Русская линия
Правая.Ru Денис Ступников14.08.2007 

Профессиональная нищета

Ныне «профессональные» попрошайки делятся на три категории. «Святые» — те, кто вопреки церковному запрету 2000 года появляются в общественных местах с ящичком для пожертвований и в наряде священника или монаха. «Мадонны» — ушлые женщины с младенцами, одолженными, как правило, у «левых» неблагополучных матерей. И «калеки»

Узок путь, ведущий православного христианина ко спасению. Это молитва, пост и милостыня. Если первые два регламентируются апостольскими правилами, постановлениями Соборов, прозрениями Святых Отцов и советами духовных наставников, то с подаяниями всё больше и больше непонятного. В Библии заповедано уделять десятую часть всех доходов на церковные нужды. Но мало кто сегодня может похвастаться строгим исполнением этого закона. И дело даже не столько в скаредности, сколько в размытости самого понятия «нищий».

В старину всё было довольно прозрачно. Существовали странники, которые точно нуждались. Те, кто им не подавал, чувствовали себя, по крайней мере, неловко. Известен эпизод из жития святого Димитрия Ростовского, наказанного некоторыми скорбями и гонениями за невнимательное отношение к проходившим мимо просителям. На это святителю указал Ангел Божий. Сегодня же нам, грешным, приходится руководствоваться совсем уж умозрительными критериями, вроде обходительности нищего, относительной опрятности его внешнего вида и отсутствием следов алкоголических бдений на лице. Но и тут как легко просчитаться!

Ныне «профессональные» попрошайки делятся на три категории. «Святые» — те, кто вопреки церковному запрету 2000 года появляются в общественных местах с ящичком для пожертвований и в наряде священника или монаха. «Мадонны» — ушлые женщины с младенцами, одолженными, как правило, у «левых» неблагополучных матерей. И «калеки» — люди, либо симулирующие какие-то физические недостатки, либо утратившие работоспособность при очень неблаговидных обстоятельствах, так и не способствовавших вразумлению этих людей. Где же найти выход?

Всё просто. Нужно не стесняться испытывать просителей, задавать им наводящие вопросы, ставить перед какими-то неожиданными фактами, не бояться высказывать свои сомнения относительно их статуса. Всеми силами стараться заменить денежные пожертвования на вещи и продукты.

Не так давно мы с другом Павлом были в Троице-Сергиевой Лавре. К нам подошла женщина в джинсовой куртке и настоятельно попросила 10 рублей на поездку к сыну. Друг посоветовал ей посетить бесплатную столовую. Женщина начала заметно нервничать и «путаться в показаниях». Теперь ей требовались деньги для того, чтобы перекусить прямо здесь и сейчас.

«Только не надо давить на психику», — отрезал друг и предложил ей купить хлеба. Просительница была заметно разочарована, но, чтобы не терять лицо, ей пришлось согласиться. По дороге она слёзно просила заменить хлеб на пирожок. Ещё бы! Выпечку можно по-быстрому съесть и продолжить свою работу. С буханкой всё не так-то просто. Чтобы хлеб не мешал зарабатыванию денег, его следовало либо куда-то припрятать, либо вообще выбросить в мусор (вариант, что женщина действительно голодает, почему-то отметался сразу). Тем не менее, друг остался непреклонен.

Идеальный вариант: найти приход, где монахи, по благословению местного настоятеля, собирают деньги на восстановление своей обители. Так, в бибиревском храме Сергия Радонежского с марта по июнь подвизались сёстры восстанавливаемого Елецкого Знаменского монастыря на Каменной горе. Они торговали литературой о своей обители и принимали пожертвования на сорокоусты и чтения Псалтыри. Каждый контакт с ними приносил душе заметное облегчение. А, когда они уехали, сразу стало как-то пусто и сиротливо. Прискорбно, но такой очевидный повод дать милостыню встретишь теперь далеко не везде…

http://www.pravaya.ru/column/13 181


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика