ах, мне не дали с утра поспать!». Это не христианское рассуждение. Христианское — иное: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Даёт силы, разум, чувство лада на весь день. Поэтому надо к своим утренним заботам прибавить один час, встать раньше, прочесть утренние молитвы, обратиться мыслями к Богу и своему Ангелу-хранителю, к своему святому, чьё имя мы носим, испить святой воды, съесть частичку освящённой просфоры…

А ещё очень хорошо открыть Четьи-Минеи и почитать о святых, коих в тот день поминает Русская Православная Церковь. Ведь именно для того они и составлены — Жития Святых — дабы мы с них начинали день свой, дабы подвигами светочей Христианства день сей был озарён.

Удивительна эпоха Петра I, чего только не произошло в эти годы рубежа XVII—XVIII вв.еков! Ведь и самые любимые наши Жития Святых созданы были святителем Димитрием в то же время — с 1684 по 1709 годы. Многие деяния царя Петра Алексеевича заслуживают порицания. Гораздо больше достойных восторга и почитания. Горячие головы склонны провозглашать его чуть ли не антихристом, забывая, что он укрепил почитание святых мощей, он пел в церковном хоре, подмечал и в церковной среде людей не праздных, полезных, выделял их и поощрял.

Так, когда патриарх Адриан обратил внимание Петра на достойные изумления труды Димитрия, настоятеля нескольких монастырей и одновременно писателя, живущего в стенах Киево-Печерской лавры, царь вызвал того в Москву и 23 марта 1701 года в Успенском соборе Кремля Димитрий был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Через некоторое время до царя дошло, что Димитрий слаб здоровьем, сибирский воздух вреден для него, и ради успешного завершения великого труда митрополит был переведён в Ростов-Ярославский.

…В декабре 1651 года неподалёку от Киева, в местечке Макарове, родился Даниил Саввич Туптало. Родители его были ревностными христианами и с детства привили мальчику нерушимые правила православного благочестия. Когда ему было одиннадцать лет, отец и мать переехали в Киев и отдали Данилушку в Киево-Могилянскую коллегию. Таланты мальчика вскоре стали известны всему городу — он мгновенно всё схватывал и отличался немереным трудолюбием. В совершенстве изучил греческий и латинский языки, многие классические науки, наизусть запоминал огромные тексты. Ему ещё не было и семнадцати, когда он принял монашеский постриг, взяв себе имя в честь Димитрия Солунского. Ещё через семь лет Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия во иеромонаха. Около десяти лет иеромонах Димитрий подвизался в разных монастырях, был игуменом Максимовской обители, Батуринского Никольского монастыря. Наконец, наступил значительный для русской православной книгописи год 1684-й. Настоятель Киево-Печерской лавры Варлаам (Ясинский) призвал иеромонаха Димитрия к себе и высказал ему важнейшее поручение — составить Четьи-Минеи на целый год. Димитрий покорно взялся за это дело. Как оказалось — подвластное только ему.

О карамзинской «Истории государства Российского» Пушкин сказал, что древняя Русь открыта Карамзиным подобно тому, как была Колумбом открыта Америка. Православному человеку «Жития святых» Димитрия Ростовского не грех поставить выше «Истории» Карамзина. По масштабу сей труд грандиознее. По духовному значению — величественнее.

Двадцать лет, не покладая рук, он составлял свои Четьи-Минеи, сопоставляя различные источники, стараясь изложить жития святых языком, доступным сердцу читателя. Сам он говорил, что душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. А ведь ему одновременно приходилось ещё исполнять архипастырское служение! Уму непостижимо, как один человек мог делать столько!

Более семи лет он являлся митрополитом Ростовским. В шестьдесят восемь лет, изнурённый трудами, святитель предсказал свою скорую кончину, определил место для погребения и предал душу Господу 28 октября 1709 года. В 1752 году в соборной церкви монастыря святителя Иакова производили ремонт, могилу вскрыли. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нём рукописи полностью истлели, зато тело Димитрия, а также омофор, саккос, митра и шёлковые чётки сохранились нетленными.

После обретения у святых мощей происходили исцеления, о них сообщалось Синоду, и в 1757 году Димитрий был причислен к лику святых.

Прекрасен и величествен труд его! И начиная день свой с чтения «Житий святых», мы поминаем добрым словом их создателя — святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

http://www.russdom.ru/2007/20 0708i/20 070 803.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru