Седмицa.Ru | К. Ерусалимский | 16.08.2007 |
Василий Блаженный
(Часть статьи V т. «Православной энциклопедии», М. 2002)
(кон. 1468 или кон. 1462?, c. Елохово под Москвой? — 2.08.1557?, Москва), Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
K. Ю. Ерусалимский
Наиболее ранним источником, сообщающим о Василие Блаженном является «Книга степенная царского родословия» (1-я редакция создана ок. 1563). Сведения из нее были заимствованы в житие Василия Блаженного, известное в 3 разновидностях: полной, сокращенной и особого состава (последняя является компиляцией первых 2 редакций, дополненной описанием прижизненных чудес святого). Все 3 редакции жития с дополнениями о Василие Блаженном изданы прот. И. И. Кузнецовым.
Древнейший список полного жития сохранился в составе августовской Четьи Минеи (ГИМ. Чуд. N 317. Л. 60−99, кон. XVI в.; озаглавлен «В той же день [2 авг.- К. Е.] житие вкратце и слово похвальное святому и праведному Христа ради оуродивому, богоблаженному Василию, досточудному новому чудотворцу Московскому»). За житием следуют похвальное слово, чудеса (24) и 2 сказания — о видении, бывшем Василию Блаженному в 1521 г. перед нашествием на Москву крымского хана Магмет-Гирея, и о предсказании святым пожара в Москве 21 июня 1547 г. (оба заимствованы из Степенной книги). Полное житие Василия Блаженного было составлено по распоряжению Патриарха св. Иова, по-видимому, вскоре после канонизации Василия Блаженного, не ранее 1589 г. Пространный текст жития содержит краткое и неточное жизнеописание, выдержанное в стиле «плетения словес».
Сокращенное житие известно в 3 списках, из которых самый ранний опубликован в Прологе (М., 1660). В этом варианте изменена хронология жизни святого, текст полного жития сокращен и отредактирован. Данная редакция возникла, по-видимому, ок. 1646 г., поскольку в Святцах (М., 1646) опубликованы текстуально сходные с ней отрывки.
Сказания о прижизненных чудесах Василия Блаженного, являющиеся отличительной чертой разновидности жития особого состава, известны по спискам N 41 из собр. Кузнецова и по списку Покровского собора 1803 г. (обе рукописи утрачены, известны по публикациям Кузнецова). Описание прижизненных чудес Василия Блаженного было создано не ранее 2-й пол. XVII в., тогда же оно было скомпилировано с отрывками из полного и сокращенного житий. В более ранних рукописях описаны только посмертные чудеса блаженного; в житии полной редакции упомянуто, что «житие его Бог прослави и чудесы, паче же по преставлении неизреченными чюдесы больным целитель, печалным оутешение» (Житие. С. 55). Поздние памятники, посвященные Василию Блаженному, стремятся к детализации в описании жизни святого, источником которой являются московские предания.
Сведения о Василие Блаженном содержатся также в «Новом летописце», Пискаревском летописце, ряде кратких рус. летописцев XVII—XVIII вв., в записках Дж. Флетчера «О государстве Русском».
Житие
О времени рождения святого точных сведений нет. В наиболее древнем житии полной редакции об этом не говорится, равно как и о возрасте, в каком скончался блаженный. Святцы (М., 1646), отразившиеся в сокращенном житии и не подтверждающиеся более ранними списками полного жития, сообщают о преставлении Василия Блаженного в 7060 (1552) г. в 88-летнем возрасте. Основываясь на этом сообщении, некоторые летописи XVII в. (РГБ. Ф. 256. N 262 и ГИМ. Муз. собр. N 733) помещают сведения о рождении святого под 6972 (1464) г. (в первой ошибочно указан 6672). Принимая во внимание указание Святцев 1646 г. и кратких летописцев XVII в. о том, что Василий Блаженный скончался в возрасте 88 или 94 лет и считая наиболее вероятным годом кончины святого 1557-й (сообщение полного жития), можно предположить, что блаженный родился в 1468 или в 1462 г. Кроме того, если допустить, вслед за Кузнецовым, что 1-е янв.- день тезоименитства блаженного — был днем его Крещения, то рождение святого пришлось на конец года.
