Правая.Ru | Илья Бражников | 15.08.2007 |
Во-первых, призывной возраст в Царской армии был не 18 лет (здесь явный анахронизм советской эпохи), а 21 год. А во-вторых, хотя, конечно, религия иудаизма в Российской Империи и не была вознесена на ту высоту, что сегодня в США, но полковые раввины в Русской армии были, как были и муфтии, и ламы, и, как мы увидим ниже, не было никакой дискриминации по религиозному признаку — уважались даже права язычников. Так что далеко не все соблюдающие евреи косили от службы, подобно сыну ребе из Горностайпеля.
Обратимся к вполне заслуживающему доверия источнику. В своем самом известном романе «Поединок» русский классик ХХ века Александр Иванович Куприн оставил замечательное описание церемонии принятия полком воинской присяги. Свидетельство Куприна заслуживает доверия — прежде всего потому, что он был убежденным реалистом, то есть стремился к максимально точным описаниям деталей повседневной действительности. Сюжеты Куприна не выдуманы из головы. Он прекрасно знал тот мир, который изображал.
Повесть «Поединок» (одна из большого военного цикла — по мнению многих исследователей, лучшего в творчестве Куприна) вышла в роковом 1905 году, почти следом за Мукденом и Цусимой, и не могла не иметь в силу этого широкого общественного резонанса. Были голоса, которые прямо обвиняли Куприна в измене Родине. В самом деле, к Российской армии писатель в своем романе относится весьма критически, что служит лишним аргументом в пользу достоверности его описания.
Реалии, воспроизведенные писателем, относятся, несомненно, к середине 90-х гг. XIX века, когда сам он проходил службу. Это была, как сказали бы сейчас, своеобразная точка бифуркации — поколение героев Шипки и покорителей Средней Азии сменялось теми, кто в недалеком будущем предаст Государя и начнет массовое дезертирство с полей Первой мировой. Тем не менее, кажется, этой точки могло и не быть.
А. С. Сушанский, автор современного научного исследования «Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII — нач. XX вв.» отмечает, что период 1862—1917 гг. являлся этапом развития путей и способов духовно-нравственного воспитания в вузах. «На данном этапе было создано Главное управление военно-учебных заведений, учреждены Педагогический музей, воспитательные комитеты военно-учебных заведений, вышел в свет моральный кодекс офицера; были определены основные направления воинского воспитания… Актуализируется идея доверия подчиненных своим командирам, разработаны „Правила для воспитателей“, „Советы молодым офицерам“, начали работу курсы по подготовке офицеров-воспитателей». Сушанский отмечает, что содержание духовно-нравственного воспитания определялось православным христианским учением, интересами государства, общества и включало в себя: воспитание, заключавшееся в привитии воспитанникам нравственных качеств, вытекающих из православного понимания добра и зла, и комплекса нравственных обязанностей, включающих в себя обязанности по отношению к Богу; к себе; обязанности по отношению к другим людям, к Царю и Отечеству. Внешне такое воспитание выразилось в морально-нравственном кодексе поведения офицеров и воинском, офицерском этикете. Но, разумеется, в учебных планах всех классов на первом месте стояло изучение катехизиса, или Закона Божьего, «яко первого ко всему основанию».
Куприн далек от подобных оптимистических выкладок. Он смотрит на армию критически — трудно сказать, что является главной причиной тому: неудачный личный опыт, модный художественный метод или острое предчувствие катастрофы, которая вскоре взорвет изнутри прежде непобедимую, сильную духом Русскую армию. Но, во всяком случае, его интересует процесс нравственного разложения офицерства, утраты им мужества, чести, твердых убеждений, в том числе и вероучительного характера.
Обратимся к тексту «Поединка». «Гайнан был родом черемис, а по религии — идолопоклонник. Последнее обстоятельство почему-то очень льстило Ромашову… Ромашов часто разговаривал с Гайнаном о его богах, о которых, впрочем, сам черемис имел довольно темные и скудные понятия, а также, в особенности, о том, как он принимал присягу на верность престолу и родине. А принимал он присягу действительно весьма оригинально. В то время когда формулу присяги читал православным — священник, католикам — ксендз, евреям — раввин, протестантам, за неимением пастора — штабс-капитан Диц, а магометанам — поручик Бек-Агамалов, — с Гайнаном была совсем особая история. Полковой адъютант поднес поочередно ему и двум его землякам и единоверцам по куску хлеба с солью на острие шашки, и те, не касаясь хлеба руками, взяли его ртом и тут же съели. Символический смысл этого обряда, был, кажется, таков: вот я съел хлеб и соль на службе у нового хозяина, — пусть же меня покарает железо, если я буду неверен».
Итак, в торжественной церемонии принимают участие и священник, и ксендз, и раввин (по-видимому, более патриотичный, нежели ребе из Горностайпеля и, в отличие от него, не боящийся «антисемитов»). В протестантском же и исламском варианте роль священника исполняют просто авторитетные члены общины, что вполне согласуется с духом этих верований. Кстати, стоит обратить внимание на свойственное современным СМИ преувеличение роли муфтия — так повелось начиная с Чеченских кампаний и в связи с совершенно нетрадиционными для мусульман попытками позиционирования отдельных лиц в качестве «муфтиев всея Руси». Как мы видим у Куприна, функции муфтия и пастора может выполнять обычный офицер.
Собственно, и в «языческом» варианте речь идет не о какой-то диковинке: вспомним, что совсем недавно сходным образом казаки встречали президента Венесуэлы Уго Чавеса, только вместо хлеба с солью ему предлагалось выпить с шашки чарку водки. Речь идёт о старинном индоевропейском обычае — несомненно инициатическом по своему характеру.
Вообще об инициатическом характере службы в армии не следовало бы забывать никому, и прежде всего — православным. В этом смысле не институт военных священников должен пристраиваться к структуре Вооруженных Сил, наподобие пятого колеса к телеге, а наоборот, служба в Вооруженных Силах должна быть важной составляющей того духовного пути, который проходит каждый мужчина в рамках своей религиозной традиции. Не верой нужно укреплять служащих, а напротив — служба как дело веры должна свидетельствовать о вере и утверждать ее. У нас же все сегодня чудовищно перепуталось местами. В военном священнике видят нечто среднее между замполитом и психоаналитиком…
Тем не менее, возвращение духовенства в армию — это, несомненно, возрождение имперских традиций. 25 июня 2007 года в Новгородской области завершились V Всероссийские учебно-методические сборы военного духовенства. «Представители четырех традиционных конфессий России — православия, ислама, иудаизма и буддизма, — несмотря на различия в вероучениях, нашли точку соприкосновения. Участники… согласились с необходимостью введения в Вооруженных силах института капелланов. И поскольку в российской армии помимо 83% православных христиан служат 8% мусульман, а также 9% иудеев, буддистов и приверженцев других религий, то и духовным окормлением паствы в погонах должны заниматься не только православные батюшки, но и муллы, раввины и ламы».
Кому-то в таком подходе может почудиться излишняя «толерантность». Однако, как легко убедиться, это соответствует армейским традициям Российской Империи. Альтернативой армии со священниками традиционных конфессий могут быть только армия атеистов, либо армия с нетрадиционной духовной ориентацией.
Сегодня в армию приходят баптисты — «верующие христиане», как они себя называют. На нынешнем военно-религиозном безрыбье у них, действительно, что-то получается: «Мы приходим к командирам частей и говорим: „Вам ведь все равно, что будет. Давай мы попробуем“. Через три года — идеальный порядок» — рассказывает глава баптистского Союза христиан-военнослужащих Олег Аскалёнок. О цене этого протестантского «идеального порядка» хорошо рассудил как-то один современный старец: «Почему был православным — пил, курил, а перешёл в секту — пить курить сразу бросил? Потому что быть православным — значит вести борьбу со многими бесами. А ушёл в секту — главному бесу душу заложил, мелкие бесы сразу с него и соскочили. Что им теперь возиться, человека донимать, если душа его уже и так в аду?»
Да и смогут ли баптисты удержать этот свой «порядок» в условиях войны? Тем более, если им будет противостоять армия, состоящая по преимуществу из таких же «верующих христиан» — например, американская? Или китайская, где, согласно неофициальным данным, уже около миллиона протестантов? Ведь Китаю внутри страны миллион протестантов не нужен, а миллионная армия, воюющая за ее пределами — причем, если верить миссионерам, миллион хороших солдат — почему бы нет? Но даже если враг будет иным, станут ли офицеры-протестанты так же беречь каждый клочок родной Русской земли, как свою карманную Библию? Станут ли защищать историческую Россию и святыни Православия?
Разумеется, нет. У «Другой России» будет «другая армия» — не та, что добыла славу в веках. А если протестанты не удержатся, и в войсках снова восторжествуют секуляризм и релятивизм, то такая армия атеистов не выдержит духовного напряжения современной войны, не сможет противостоять армии религиозно вдохновленного противника. Атеисты бессильны перед демонами современности.
В конце концов в армию просто придут сатанисты. На форуме сайта Десантура.Ру один из посетителей рассуждает: «Концессий у нас не так много, чтобы привлекать к полку батальон священников. Ведь никто не собирается привлекать к окормлению войсками свидетелей иеговых, белое братство, аум-семирекё или ваххабита». На это другой посетитель резонно замечает: «А ведь придется и этих звать. А может, еще и жреца сатаны. Иначе ущемление прав человека, засудят нахер. И при каждой части будет сводный полк попов разных мастей. И никуда не денетесь». Тот же Олег Аскалёнок приводит слова нынешних офицеров: «Хоть черта проповедуйте, но сделайте так, чтобы у нас не вешались и не стрелялись!»
Итак, сегодня баптисты, завтра сатанисты — далее Армагеддон?
В действительности же, если и есть смысл в термине «традиционные конфессии», то он раскрывается именно в армейской службе, где разные религии служат одной цели и, в некотором смысле, равны перед лицом смерти. Смерть за Отечество и есть та самая их «точка соприкосновения». Ведь предельная цель всех религий — готовить человека к смертному часу и вести через смерть к жизни вечной. И эта цель очевидна для всех, кто когда-либо служил или служит.