РПМонитор | Роман Багдасаров, Александр Рудаков | 14.08.2007 |
ФАКТЫ ИЛИ СОБЫТИЯ?
Исторический образ великого князя Владимира одинаково важен для Киева и Москвы.Владимир окончательно соединил Север Руси с Югом. Новгородцы признали его своим, изгнав в пользу юного Святославича навязанных Ярополком посадников. Однако, вместо того чтобы последовать завету отца и переместить столицу в Болгарию, Владимир возвеличил Киев, превратив его в один из самых прогрессивных городов Европы.
Своими вятическими походами и укреплением Суздаля, он развил северо-восточный вектор Руси.
Владимир впервые делает методичные попытки привести внутреннее законодательство к византийскому гражданскому кодексу, а внешнюю дипломатию к нормам международного права той эпохи, т. е. опять же римско-ромейским юридическим стандартам.
Излишне распространяться о религиозном реформаторстве Владимира: эпитет «Креститель» стал его вторым именем. Святой Владимир сделал православие креативной доминантой государственного строительства на Руси.
В восприятии св. Владимира в современных Украине и России много общего, но есть и существенное различие. Лучше всего его выражает иконография этого сакрального для обоих держав исторического лица.
Владимир — первый правитель Руси, от которого до нас сохранились прижизненные портреты. Они были выбиты на златниках и сребрениках великого князя. Именно на них ориентированы изображения Крестителя в церковном искусстве украинского народа XX-го столетия. Как и в X веке Владимир изображен с вислыми усами (которые носил его отец, вместе с большинством предков), одетым в византийскую диадему с крестом и подвесками.
Тем не менее, православная иконография, по крайней мере с XV века, представляла Владимира несколько иначе: седобрадого в условной стилизованной короне и древнерусских одеждах. Несмотря на общую тенденцию своего времени к историцизму, даже Виктор Васнецов на рубеже XIX и XX веков изобразил св. Владимира именно так.
Можно ли сказать, что российская иконография менее реалистична? Но что вообще есть историческая реальность, если рассматривать ее чуть шире, чем точечное прикасание к факту на шкале хронологии? Разве не следует разграничивать материальные факты, имеющие однозначную привязку во времени, и события, которые, будучи умозрительными представлениями, могут развиваться, получая новые смыслы?…И в то же время одно не существует без другого, как монета есть не только аверс, но и реверс.
История недаром сохранила нам два подхода к иконографии Владимира. Один буквально-точный, другой концептуально-расширительный. Информативность персоны Владимира не сводится ни к одному из них. Сейчас настала пора еще раз обратиться к фактам княжения Крестителя, чтобы дать событийную интерпретацию его политики и его эпохи.
Хотя база данных о Владимире собрана большая, она давно уже не обновляется. Мерки, которые по инерции прикладывают к деятельности человека, изменившего судьбу Северной Евразии, ничего толком не объясняют. Тут нужно либо идти проторенным путем былин, идеализируя Крестителя до Красного Солнышка, либо набраться смелости, не боясь разминуться летописным и даже церковным преданием в интерпретации, чтобы сохранить бесценные факты. Именно они являются гарантией того, что образ Владимира останется фундаментальной смыслообразующей константой бытия России и Украины, не сказочным персонажем, а проявлением той таинственной силы, которую обозначают словом «святость».