Местом подвигов святого была Москва. По свидетельству полного жития, Василий Блаженный, вступив на путь юродства ради Христа, оставил «род свой, и дом отчьск, и град, идеже родися», след., святой родился не в Москве. Однако в этой части житие Василий Блаженный дословно цитирует житие прп. Феодора Эдесского (Саваита), который покинул «град, идеже родися» и пришел в Иерусалим, и, т. о., может быть агиографическим штампом. В сокращенном жизнеописании (в Прологе 1660 г.) и в Святцах 1646 г. сообщается, что Василий Блаженный родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимерския на Елохове» (см. Боговления Господня собор в Елохове).
О родителях блаженного известно по полному житию лишь то, что они испросили себе ребенка молитвами. Святцы 1646 г. и сокращенное житие сообщают, что отца Василия Блаженного звали Иаковом, а мать Анной. В поздних источниках (несохранившемся Шепаревском списке жития кон. XVIII — нач. XIX в. (опубликован Кузнецовым), в предании, изложенном в книге И. М. Снегирёва) сообщается, что отец отдал Василия Блаженного на обучение к сапожнику, в мастерской которого у мальчика открылся пророческий дар: приехавший в Москву торговец хлебом заказал в мастерской сапоги, в ответ Василий Блаженный рассмеялся и заплакал. После ухода купца мальчик объяснил мастеру свое поведение тем, что купец заказывает сапоги, которые не сможет надеть, т. к. скоро умрет, что и сбылось.
По сообщениям сокращенного жития и летописцев XVII в., в 10 или 16 лет Василий Блаженный взял на себя подвиг юродства. Сначала блаженный принял обет молчания и находился в непрестанной умной молитве. Затем, наставляемый Св. Духом, он «во юродство претворися и обнажи тело свое» (Житие. С. 43). В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления… Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 599, 635). Прозвище блаженного «Нагой» встречается в летописных памятниках XVI—XVII вв. (Тихомиров. С. 201).
В житии говорится, что блаженный, ведя суровую жизнь, вкушая совсем немного пищи и воды, «ни вертеп, ни хлевину же имея, бескровен [без крова.- К. Е.] пребываше» (Житие. С. 45). Однако Пискаревский летописец сообщает, что «в животе блаженного Василия житие его было на Кулишках, у боярыни вдовы именем у Стефаниды Юрловы» (ПСРЛ. Т. 34. С. 200). Род Юрловых (потомки бояр Плещеевых) в XVI в. владел землями в Московском и Тверском уездах, а С. И. Юрлова — историческое лицо. Информация о том, что святой жил и преставился в доме у некоей вдовицы (не названной по имени) есть также в списке сокращенного жития кон. XVII — нач. XVIII в. (Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн. С. 78, 152, 242−243). В описаниях прижизненных чудес Василия Блаженного с его наготой связано чудо исцеления святым девицы или торговок, смеявшихся над его обликом и за это наказанных слепотой. Раскаявшись, они исцелились через Василия Блаженного.
Василий Блаженный был почитаем также иностранными купцами, приезжавшими в рус. столицу, как покровитель морских путешественников (по сообщению жития, святой, находясь в Москве, утишил бурю на Каспийском море и спас купеческие корабли). В ранних свидетельствах о Василие Блаженном отмечается его дар предвидения. Согласно Степенной книге, святому в кремлевском Успенском соборе в 1521 г. было «огненное видение» от иконы Богоматери, возвещавшее Божий гнев на москвичей и скорое нашествие крымского хана Махмет-Гирея на Москву. По свидетельству Степенной книги, Василий Блаженный предвидел также пожары в Москве в июне 1547 г. Более подробно об этом рассказано в житии: в 1547 г., после апрельских пожаров, Василий Блаженный «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже оумилно зря, оумноую молитву деиствоуя и плача неоутешно» (Житие. С. 75). Люди недоумевали о причинах плача, но 21 июня 1547 г. именно с Воздвиженской церкви начался пожар. Поздние жизнеописания святого приводят большое число случаев его прозорливости — предвидение событий, о которых блаженный говорил иносказательно, способность видеть ангелов, бесов, угадывать под внешним благочестием ложь и действие диавола и др.
Свидетелем подвигов блаженного и его почитателем был и царь Иоанн IV Васильевич, беседовавший о Василие Блаженном с митр. св. Макарием (по-видимому, уже после своего венчания на царство 16 янв. 1547, но ранее пожара, случившегося в июне того же года). Согласно Флетчеру, Василий Блаженный обличал царя за его жестокое обращение с подданными (Флетчер. С. 113). В поздних и ненадежных источниках — Шепаревском списке жития Василия Блаженного и в описании прижизненных его чудес — помещены предания об отношениях Василия Блаженногой с царем Иоанном IV. Одна из легенд гласит о том, что святой, получив как-то от царя в угощение «некое питие», выплеснул одну за другой 2 чаши за окно. Царю, разгневанному этим поступком, Василий Блаженный сказал, что так он потушил пожар в Вел. Новгороде. Специально посланный из Москвы в Новгород гонец подтвердил, что в городе видели над начавшимся пожаром образ нагого человека, тушившего огонь. Во время литургии в кремлевском Успенском соборе, как отмечает еще одна легенда, святой спрятался в угол. На вопрос Иоанна IV, почему Василий Блаженный не было на службе, тот ответил, что он-то присутствовал, царь же телом находился в храме, а мыслями возводил себе дворец на Воробьёвых горах.
Еще один сюжет из рукописи Шепарева связан с походом Иоанна IV на Вел. Новгород в 1569—1570 гг.: в разгар казней новгородцев Василий Блаженный пригласил царя в «убогий вертеп» под мостом через Волхов и предложил ему «скляницу крови и часть сырого мяса». В ответ на недоумение государя святой сказал, что это кровь и плоть невинно убитых людей. Выведя царя на улицу, Василий Блаженный наступил ему левой ногой на ногу и правой рукой указал на восток. Царь увидел в небе души невинно убитых, увенчанные мученическими венцами, и замахал платком в знак прекращения казней. После этого кровь в сосуде превратилась в сладкое вино, а мясо — в арбуз. Этот сюжет противоречит всем датировкам жизни Василия Блаженного и является обработкой рассказа о кн. Ю. Токмакове и блж. Николае Саллосе, которые отвратили царский гнев от Пскова подношением хлеба и соли и «ужасными словесы» юродивого (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 115−116).
Подвиги Василия Блаженного очень скоро после его кончины стали примером для подражания. Др. московский юродивый — св. Иоанн († 1589) также ходил по городу обнаженным, обличал правителей и завещал похоронить себя рядом с Василием Блаженным.
В памятниках XVI—XVII вв. указаны различные годы кончины Василия Блаженного. Полное житие относит ее к 2 авг. 7065 (1557) г. (Дата м. б. неточна, поскольку 2 авг. празднуется память мч. Василия Римского, кроме того, под 2 авг. 1588 в летописях помещены сообщения о чудесах от мощей Василия Блаженного; год кончины не подтверждается более ранними источниками, в частности Степенной книгой.) В сборниках исторического характера XVII—XVIII вв. (на примере рукописей, хранящихся в РГБ) встречаются следующие годы преставления святого: в сборниках из собрания В. М. Ундольского N 233 и 771 и сходных с ними назван 7060-й (1552), в сборнике из того же собрания N 134 — 7061-й (1553), в рукописях N 125 и 755 того же собрания и Месяцеслова Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. — 7063-й (1555), в сборнике N 237 — 7065-й (1557) и т. д. В Летописце до 1659 г. из собрания С. Т. Большакова (N 131) читаем: «Лета 7064 (1556) мая 29 народися царевич Иван, да преставися Василей оуродивый Московский». В вятском «Летописце старых лет» 1-й трети XVIII в. отмечается, что Василий Блаженный ходил нагим «с 10 лет», преставился 1 авг. 7060 (1552) г. в Москве, «жив всех лет 94″ (Летописец старых лет. С. 322; такие же сведения приведены в „Летописце о царствующем граде Москве“. С. 333). Это известие было принято некоторыми историками (Н. М. Карамзиным, Н. П. Барсуковым и др.).
Погребение святого проходило при участии „царей и князей“, которые несли тело Василия Блаженного „на главах своих“, в погребении также участвовало большое число духовенства и множество народа. По свидетельству жития, во время погребения блаженного больные получили исцеление. На отпевании присутствовали царь Иоанн IV и его супруга царица Анастасия Романовна. Др. „царями“, видимо, следует считать казанских царей Александра и Симеона, принимавших участие в освящении приделов собора Покрова (или Св. Троицы) на Рву в окт. 1559 г. В сокращенном житии приводятся предсмертные слова Василия Блаженного, завещавшего „благочестивому царю Иоанну и царице Анастасии тело свое положити… у Живоначальныя Троицы и Покрова Пресвятыя Богородицы“. Однако это свидетельство позднего происхождения, поскольку Флетчер, писавший о Василие Блаженномв 1-й пол. 1589 г., отмечал, что тело святого совсем недавно было перенесено в центральный московский храм, в котором, по описанию англичанина, можно узнать храм Покрова на Рву (Флетчер. С. 113). Т. о., первоначально блаженный был похоронен в др. месте, мощи его перенесли в Покровский собор, по-видимому, во время канонизации в 1588 г.
