Русская линия
Православие на Дальнем ВостокеИеромонах Никанор (Лепешев)14.08.2007 

Деятельность апостола Дальнего Востока святителя Иннокентия (Вениаминова) в сфере образования
Доклад на научно-практической конференции «Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка» (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)

Для людей, знакомых с историей освоения российского Дальнего Востока, не является секретом, что Русская Православная Церковь сыграла огромную роль в закреплении этих земель за нашим государством. Духовенство, проповедники Евангелия всегда шли в авангарде первопроходцев. Характерно, что кроме миссионерства религиозного, православное духовенство занималось также и миссионерством культурным, обучая местное население медицине и ведению сельского хозяйства, делясь с ним всеми достижениями светской учености. Оно стремилось образовать свою паству не только духовно, но и душевно, интеллектуально. Именно священнослужители первыми принесли в этот край лучшие достижения русской и европейской науки и культуры.

Так, если говорить о сфере образования, первыми учебными заведениями Дальнего Востока стали инородческие школы, которые начали открываться на Камчатке с 1742 г., благодаря трудам архимандрита Иоасафа (Хотунцевского). А в 1816 г. в Петропавловском порту было создано двухгодичное духовное училище.

Невозможно представить себе историю развития просвещения и образования на Дальнем Востоке без имени первого архиерея этих земель — святого равноапостольного Иннокентия (Вениаминова), в последствии — митрополита Московского. Территория епархии, которую он окормлял, включала в себя Аляску и Алеутские острова, Камчатку, Сахалин, Чукотку, Якутию, Приамурье и Приморье. Он был добрым пастырем для своих духовных чад, чутким и ревностным проповедником слова Божия для непросвещенных народов, мудрым наставником и педагогом для новопросвещенных и их детей. Он явился создателем письменности для аборигенов российских окраин и переводчиком для них текстов Священного Писания, катехизиса и молитв. Он был сподвижником таких великих государственных мужей, как граф Н.Н. Муравьев-Амурский и адмирал Г. И. Невельской. Его научные наблюдения и исследования в области этнографии и естествознания по сей день представляют большую ценность.

Начиная свои труды на Алеутских островах в 20-х годах XIX, будущий святитель Иннокентий в первую очередь озаботился открытием воскресных и церковно-приходских школ для местных жителей. И впоследствии на всех местах своего служения он создавал школы, составлял учебники, сам организовывал учебно-воспитательный процесс и лично занимался преподаванием церковных и светских дисциплин, а также ремесел.

В 1840 году святым Иннокентием было открыто духовное училище, расположенное в Ново-Архангельске, на острове Ситха, у берегов Аляски. Обучались в нем по преимуществу креолы и туземцы. Вскоре Ново-Архангельское духовное училище было преобразовано в семинарию — первое учебное заведение такого уровня на восточных окраинах Российской Империи.

С 1850 года святитель Иннокентий все свое основное время проводил в Восточной Сибири, избрав местом жительства Якутск. Туда в сентябре 1958 года им была переведена с Аляски и духовная семинария. Здесь святитель также продолжил труды по переложению Священного Писания и богослужения на языки местных народов Якутии и Камчатки. По свидетельству современников, все выпускники организованной им семинарии прекрасно владели якутским и тунгусским наречиями. В Якутской семинарии готовились священнослужители также из числа коренных национальностей. Не все они избирали затем стезю священнослужителя. Например, в семинарии получили образование многие известные якутские интеллигенты.

В 1859 г. святитель Иннокентий переносит архиерейскую кафедру на берега Амура, в Благовещенск, ставший центром обширных земель, возвращенных России Китаем по Айгунскому договору 1858 года. В 1862 году святитель благословил открытие в Благовещенске духовного училища.

Став в 1868 году митрополитом Московским, святитель Иннокентий не оставил попечения о духовных школах Приамурья. Его заботами в Благовещенске была устроена духовная семинария. Это произошло в 1871 году, при его преемнике по Приамурской кафедре епископе Вениамине (Благонравове).

