Агентство национальных новостей | Протоиерей Александр Новопашин | 16.08.2007 |
Это не значит, что все должны изучать Священное писание, знать ход церковной службы, учить наизусть утреннее и вечернее правило, псалмы. Но мы должны знать, что мудрый святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь не потому, что ему приглянулась православная служба, а потому, что он увидел в православии высшую правду. И непобедимого воина, великолепного политика и замечательного дипломата князя Александра Невского называют святым не за его незаурядные способности и военные подвиги, а за то, что он всей своей жизнью, прежде всего, служил Богу и защищал веру православную.
Нужно знать нам и то, что все наши прославленные полководцы, всегда сокрушавшие врагов России, — Феодор Ушаков, Александр Суворов, Михаил Кутузов были глубоко верующими людьми, православными христианами. Церковь и государство тысячу лет шли рука об руку, не деля и победы, и поражения, их судьбы тесно сплетены между собой, и поэтому история Государства Российского — это в некотором роде и история нашей Церкви.
Русский народ наполнен православной верой настолько, что даже в годы государственного атеизма, оторванный от Бога, все равно проявлял высшие христианские добродетели: незлобие, милосердие, любовь к ближнему, милость к поверженному врагу.
Сегодня нередко можно слышать фразу: «Наши корни в язычестве». Мол, христианство появилось на Руси позже. Однако язычество — это давно истлевший сорняк, потому что в нем нет жизни, нет любви. Язычество — это не прыжки через костер, не сжигание чучел и не пускание венков по течению реки. Язычество — это безумные ритуальные пляски в обнаженном виде и сумасшедшие оргии, язычество — это человеческие жертвоприношения, язычество — это поклонение духам, бесам. Язычество и самопожертвование полностью исключают друг друга. Такое благородное чувство, как милосердие к поверженному врагу, в язычестве исключено. Язычество — мертво, оно ничего после себя не оставляет, и если посмотреть вокруг, то языческие верования остались лишь в небольших рассеянных по окраинам земли племенах.
Атеизм, как и язычество, — тоже сорная трава и тоже истлевшая. В основе атеизма лежит гордость, эгоизм. Впрочем, атеизм тоже изжил себя. Несмотря на то, что многие называют себя атеистами, на самом деле они таковыми не являются. Когда приходят искушения, эти люди сразу сбрасывают с себя атеистическую скорлупу и обращаются к Богу. Многие солдаты Великой Отечественной войны говорят о том, «что в окопах атеистов не было, верили все». Атеизм же — это абсолютное ослепление, он всегда богоборческий, всегда воинствующий, всегда нетерпимый по отношению к православию. Далеко ходить не надо, достаточно вспомнить нашу недавнюю историю, когда все хотя бы отдаленно напоминающее религиозное немедленно подвергалось самой жестокой цензуре.
По-видимому, именно этим — непримиримым отношением к инакомыслию, в частности, к православию — и можно объяснить причину, по которой появилось недавнее «письмо десяти академиков», по крайней мере, четверо из которых заявили, что они атеисты. Совершенно ясно, что в этом случае десять академиков будут противостоять всему, что чуждо их мировоззрению, даже не желая понять сути происходящего. Их мировоззрение — материалистическое. И пусть! Пусть десять академиков видят мир в таком свете, это их личная трагедия. Но они хотят, чтобы материалистическое мировоззрение активно прививали в российских школах с тем, чтобы новое поколение видело мир таким, каким они видят его сами. Объяснять им что-то, пытаться наводить мосты — абсолютно бесполезно.
«Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем» (Ин. 12, 40). В ответ они будут либо выкрикивать оскорбления, называть священников «церковными сволочами», как академик Гинзбург, либо, как академик Воробьев, устало прикрывать глаза руками: дескать, ну что от вас еще ожидать!
Как только не называют противники преподавания в школах «Основы православной культуры» — и «религиозным образованием», и «основами религии», но чаще Законом Божьим. Хотя история православной культуры — это ни в коем случае не религиозный предмет.
Кстати, тем, кто привык апеллировать к опыту западных стран, нужно напомнить, что в первом параграфе первого дополнительного протокола Европейской конвенции о правах человека говорится о том, что все государства, являющиеся членами Совета Европы (а Россия входит в их число), обязаны обеспечить религиозное образование детям в школах по тем традиционным религиям, к которым принадлежат их родители.
Многим своим знакомым — известным актерам, режиссерам, художникам, публицистам, писателям я часто задаю один и тот же вопрос: как они относятся к введению в школах предмета «Основы православной культуры»? Все без исключения говорят, что это было бы не просто хорошо, это необходимо для того, чтобы наши дети выросли действительно образованными людьми.
«Только положительно, — ответил мне на мой вопрос актер театра и кино, народный артист России Владлен Семенович Давыдов. — Не знать истоков своей культуры — это невежество».
А его супруга, заслуженная артистка России, писательница Маргарита Викторовна Давыдова-Анастасьева, добавила: «Основы православной культуры» все время путают с Законом Божьим, хотя это совсем не одно и тоже. Насколько я понимаю, «Основы…» — это культурологический предмет, а «Закон Божий» — нравственно-мировоззренческий. И я не вижу ничего плохого ни в том, ни в другом. Давайте посмотрим, чему учит Закон Божий? «Не убей», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «почитай родителей», «возлюби ближнего своего"… Как же можно выступать против этого? Раньше „Закон Божий“ в России был обязательным предметом в гимназиях, и никто этому не противился. Хотя и тогда наша страна была и многонациональной, и многоконфессиональной. И безбожников хватало».
Сразу замечу, что Владлен Семенович и Маргарита Викторовна говорят, что они не глубоко воцерковленные люди, но их позиция в этом случае достаточно жесткая: культурологический предмет «Основы православной культуры» нам, россиянам, нужен.
Битов Андрей Георгиевич, русский писатель, прозаик, когда мы в разговоре с ним затронули эту тему, сказал: «Почему есть противники предмета „Основы православной культуры“? Я думаю, потому, что люди не видят различий между религиозно-культурным наследием, национальной культурой и религией. Оборвалась связь времен и поколений. Отлучение страны от Церкви привело к отлучению человека от Бога, и, как следствие, все перевернулось вверх дном. Бездуховность спутала сознание людей. Чтобы осмыслить происходящее и лучше понимать прошлое, необходимо вернуть народу его религиозно-культурное наследие. В этом смысле предмет „Основы православной культуры“ мне кажется совершенно необходимым».
Вчера православную веру называли «опиумом для народа», «религиозной сивухой», сегодня предмет «Основы православной культуры» некоторые чиновники называют «религиозным суррогатом», а православных священников и христиан, заявляющих о необходимости изучения основ православной культуры, во всеуслышание обзывают «церковными сволочами». Конечно, справедливость восторжествует. Я уверен, что основы православной культуры будут изучать во всех школах России. И это знают наши противники. Но они не отступятся. Они тысячу раз найдут еще к чему прицепиться. И это уже будут не основы православной культуры, а что-то другое, и уже другие «десять академиков» начнут «мутить воду в чистом пруду». Потому что, на самом деле «здесь диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» (Ф.М.Достоевский).
Александр Новопашин, протоиерей, настоятель собора св. князя Александра Невского в Новосибирске, эксперт Аналитической группы АНН