Канонизация
Летописные свидетельства о первых чудесах от мощей Василия Блаженного относятся ко времени после кончины царя Иоанна IV. Наиболее достоверными являются сообщения „Нового летописца“, Соловецкого летописца кон. XVI в. и Новгородско-псковской летописи 1630 г. В „Новом летописце“ гл. „О явлении и о чюдесех блаженнаго Василия“ (20-я) помещена между кратким сообщением о приезде в Москву К-польского Патриарха Иеремии (под 13 июля 1588) и рассказом об учреждении Патриаршества в России и отъезде Патриарха Иеремии (под 23 янв. 1589). Чудеса от мощей Василия Блаженного, повеление царя Феодора Иоанновича устроить над гробницей святого позолоченную и украшенную драгоценными камнями и жемчугом серебряную раку, а также построить каменный храм во имя Василия Блаженного „Новый летописец“ относит к 7096 г., т. е. ко времени с 1 сент. 1587 по 31 авг. 1588 г.; 2 авг. 1588 г., по свидетельству летописи, от мощей святого совершилось неск. чудотворений, ставших причиной канонизации (ПСРЛ. Т. 14. С. 38). В Соловецком летописце записано: „В лето 7096 (1588) августа в 2 день Божиим изволением в пресловущем граде Москве при благоверном цари и великом князе Феодоре Ивановиче всея Русии и при митрополите Иеве явися новый великий чюдотворец Василей Нагой и простил три души, две девицы да нищего старца, и от того дни у чюдотворцова гроба великие чюдеса и прощение многим людем“ (цит. по: Тихомиров. С. 201); этот же текст приведен в Новгородско-псковской летописи 1630 г. (Яковлев. С. 449).
Пискаревский летописец относит начало совершения чудес от мощей Василия Блаженного и создание раки к 7093−7094 (1584−1586) гг. (ПСРЛ. Т. 34. С. 199−200). В Мазуринском летописце начало чудотворений отнесено к 7097 г., то есть к периоду с 1 сент. 1588 по 31 авг. 1589 (Мазуринский летописец. С. 144).
Житие Василия Блаженного содержит описание чудес, совершившихся при гробнице святого в период с 2 авг. 1588 г. по 1 янв. 1591 г. Предположительно это описание было составлено причтом храма Покрова на Рву, возможно, при участии протопопа Димитрия, который упоминается в рассказе о первых 6 чудесах; в 1589—1590 гг. протопоп Димитрий записал случаи чудотворений блж. Иоанна Московского. Описание первых 6 чудес Василия Блаженного, по-видимому, было составлено уже в авг. 1588 г., оно встречается отдельно от жития в одной из самых ранних рукописей, сообщающих о В. Б., — ГИМ. Увар. N 1797 (Царск. N 520), кон. XVI в. В сент. и окт. 1588 г. были записаны чудеса 7−21, в авг. 1590 — янв. 1591 г. добавлены чудеса 22−24 и чудеса, совершившиеся в г. Лихвине.
Прославление Василия Блаженного совершалось в торжественной обстановке и, по-видимому, было связано с подготовкой учреждения Патриаршества в России, т. к. помимо прочего должно было продемонстрировать перед находившейся в Москве греч. делегацией богатство духовных дарований Русской Церкви. По свидетельству Флетчера, собор Покрова на Рву, куда были перенесены мощи святого, посещался с величайшим почтением не только простыми людьми, но и высшей знатью, „императором“ (царем Феодором) и „императрицей“ (царицей Ириной); дни и ночи напролет звонили соборные колокола, возвещавшие о чудесах, совершенных по молитвам Василия Блаженного (По словам Флетчера, некоторые чудеса у гробницы блаженного в период с янв. по май 1589 были фальсифицированы монахами, напр., „исцеление“ мнимого хромого, уличенного в обмане и заточенного в мон-рь, где он обвинял монахов, заставивших его пойти на это, — Fletcher. P. 219). В 1589 г. царь и царица вложили в собор покров на гробницу В. Б.
Живое участие в канонизации святого принял Борис Феодорович Годунов. Согласно свидетельству Элассонского архиеп. Арсения, участника посольства Патриарха Иеремии, Годунов „устроил много сребровызолоченых рак, украсив их многочисленным жемчугом и драгоценными камнями, и переложил в них чудотворные мощи святых, просиявших в Москве и по всей России“, и среди них — „святого блаженного Василия чудотворца“ (цит. по: Дмитриевский. С. 161). По-видимому, речь идет не о времени царствования Годунова, но о предшествующем царствовании Феодора Иоанновича. По словам Флетчера, зимой 1588/89 г. Годунов носил в храм Василия Блаженного своего больного сына-младенца; советов врачей он якобы не слушал, и сын умер (Флетчер. С. 1270). Англ. посланник, по-видимому, пишет о Феодоре Борисовиче Годунове, который родился в кон. 1588 или нач. 1589 г., однако известно, что он был убит в нач. июня 1605 г.
Службы и дни памяти Василия Блаженного
Судя по самым ранним сборникам (РГБ. Рум. N 1831), уже в кон. XVI в. существовало 2 службы святому разного состава, причем одна из них была написана до прославления Василия Блаженного в авг. 1588 г. Большинство списков (80) содержат начинающуюся с великой вечерни полиелейную службу, 28 списков начинаются с малой вечерни, 12 включают только один канон. Наиболее древний канон Василия Блаженного был составлен соловецким старцем Мисаилом ранее 1587 г. (в списке службы В. Б.- РГБ. МДА. N 99 (412) рукой Евфимия (Туркова), скончавшегося в 1587, к канону сделана помета: „Творение старца Мисаила Соловецкого“). Уже в кон. XVI в. служба распространился в рукописных сборниках (Ключевский. С. 319). По-видимому, в 90-х гг. XVI в. Элассонский архиеп. Арсений написал греч. службу блаженному. В сборниках с житием встречается похвала Василию Блаженному, составленная на основе икоса 3-й песни канона 2-й службы и Похвалы блж. Исидору Твердислову. К 1610 г. существовало 3 службы на память Василия Блаженного.
В „Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе“ (30-е гг. XVII в.) под 2 авг. записано: „Празднуем Василию Блаженному: благовесть в ревут, звон во вся без болшаго. А государь и Патриарх бывают у праздника у вечерни; а у всенощнаго бывает един Патриарх со властьми и звон ему; а государь слушает заутреню у себя на сенях; а у обедни государь бывает. А в соборе поют вечерню и заутреню с полиелеосом по уставу, по своему времени; а после заутрени у Патриарха ключари докладывают об отпуске к службе, что прикажет отпустить и к водосвящению, а звон в соборе, как государь пойдет“ (РИБ. Т. 3. Стб. 100−101). 2 авг. после окончания богослужения Патриархи раздавали милостыню. В сер. XVII в. память святому праздновалась также 1 янв.- на именины Василия Блаженного. Тогда протопоп Покровского собора приходил к Патриарху со св. водой и получал за это дар „на молебен“. С сер. XVII в. число празднований святому сокращалось. С 1659 г. память Василия Блаженного 2 авг. в Успенском соборе „уже не праздновали, пели рядовую“, с 1677 г. Патриархи перестали служить в Покровском соборе, назначая вместо себя архиереев, присутствовавших в Москве. В Уставе 1682 г. предписывается совершать торжественное празднование Василию Блаженному только в храме Покрова на Рву, „идеже лежат мощи его“.
В рус. Прологах сер. XVII в. память Василия Блаженного помещается обычно под 2 авг. В Месяцесловах помимо этого дня указываются и другие. В Месяцеслове с предисловием сер. XVII в. (РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. N 25 (138)) и в Святцах (М., 1646) преставление Василия Блаженного отнесено к 3 июля, причиной этого, возможно, является тот факт, что на 3 июля приходится память рус. святых — ярославского кн. Василия Всеволодовича, Новгородского архиеп. Василия Калики, Рязанского еп. Василия. В Юго-Зап. Руси память Василия Блаженного впервые появляется в Анфологионе (Львов, 1651) и распространяется в рукописях во 2-й пол. XVII в. В 1738 г. униатский митр. Афанасий Шептицкий распорядился изъять из Трефолоя 1694 г. памяти ряда рус. святых, в т. ч. Василия Блаженного.
Почитание
В приделе Василия Блаженного в Покровском соборе — под покровительством святого — хранилась большая казна государя. (В 1595 кн. В. Лебедев с сообщниками замыслил „зажечь град Москву во многих местех, а самим у Троицы на Рву у Василия Блаженного грабити казну, что в те поры была велия казна“ (Новый летописец. С. 46−47); замысел был раскрыт, злоумышленики казнены.) Жених Ксении Годуновой, сын дат. кор. Фридриха II герц. Иоанн Шлезвиг-Голштинский в 1602 г. писал о Троицком соборе на Рву, что „в одном из нижних приделов собора днем и ночью всегда горят восковые свечи, туда всякий приходит молиться“. Скорее всего, речь идет о приделе во имя Василия Блаженного.
В 1612 г. (см. ст. Смутное время) захватившие Москву поляки „раку блаженнаго и цельбоноснаго телесе великаго Василия, о Христе юродиваго, разсекоша на многия части, и одр с места, иже бысть над ракою, вздвигнуша, и над тем местом, идеже лежит блаженное тело, конем места устроиша и з женообразными лицы, и безстыдне, и безстрашне в того святаго церкви блудное скаредие творяше“ („Плач о пленении и разорении Московского государства“ — РИБ. Т. 3. Стб. 232). После Смутного времени почитание Василия Блаженного в России не ослабевало. В 1625 г. у новосооруженной раки святого молился об исцелении дальний царский родственник — стольник А. Ф. Бабарыкин. Царь Михаил Феодорович и его отец Патриарх Филарет вложили в Покровский собор позолоченный и унизанный жемчугом напрестольный крест с изображением Василия Блаженного. В кон. 10-х гг. XVII в. житие святого послужило образцом для составления жития св. Артемия Веркольского.
Василий Блаженный почитался и в последующее время как целитель и покровитель Москвы. В 1722 г. в Синоде рассматривалось донесение, что в приделе Василия Блаженного продается масло, „которое и в почтении содержится“. Особенно часто к блаженному прибегали для исцеления глазных болезней. В 1730 г. у образа Василия Блаженного в храме Покрова на Рву висело 6 привесов „очей серебряных“, обозначавших исцеленную часть тела. Предание гласит о том, что Василий Блаженный почитался имп. Елизаветой Петровной, но документальных подтверждений этому нет. Во время оккупации Москвы французами, в 1812 г., рака с гробницы Василия Блаженного исчезла, впосл. на ее месте было поставлено медное посеребренное надгробие под деревянной резной золоченой сенью.
Покровский собор был закрыт в 1919 г., богослужения в нем возобновились в 1991 г. Ежегодно 15 авг. молебен у раки Василия Блаженного в соборе совершает Патриарх Московский и всея Руси.
Храмоздательство во имя Василия Блаженного
Известно немного храмов, посвященных блаженному. В 1588 г. в Москве в честь святого была воздвигнута каменная церковь — придел Покровского собора, куда были перенесены мощи святого. Ок. 1590 г. Г. И. Ладыженский (Большой или Меньшой), избавившись по молитвам к блаженному от „черной болезни“, в благодарность построил к югу от Москвы в г. Лихвине церковь во имя Василия Блаженного с приделом в честь Воскресения Господня, храм был освящен 2 авг. (Житие. С. 71). В 1591—1594 гг. иером. Герман на Столобном о-ве на оз. Селигер возвел деревянную церковь Богоявления с приделом во имя Василия Блаженного, в 1671 г. на ее месте освятили каменный храм Богоявления с приделами ап. Иоанна Богослова, Василия Блаженного и Покрова Пресв. Богородицы (в 1702 приделы были упразднены). Храмы во имя Василия Блаженного были построены в Калуге (1626), Кашине (упом. в 1621), Пензе (XVII в.), в XX в. в Волгодонске (Ростовская обл.). Приделы в честь святого существовали в Архангельском соборе в г. Михайлове Рязанского уезда (построен в 1595), в Благовещенской церкви в Туле (построена между 1589 и 1625, придела не было уже в 1685—1686), в новгородской церкви во имя ап. Марка в детинце (придел упом. в 1617), в нижней церкви Преображенского собора в Спасо-Каменном мон-ре (XVII в.), в церкви Воздвижения Креста Господня в нижегородском жен. мон-ре Происхождения Честных Древ (придел освящен в 1716), в церкви Тихвинской иконы Божией Матери над усыпальницей графов Мусиных-Пушкиных в Симоновом мон-ре (освящен в 1839/40).
Ист.: Летопись о многих мятежах и разорении Моск. гос-ва от внутренних и внешних неприятелей. СПб., 1771. С. 11; РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 100−101; Т. 13. СПб., 1909. Стб. 232; Житие св. блаженного Василия, Христа ради юродивого. М., 1881; Материалы для истории, археологии и статистики моск. церквей, собранные из книг и дел бывших Патриарших приказов В. И. и Г. И. Холмогоровыми при руководстве И. Е. Забелина. М., 1884. N 60, 83; Дмитриевский А. [А.] Архиеп. Елассонский Арсений и его мемуары из рус. истории. К., 1899. С. 161; „Летописец о царствующем граде Москве“ // Там же. С. 333; ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21. Ч. 2. С. 599, 635, 636; М., 2003. Т. 5. Вып. 1. С. 115−116; М., 2000. Т. 14. С. 23, 38; Т. 34. М., 1978. С. 199−200; Кузнецов И. И., прот. Свв. блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Моск. чудотворцы. М., 1910. С. 33−98, 132−176; Fletcher G. Of the Russe Commonwealth // Rude & Barbarous Kingdom: Russia in the Accounts of 16th Cent. English Voyagers / Ed. by L. E. Berry and R. O. Crummey. Madison e. a., 1968. P. 219 (на рус. яз.: Флетчер Дж. О государстве Русском // Проезжая по Московии. М., 1991. С. 25−138); Тихомиров М. Н. Рус. летописание. М., 1979. С. 201; Акафист Св. блаженному Василию, Христа ради юродивому, моск. чудотворцу. М., 1999; Яковлев В. В. Новгородско-Псковская летопись // Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. С. 449; Летописец старых лет // Уо Д. К. История одной книги: Вятка и „не-современность“ в рус. культуре петровского времени. СПб., 2003. Прил. 10. С. 322.
Лит.: Карамзин Н. М. История Гос-ва Российского. Т. 5−8. Кн. 2. М., 1989р5. Примеч. к Т. 8. Стб. 27. Прим. 173; Т. 9−12. Кн. 3. Т. 10. Стб. 161−162; Снегирёв И. Св. Василий Блаженный // ДЧ. 1864. Ч. 2. С. 293−308; Ключевский. Древнерусские жития. С. 319; [Белянкин А. Е.]. Сказание о жизни и чудесах св. блаженного Василия, Христа ради юродивого, моск. чудотворца, основанное на достоверных источниках и составленное автором описания Покровского и св. Василия Блаженного собора. М., 1884; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 18 814; [Барбарин В. Ф.]. Жизнь и чудеса свв. блаженных Василия и Иоанна, Христа ради юродивых, моск. чудотворцев. М., 18 943; Ковалевский И., свящ. Св. блаженные Василий и Иоанн… С. 5−29; Голубинский. Канонизация святых. М., 19 032. С. 118, 235, 241, 252, 256, 424−425; Кузнецов И. И., прот. Свв. блаженные Василий и Иоанн… С. 1−400; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. П., 1951. С. 231−232; DhmhtrakOpouloj F. 0Arssnioj 0ElassOj (1550−1626). B…oj ka… ?rgo. Sumbol» st" melsth tin metabuzantinin log…wn tAj 0AnatolAj. 0Aq"na, 1984; Пыляев М. И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М., 1990. С. 275−278; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 15, 24−26, 122, 170, 172−173, 175, 221−222, 229−234, 244, 311; Тимофеева Н. Н. Иностранные путешественники XVI — нач. XVIII в. о Покровском соборе // Страницы художественного наследия России XVI—XX вв. М., 1997. С. 89−101; РГАДА: Путеводитель. М., 1999. Т. 4. С. 92, 126, 136, 148; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000. С. 354, 357 (л. 598 об.- 601 об.), 463 (л. 493−499), 466 (л. 274 об.- 281 об.), 470 (л. 240−250), 473, 476 (л. 345 об.- 355 об.), 479 (л. 382−392 об.), 482 (л. 290−312 об.), 490, 583 (л. 716−716 об.), 588 (л. 568−573), 598 (л. 483 об.- 488), 603 (л. 419−422), 609 (л. 226−233 об.); Давиденко Д. Г. Моск. Симонов мон-рь: Комплексное ист.-краеведч. исслед.: АКД. М., 2000. С. 15−16.
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=45 924&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)