Плодом трудов святителя Иннокентия явилось то, что в XIX — начале XX века, православные образовательные учреждения стали основным источником формирования интеллигенции на Дальнем Востоке. К 1914 г. в дальневосточном регионе около 80% учителей общеобразовательных школ различных ведомств являлись выпускниками духовных учебных заведений. Все это говорит об очень высоком уровне преподавания в дальневосточных духовных семинариях и училищах.

К слову, святитель Иннокентий был убежденным сторонником женского образования. Ему принадлежит целый ряд концептуальных идей в этой сфере. Благодаря святителю по всему российскому Дальнему Востоку открывались училища для девушек.

Такую «ставку на образование» у святого Иннокентия переняли и его ученики, продолжатели его служения. Например, приамурские миссионеры священники Михаил и Прокопий Протодиаконовы содействовали открытию в стойбищах аборигенов не только церквей, но и школ сельскохозяйственно-ремесленного типа, интернатов для одаренных детей и церковно-приходских школ. Обучение аборигенов велось на их родном языке. Для православной миссии школа стала заботой первой важности, ибо, по словам святителя Иннокентия, «школа есть преддверие церкви».

Необходимо сказать и о письменном вкладе святого Иннокентия в педагогическую науку. Будучи педагогом от Бога, святитель сформулировал основные принципы воспитания и образования в своих работах «Записка о детском воспитании», «Духовенство и народное образование», «Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества». Эти его труды стали основополагающими в образовательной политике Российской Церкви не только на Дальнем Востоке, но и по всей стране. Данные работы святителя Иннокентия сохраняют актуальность по сей день.

В своей переписке с обер-прокурором Толстым святитель Иннокентий высказал массу ценных идей о духовном образовании в Российской Православной Церкви. Ему принадлежит разработка целого ряда значимых концепций реформирования духовных ученых заведений.

Можно выделить ряд основных педагогических принципов святителя Иннокентия. Так, он был против обучения воспитанников путем зубрежки, разумно предполагая, что результаты таковых методов будут обратны ожидаемым. Вместо этого, он хотел, чтобы преподаватели говорили с ними просто и по-домашнему, а атмосфера на уроках была семейная и доверительная. Святитель всегда старался сделать учебу живой и интересной. В частности, он сам не раз ходил со своими учениками в пешие походы, во время которых в занимательной форме передавал своим воспитанникам знания.

Крайне важным святитель Иннокентий считал, чтобы интеллектуальное образование детей сочеталось с их духовным воспитанием. Воспитанники должны иметь не только богатую эрудицию, но и сердце, горящее любовью к Богу и людям. За годы обучения каждый из них должен приобрести не только определенный набор умственных знаний, но и живой духовный опыт. «Чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца», пишет святитель Иннокентий, поэтому учеба должна помогать юношеству в стяжании глубокой сердечной веры. По словам святителя, «только тот, кто избыточествует верою и любовию, может иметь уста и премудрость…».

Святитель Иннокентий не обходил вниманием трудовое воспитание и физическое развитие своих воспитанников. Он считал, что юные ученики для их полного становления непременно должны получать не только умственную, но и телесную нагрузку, приобретая при этом важные трудовые навыки. В качестве средства достижения этих целей святитель предлагал регулярное занятие плотничеством и другими видами ремесел, требующими значительных физических усилий и способствующими гармоничному развитию разных групп мышц. Живя на Алеутских островах, святитель часто вместе со своими и местными детьми играл в мяч.

Святитель Иннокентий писал также, что все учебные труды будут иметь успех в том случае, «если только учащие и учащиеся будут начинать с благословения Божия». Эти принципы он вполне воплотил в жизнь в основанных им учебных заведениях. И его опыт и наследие могут и должны быть востребованы нами сегодня, в период поисков новых ориентиров в сфере российского образования.

Об авторе: иеромонах Никанор (Лепешев), секретарь Ученого совета Хабаровской духовной семинарии

http://pravostok.ru/ru/journal/society/?id=403


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика