Фома | Николай Досталь | 14.08.2007 |
Встреча с «Колымскими рассказами» Варлама Шаламова оказалась шоком. Ничего человеческого в описываемом не было. Действие «рассказов» происходило в не-жизни. Не верилось, что такое могло быть в моей стране. Не верилось, что там можно было выжить просто физически, не говоря уже о более высоких материях… Попытку, и весьма удачную, рассказать языком кино о том, что пережил Шаламов, предпринял Николай Досталь, сняв телефильм «Завещание Ленина», в основу которого легли произведения и биография Варлама Шаламова. Сегодня режиссер — гость нашего журнала.
СПРАВКА: Николай Николаевич Досталь родился в 1946 году. В 1971 году окончил факультет журналистики МГУ, в 1973 году — Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где учился в мастерской Георгия Данелия. Режиссер кино- и телефильмов «Человек с аккордеоном» (1985); «Шура и Просвирняк» (1987); «Облако-рай» (1990); «Маленький гигант большого секса» (1992); «Мелкий бес» (1994); «Штрафбат» (2004); «Коля — перекати поле» (2005); «Завещание Ленина» (2007).
Смотри также комментарий Владимира Капустина, сыгравшего в фильме «Завещание Ленина» роль молодого Варлаама Шаламова, «Побежденный, который победил»
Круги ада
— Ваш фильм был снят после телефильма Глеба Панфилова «В круге первом». Главные герои этих картин прошли через лагерный опыт. Но Шаламов, выйдя на свободу, в какой-то степени продолжал жить тюрьмой. Прототип главного героя в «Круге первом», освободившись, свободу и обрел. Вокруг него были люди, он не остался в безвоздушном пространстве… Почему так по-разному сложилась дальнейшая жизнь героев?— Думаю, сказалось различие лагерного опыта. Солженицын действительно прошел «первый круг» — в «шарашке» и, может быть, второй или третий — в Казахстане. Колыма — последний круг ада. Сам Шаламов назвал колымский лагерь «Освенцимом без печей». В Освенциме — сжигали, здесь — вымораживали. Шаламов провел в лагерях почти двадцать лет. Впервые его арестовали в 1929 году, и он прошел мясорубку конца тридцатых…
Вообще, путь Шаламова — это путь одиночки. По возвращении в Москву в 1953 году он отринул свою семью, которая предлагала все забыть, жить для себя. А Шаламов был уверен: пока не назовет «поименно» всех подлецов, пока не напишет о пережитом — не имеет права на «обычную жизнь».
Солженицын считал лагерный опыт в какой-то степени положительным, даже позитивным. А Шаламов был убежден: опыт этот — сугубо отрицательный, человек даже не должен знать его. И уж если ты видел и выжил — обязан рассказать об этом остальным. У него была своя цель, своя миссия. Варлам Шаламов шел к ней, невзирая ни на что: ни на личную жизнь, ни на собственное благополучие. Он был сконцентрированной на творчестве личностью, всегда ощущал себя писателем. И уже в лагере в конце 40-х начал писать стихи.
— Когда люди разделяют общую беду — это их связывает. Почему, на Ваш взгляд, между Шаламовым и Солженицыным были непростые отношения?
— Да, взаимоотношения у них были сложные, Александр Исаевич предлагал Шаламову сотрудничество по «Архипелагу ГУЛАГ», но Варлам Тихонович воздержался. Когда Шаламов написал письмо в «Литературную газету», где отрекся от своих произведений, напечатанных на Западе, Солженицын осудил его, и Александра Исаевича можно понять: этот отказ выглядел как отступничество, как капитуляция перед властью. Но и у Шаламова есть оправдание: он пошел на этот шаг, чтобы иметь возможность печататься в СССР. А ведь для литератора это важно — быть изданным на Родине.
Но, в конце концов, отношения писателей — их личное дело. Я считаю, что и Солженицына надо читать, и Шаламова надо читать. Их произведения — исторический срез эпохи, нашего XX советского века.
— А что касается литературного наследия Шаламова…
— Шаламов — великий русский писатель, который состоялся бы и без лагеря. Об этом можно судить по языку его переписки, эссе, поэзии. Не зря же, когда двенадцатилетний Шаламов учился в гимназии, учительница произнесла: «Шаламов, вами будет гордиться Россия». Ее слова оказались пророческими: они сбываются, и, я надеюсь, сбудутся окончательно. Может быть, наш фильм будет способствовать этому. Пока же всем знакомы лишь «Колымские рассказы», а остальную прозу, и тем более — поэзию его мало кто знает.
Самые стойкие — «религиозники»
— Вы как-то сказали, что фильм «Завещание Ленина» — о «сверхчеловеке». В чем заключается это «сверх»?
— Вы выделили, подчеркнули в фильме это высказывание о стойкости «религиозников». Почему?
— Потому что я не могу с ним не согласиться. Вера дает стержень. Шаламов не считал себя глубоко верующим человеком. Но у него и отец, и дед, и прадед — все были священниками. То, что говорилось выше про «религиозников», передалось ему на генетическом уровне. Может быть, происхождение и было тем фундаментом, который помог ему выстоять, остаться человеком.
Когда Шаламова спросили, как жить, он ответил: «Есть десять заповедей, больше ничего и не надо». Но у него была еще одна — одиннадцатая: «не учи». Он старался не быть «учителем», сторонился этого: считал, что у каждого может быть своя правда и не надо навязывать ее другому.
— Кто-то сказал, что, пройдя тяжелые испытания, люди становятся либо глубоко верующими, либо атеистами. Мне кажется, что Шаламов не попадает ни в одну из этих категорий…
— Судя по произведениям, Шаламов был глубоко верующим человеком, хотя таковым себя и не считал. Но перед верующими — преклонялся. Он просто не афишировал этих глубинных проявлений своей души. Когда Варлам Тихонович вернулся из лагерей, Пастернак говорил ему: «Только не мстите». А он считал, что должен отомстить. И делал это. Даже осознавая, что месть и вера — несовместимы. Думаю, потому он и считал внутренне, что не вполне имеет право называть себя истинно верующим. Ведь он не простил своих истязателей. И не «отогрелся», как советовал ему Пастернак, а остался верным своим погибшим колымчанам, своему долгу рассказать о пережитом.
— Но тогда получается, что, при всей своей стойкости, Шаламов на свободу так и не вышел. Так победитель он или побежденный?
— Да, в какой-то степени он не вышел из тюрьмы, умер в психушке, слепой и глухой. Но своим умом, совестью, внутренней стойкостью он все-таки оставался свободным человеком, порой гораздо свободнее других. Несмотря на весь трагизм последних лет жизни, он продолжал сочинять: нашептывал стихи. И я считаю, что Варлам Шаламов победил. Его жизненная оболочка, конечно, была изуродована тюрьмой, и чисто физически его тело не выдержало битвы с системой. Но дух его остался жив. Мы сейчас о нем говорим, пишем — в этом, а ни в какой не реабилитации, его победа. Первый раз его реабилитировали в 1956 году, а по делу 1929 года — в 2000-м. А разве ему это было нужно?!
По «завещанию Ленина»
— Образ отца Шаламова — либерального священника — не очень характерен для нашего кинематографа…— Как Вы относитесь к поступкам отца Тихона, которые мы видели на экране: его педагогические приемы по воспитанию сына, разрубание золотого креста?
— Отец Тихон — последовательный и очень верующий человек. И когда он рубит крест для того, чтобы не умереть с голоду, это можно объяснить. «Разве в этом Бог?» — говорит он. Веры отец Тихон не предал, не отрекся от нее, несмотря на все происходящее. А это, возможно, принесло бы ему гораздо больше благ, чем история с золотым крестом. Ведь новая власть порой была лояльна к тем, кто отказывался от своих убеждений, от веры.
А что касается его «педагогических приемов» (обливание Варлама ледяной водой и прочее) — он же был охотник, рыболов, он служил на Севере, на Аляске… Видимо, он хотел, чтобы Варлам был таким же выносливым и сильным. Возможно, это закаливание сыграло свою роль в физическом выживании Шаламова на Колыме…
У Варлама были непростые отношения с отцом. Именно поэтому в последней серии фильма мы показали, как Шаламов пришел просить прощения. Ведь, несмотря на частое отсутствие взаимопонимания с отцом, свет из детства оставался внутри Шаламова до конца его дней.
— В фильме прозвучала мысль, что в приближении смерти Шаламова виноват не только социалистический режим, но и «демократические силы», которые напечатали его «Колымские рассказы», заранее зная, чем это грозит автору в СССР…
— Шаламов иронично называл прогрессивное человечество «ПЧ». И вообще к диссидентам относился с подозрением, сторонился их. По лагерной своей жизни Шаламов знал, что такое стукачество. И чувствовал: среди диссидентов есть стукачи, подсадные утки. По большому счету, ему вообще не нужна была политика, «общественная деятельность», так же, как и литературные премии, награды. Варлам Шаламов хотел лишь одного — писать, быть изданным на Родине. Но, к сожалению, при жизни писателя вышли только несколько поэтических сборников. Прозы же писатель так и не увидел.
— Когда смотришь фильм «В круге первом», герою — сопереживаешь: там обстановка тяжелая, но соизмеримая с человеческим восприятием. Когда смотришь лагерные сцены «Завещания Ленина» — на сопереживание не остается сил: слишком противоестественно все, что окружает героя. Фильм давит этой нечеловеческой реальностью, не вмещаемой обычными нашими эмоциями. Может быть, его вообще не нужно было снимать?
— Да, смотреть наш фильм непросто. Помните «Иди и смотри» Климова? Жестокий, жуткий, но правдивый фильм о войне. Нашу картину можно назвать «Сиди и смотри». Смотри — если ты хочешь знать правду о своем прошлом, а не плыть в потоке сегодняшней массовой культуры с ее «гламуром». Если она тебе по душе — переключи канал, чтобы реклама сливалась с фильмом, и ты не мог различить, где одно, где другое. А рядом с лентой о Шаламове реклама выглядит паскудством.
Конечно, такая картина — шок для современного человека. Так и должно быть. Может быть, так он немного поймет, что было с нашей страной. У кого нет прошлого, у того нет будущего.
Учит ли история?
— Вы думаете, что история чему-то учит?Человек должен знать, что было, когда жили его отцы, деды и прадеды. Я уж не говорю о покаянии или искуплении — нам до этого далеко. Осмысление должно произойти. В конце восьмидесятых мы стали что-то понимать в истории того времени. Но потом, в начале 90-х, началась эйфория по поводу настоящего, мы перестали изучать свое прошлое, нам хотелось быть на улицах, на митингах или смотреть прямые эфиры со Съезда Советов…
А затем по поводу нашего не столь далекого прошлого стали возникать новые мифы. Это печально. Невозможно видеть 9 мая, среди портретов героев войны — Жукова, Рокоссовского — портрет Ворошилова. Ну какой он герой?! А ведь на это смотрят наши дети!
Они должны знать, что Ворошилов, как и другие члены Политбюро, визировал расстрельные списки в 1937−38 годах. Что с его подачи было принято постановление о допустимости расстрела с двенадцати лет.
От кого идет подобная мифологизация — не знаю. Может, ее создатели думают, что объединяют страну, воспитывают патриотизм? Но патриотизм может быть основан на правде, а не на мифах… Фильм назван «Завещание Ленина» потому, что мы до сих пор живем по этому завещанию. Мы искажаем свою историю. Долгое время жили в мифологической «величайшей стране», сверхдержаве, которая рухнула в одночасье. Может быть, все-таки стоит обратиться к реальности?
— В фильме некоторые охранники — обычные, даже вызывающие симпатию люди — вдруг становятся убийцами. Как происходит это превращение?
— Страна, как говорили тогда, делилась надвое колючей проволокой. По одну сторону — зэки, по другую — те, кто их охранял. Часто эти люди менялись местами. От лагерной охраны, винтиков карательной машины, мало что зависело.
А как получается, что человек вдруг переступает какую-то важную черту… Здесь сказывается заложенное семьей, средой и так далее. Но все-таки у каждого есть выбор. По любую сторону колючей проволоки.
«Аввакум в Пустозерске»
— Как Вы думаете, а дальше стоит разрабатывать в кинематографе «лагерную тему»?— Но что подтолкнуло Вас обратиться к этой теме?
— Не знаю. Может быть, стихотворение Шаламова «Аввакум в Пустозерске"… Я начал интенсивно читать материалы об этом историческом периоде. И понял, что сегодня это может быть интересным. Это время конфликтов и столкновений — власть и общество, власть и религия… Оно не знало героев и антигероев. У каждого — своя правда: и у Никона, и у Аввакума.
— Вы не в первый раз обращаетесь к образу священнослужителя. В телефильме «Штрафбат» был совсем неканонический батюшка, взявший в руки оружие…
— И это — не выдумка: такие случаи, пусть и редкие, бывали во время Великой Отечественно войны… Герой берет в руки оружие, чтобы защитить свою страну. И солдаты стали слушать его проповедь. Потому что признали за своего. Но герой убежден, что «по канону святого Василия Великого человек — солдат, исполнивший свой долг на войне, к причастию не допускается три года. Грех, даже необходимый, должен быть очищен».
— А какой образ из священнослужителей ближе лично вам — неканонический батюшка из «Штрафбата», отец Тихон, протопоп Аввакум, патриарх Никон?
— Я считаю, что в каждом есть черты, перед которыми можно преклониться. И каждый из них — человек действительно верующий и отстаивающий свои убеждения. И конфликт Никона и Аввакума больше касался формы. Распрей относительно глубинной веры у них не было. Но вопрос этот сложный, я его сейчас изучаю, работая над сценарием. И пока подробно говорить о нем не готов.
— Как Вы думаете, можно ли в кино говорить о вере, что называется, «в лоб» (как это было в картине «Остров»), а не опосредованно, через метафоры, вроде бы не связанные с нею образы?
— Конечно, можно. По крайней мере, таков наш замысел. Пока все на уровне сценария, который я пишу вместе с петербургским писателем Михаилом Кураевым. А что касается «Острова"… Я не отношу себя к рьяным поклонникам этой картины. Мне кажется, там все слишком просчитано, слишком «от ума». В этом фильме, по моему мнению, не хватает эмоциональной составляющей, души.
— Искусство, в данном случае — кино, способно как-то повлиять на человека?
— Влияет, но не кардинально. Кино может поставить диагноз, задать вопрос, чтобы зритель сам думал над ответом, искал его. А вылечить, мгновенно сделать зрителя другим — ему не под силу. По крайней мере, я сам иногда, когда вижу фильмы, очень меня трогающие, чувствую, что они дают импульс для раздумий. Для меня одна из самых значимых отечественных картин — «Зеркало» Тарковского». Я смотрел этот фильм много раз. Там есть над чем подумать. Затем фильм «Андрей Рублев», тоже заставляющий размышлять. И прежде всего, — о себе и о своем отношении к миру, к вере, к окружающим… ¦
СПРАВКА: Варлам Тихонович Шаламов родился в 1 июля 1907 года в Вологде, в семье священника. В 1923 году, после окончания вологодской школы, приехал в Москву, работал дубильщиком на кожевенном. С 1926 по 1929 годы учился на факультете советского права МГУ.
19 февраля 1929 года Шаламов был арестован за участие в работе подпольной университетской типографии и осужден на три года лагерей. Отбывал наказание в Вишерском лагере (Северный Урал). В январе 1937 года. Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Он был осужден на 5 лет лагерей и провел этот срок на Колыме. 22 июня 1943 года его повторно осудили на 10 лет за антисоветскую агитацию.
В 1951 году Шаламов был освобожден из лагеря, но поначалу не мог вернуться в Москву. До 1953 года оставался на Колыме и работал фельдшером. Затем жил в Калининской области, в Подмосковье. Результатами пережитого стали распад семьи и подорванное здоровье. В 1956 году, после реабилитации, вернулся в Москву. Печатался в журналах «Юность», «Знамя», «Москва». Последние три года жизни тяжелобольной Шаламов провел в Доме инвалидов и престарелых Литфонда (в Тушине). Поэт скончался 17 января 1982 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
При жизни Шаламова на родине не было напечатано ни одного из его рассказов о сталинских лагерях (которые он писал на протяжении 1953−1972 годов). Из стихов была опубликована совсем небольшая часть. Им написаны повести «Четвертая Вологда» (1971), «Вишера» (1973), а также «Колымские рассказы», «Левый берег», «Очерки преступного мира» и другие циклы, вошедшие в «Колымскую эпопею» (1954−1973). Отдельным изданием «Колымские рассказы» изданы были в Лондоне в 1978 году.
Оксана ГОЛОВКО
http://www.foma.ru/articles/1170/