ТАЙНА ИМЕНИ ВЛАДИМИРА
Имена властителей несут особый смысл. Поэтому странно, что, копаясь в этимологии «Владимира», никто из историков так и не задумался над простой вещью: почему сына Святослава назвали столь редкостным тогда именем? Самым известным человеком в Восточной Европе, носившим имя «Владимир», был болгарский царь, отрекшийся от христианства и пытавшийся реанимировать старых богов. Владимир Борисович (889−893) представлял славянский вариант Юлиана Отступника, хотя, правил он гораздо меньше. Креститель Болгарии царь Борис вернулся из монастыря, куда постригся на старости лет и, свергнув иуду, передал скипетр другому сыну, будущему Симеону Великому. Для тогдашних христиан имя «Владимир» вызывало однозначно негативные ассоциации. Варяжская военно-торговая корпорация готовилась к решающей схватке с христианской державой Ромеев (Византией), и Владимиру чуть не с колыбели было предназначено стать «нападающим» в этой командной игре.Дипломатия Святослава до сих пор не получила удовлетворительного объяснения. Его рисуют берсеркером, аддиктивно-зависимым от нахождения в состоянии войны. Между тем, свое желание перенести столицу в болгарский Преслав-на-Дунае Святослав мотивировал вполне прозрачно: «ибо там — середина земли моей, ибо туда сходятся все блага: от Грек — злато, дорогие ткани, вина и плоды различные; от Чех же и от Венгров — серебро и кони, из Руси же — меха и воск, мед и рабы».
Рассматривая обитаемую землю через призму четырех магистральных путей, норманнская знать овладела к XI веку тремя из них — северным, западным и южным, положив начало нескольким королевским домам Европы. Около 1000 года была даже произведена высадка на побережье Северной Америки. На род Рюрика, связанный с Русью, возлагалась задача прибрать к рукам восточный путь — Аустрвег. Разгром Хазарии Святославом ощутимо приблизил эту цель. Рюриковичи получали не только выход к Великому Волжскому пути, но и к сухопутному — Шелковому. Вторжение в Болгарию и последующее создание антивизантийского блока были оправданы только при условии конечной победы над Империей. Тогда Восточный путь соединился бы с Южным. Проглотив торговые магистрали Евразии, норманнский дракон ухватил бы себя за хвост.
Бабушка Владимира, равноапостольная княгиня Ольга, будучи христианкой, постаралась приобщить к своей вере старших детей Святослава. Она пыталась создать условия для русско-византийского альянса, однако ее посольство в Царьград потерпело фиаско. Это еще раз убедило Святослава в том, что норманнский проект наиболее комплементарен его стране. В 962 году у него рождается еще один, младший сын, который сразу же противопоставляется остальной семье и рассматривается отцом в качестве главного наследника. Его имя, дословно переводящееся «великий в своей власти», арабские историки считали нарицательным титулом правителя Руси. Новой Руси, открыто враждебной христианству.
ВО ЧТО БЫЛ ПОСВЯЩЕН ВЛАДИМИР?
В «дошкольном» возрасте Владимир был посажен Святославом на княжение в Новгород, который оставался наиболее важным стратегическим постом в норманнском завоевании Восточного пути. Начиная с Рюрика новгородские земли были плацдармом для дружин викингов, приплывавших с Севера. Это прекрасно понимал и старший брат Владимира, киевский князь Ярополк, занявший Новгород в 977 году. Тринадцати- или четырнадцатилетнему Владимиру пришлось спасаться бегством в Скандинавию.Варяжское гостевание Владимира скрыто непроницаемой завесой. Однако дальнейшее заставляет думать, что именно там Владимир прошел некую зловещую инициацию, давшую знать о себе сразу после его возвращения.
Началось переформатирование страны в запредельно жестком режиме. Леденящая расправа над семьей княжны Рогнеды в Полоцке. Поход на Киев и убийство брата Ярополка. Устройство пантеона, половина богов в котором не имела никакого отношения ни к славянским, ни к варяжским культам. Разрушение христианских церквей, обломки которых были заложены в фундамент языческого капища… Все это эпизоды биографии подростка. Во всех действиях Владимира нет ничего стихийного, что шло бы от пылкости натуры. Налицо холодный и откровенно бесчеловечный план. В чем же он состоял?
Ключом к разгадке может стать киевский пантеон 980 года. Историки-позитивисты честно признают, что не понимают, откуда он взялся, и не совсем честно делают вывод, что это выдумка летописца. Из всех шести богов, только дружинный бог грома Перун известен по другим источникам, но его почитание никогда не имело такого размаха, который придал ему Владимир. Почему туда не вошли любимые божества славян Святовит, Сварог или Род, но зато повыскакивали иранские Хорс и Симаргл? Вряд ли это способствовало объединению славянских племен, о котором толкуют те специалисты, которые склонны доверять летописному сообщению.
Логику в структуре пантеона отыскать можно, но для этого необходимо отказаться от стереотипа, будто Владимир стремился «удовлетворить религиозные потребности масс». Он все-таки был не университетски образованным гуманитарием, а носителем архаичного мышления.
Для архаического мышления нет нужды заручаться чьей-то поддержкой — даже высших существ. В детском мультфильме «Князь Владимир», который пользовался равным успехом в России и Украине, главный злодеем выступает жрец Кривжа. Этот персонаж, если угодно, искомая величина в уравнении, к которому сводятся события, предварявшие Крещение Руси. Только в истории Владимиру не строили препон никакие мрачные волхвы, ибо главой их выступал он сам…
«Выше князей — закон», — поучает Кривжу его наставник-волхв. Но за-кон в дохристианском правовом пространстве X века котировался гораздо ниже «кона». Коном (или поконом) называли само собой разумеющийся порядок поведения: чти предков, береги землю, люби семью, уважай родичей. Это то, ради чего существовало общество. Законом же оговаривались преступления, выходящие за рамки кона. Его границы и определял князь — «кон-язь», что переводится «кон есть я». У славян, в отличие от кельтов или финно-угров, не было отдельной жреческой власти. В лице князя священнические функции сочетались с судейскими и воинскими. Волхвов привлекали лишь для гаданий, целительства и тому подобного. Основные же ритуалы совершал князь, определявший, на кого из богов когда опереться. Пользуясь властью верховного жреца, Владимир провел печально знаменитую реформу язычества.
Князь, как верховный жрец, не столько священник в современном понимании, сколько заклинатель, шаман. Он ищет не поддержки, а повелевания. Владимир, являясь в глазах подданных высшим олицетворением миропорядка, рассматривал богов, включенных в пантеон, как «инструменты» для управления территориями, раскиданными на пространстве от Балтики до Каспия. Наследник Святослава хотел контролировать не только торговый путь «из варяг в греки» по Днепру и Волхову, но оседлать транспортный коридор «Восток-Запад», соединявший Европу через Хорезм с Ираном, Индией и Китаем.
СУМЕРКИ ЯЗЫЧЕСТВА В X ВЕКЕ… И ВОЗРОЖДЕНИЕ В КОНЦЕ XX-го?
Создание пантеона было феерической оккультной акцией. Пожалуй, самой безобидной из тех, которые устраивал Владимир в 980−985 годах. Куда страшнее людские жертвоприношения. Религия, от которой Владимир нашел в итоге силы отказаться, пронимала до костей даже по тем временам. Обычаи, к коим Святослав прибегал в экстренных случаях (например, массовые жертвы пленных при защите Доростола), Владимир возвел в систему.15 лет назад, еще до распада СССР, археологами И.П. Русановой и Б.А. Тимощуком были завершены раскопки языческих культовых центров на реке Збруч в Прикарпатье, куда, по некоторым данным, бежали киевские жрецы после 989 года. Ученые были поражены, обнаружив там настоящие хранилища расчлененных человеческих останков, принадлежавших людям всех возрастов. Особенно шокировал факт, что жрецы приносили в жертву богам новорожденных младенцев.
Открытия Русановой-Тимощука положили конец десятилетиями взращивавшемуся в советской академсреде мифу о славянском язычестве. Создавался он довольно давно. В середине же 1960-х активность ведущего специалиста по архаической культуре Бориса Рыбакова достигла апогея. В язычество записывались все малопонятные товарищу Суслову и его коллегам-идеологам формы средневекового христианство. Пропаганда язычества стала фактически заказом Политбюро ЦК КПСС. Властям было выгодно утвердить представление о том, что традиционно исповедывавшие православие народы России не приобрели от этого нечто, а, напротив, потеряли. Возражать запрещалось. Возглавив Институт археологии СССР, академик Рыбаков стал непререкаемым диктатором.
Даже такой рафинированный интеллектуал, как кинорежиссер Андрей Тарковский, подпал под скромное обаяние монографий Бориса Рыбакова, где доказывалась позитивная роль паганизма сравнительно с «мракобесным» христианством. В фильме «Андрей Рублев» языческий праздник выглядит намного романтичней и привлекательней, чем «серые» церковные богослужения. Попытавшийся доказать нечто противоположное в своей картине о карпатороссах «Тени забытых предков», Сергей Параджанов вскоре отправился в места не столь отдаленные…
А в 1986 году (в рамках подготовки «атеистической встречи» 1000-летия крещения Руси) публике был представлен фильм «Русь изначальная», где язычество было представлено в качестве «традиционной религии» восточных славян. Византийские миссионеры и вообще христиане были представлены настоящими исчадиями ада, способными обмануть, украсть, отравить. Для того чтобы привлечь к просмотру как можно больше зрителей, в фильм даже включили несколько откровенных, по меркам советского кинематографа, сцен.
А после просмотра «Руси изначальной» наиболее любознательные граждане шли в библиотеку — читать книги академика Рыбакова. Эффект пропагандистской акции превзошел ожидания — к концу 80-х в СССР было уже несколько тысяч язычников. В 1990-х процесс и дальше шел по нарастающей.
Объявляя язычество «этнической» религией славян, его сторонники фактически отрицают дальнейшее развитие собственных этносов, отождествивших свою культуру с христианством и создавших многообразие его этнических форм. При этом лидером «неопаганизма» на постсоветском пространстве стала не Россия, а, как это ни удивительно, Украина. Если в России, несмотря на все старания определенной прослойки неоязычников (в основном, националистического толка), «родноверию» так и не удалось затесаться в ряды истеблишмента, то в Украине, где без этничности иссякает сама идея государственности, РУН-вiре повезло несравненно больше. Там преподаватели вузов с недетским пафосом рассуждают о том, что «Родной Верой украинцев является их этническая религия, которую в науке принято называть язычеством». Такого мнения придерживается, например, Галина Лозко, професор Киевского национального университета культуры и искусств.
Совсем удручающая картина вырисовывается, если вспомнить скандал с бывшим губернатором Ровенской области Василием Червонием. Конфессионально сей государственный муж принадлежал к филиалу языческой РУН-веры «Великий огонь». Приемную В. Червония украшала таблица иерархии языческих богов «от Божича до Купалы». При этом губернатор являлся непосредственным организатором захватов православных храмов для передачи их в распоряжение самопровозглашенному «киевскому патриархату».
ВЛАДИМИР ДО КРЕЩЕНИЯ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНТИХРИСТ?
…Сам ли Владимир изобрел киевский пантеон? Кто провел отрока-князя по сужающейся лестнице в ад, после чего Владимиру, казалось, никогда не выбраться к свету? Конкретных имен, мы никогда уже не узнаем: эти люди канули в лету вместе с проектом, который вынашивали. На севере Европы находились главные святилища норманнов. Их стражи четко сознавали, что страх и ненависть возбуждать гораздо легче, чем милосердие и любовь. Общая направленность «идеологии» читается легко. Итак: мир должен принадлежать тем, кто во имя власти готов перешагнуть через все табу; ромеи — враги; христианство — опиум, с помощью которого Константинополь ослабляет дух соседних народов; боги — могущественны, но умилостивить их можно только кровавыми жертвоприношениями; и они связаны не столько с племенем, сколько с пространством, над которыми дают власть.Владимир образца 983 года (когда начались регулярные жертвы) был готовым кандидатом на роль Антихриста, появление которого с тревогой ожидали в Европе в 1000 году, а Восточный Рим (Византия) в 992-м, т. е. 6500-м от Сотворения Мира.
На рубеже «преполовения седьмой тысячи» лет Русь, как и опасались греческие патриархи (к примеру, Фотий), мутировала в страну «Роша, Мосоха и Тобола» библейских пророчеств. Оттуда, из «империи зла», пребывающей на севере, должны хлынуть бессчетные полчища Гога и Магога, размалывая все на пути.
(Окончание следует)
http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=5255