Столетие.Ru | Игорь Скворцов | 14.08.2007 |
Многие в аудитории понимали, что все действо устроено не ради спасения студентки, а для воспитания всех присутствующих.
Прошло много лет. Отношение к религии в нашей стране существенно изменилось. Процессов, аналогичных описанному выше, к счастью, уже не проводят. Но очевидно, что остатки бывшего государственного атеизма еще теплятся и порой проявляют себя. Упомянутое письмо академиков в качестве основного стержня имеет тот же атеизм. Однако в случае с осуждением студентки атеисты шли в атаку с открытым забралом. Другое дело теперь. Атеизм уже взывает о помощи, обращается за поддержкой к высшей властной инстанции. Публикация письма академиков содержит скрытое желание и надежду на поддержку общественности, которая фактом публикации приглашается к обсуждению затронутой проблемы. Воспользуемся этим приглашением.
Письмо подписано десятью академиками, среди которых два лауреата Нобелевской премии. Почему десятью, а не одним или двумя? Очевидно, что для придания большего веса. А почему не тридцатью? Можно предполагать, что далеко не все изъявили желание солидаризироваться с духом письма. И не следует думать, что изучение тайн природы может односторонне повлиять на мировоззрение человека. Среди выдающихся ученых немало верующих людей. Известен своим положительным отношением к религии великий русский физиолог, лауреат Нобелевской премии И. Павлов. Недавно по каналу «Культура» прошла серия передач «Секретные физики». Одна из них была посвящена деятельности Нобелевского лауреата А. Сахарова. Выдающийся физик постепенно пришел к убеждению в существовании Бога, как он сам считал, в результате своей плодотворной профессиональной деятельности. Академик Н. Бехтерева, много сил отдавшая изучению головного мозга человека, пришла к выводу о том, что эволюция не могла создать орган с таким интеллектуальным могуществом и с запасом прочности на тысячелетия вперед.
Хочется еще упомянуть, что глубоко верующим человеком является исключительно широко образованный человек, известный политолог, член Государственной думы, профессор Н.А. Нарочницкая.
В начале письма напоминается, что согласно Конституции России государство наше является светским. Все правильно, это всем понятно. Но вот упускается при этом из вида, что страна уже более тысячи лет и по сегодняшний день является православной. За тысячелетие Православие вошло в культуру, обычаи, традиции, в душу народа.
Сейчас естественная и своевременная идея ввести в школьную программу курс «Основы православной культуры» взволновала атеистов. Они увидели в этом ни много ни мало — угрозу государственному устройству. Авторы письма напоминают, что наше государство многонационально и многоконфессионально. Введение такого курса явит собой, как считают авторы письма, акт презрительного (именно это слово употреблено в письме) отношения к другим конфессиям и напоминает православный шовинизм. Кажется, что такая точка зрения является слишком смелой. Наверное, уважаемые академики неправы. В наших школах в обязательном порядке изучают русский язык, причем в объеме, превышающем необходимый для межнационального общения. То же можно отнести к подробному изучению русской литературы и русской истории. Но что-то не приходилось слышать, чтобы кто-либо из представителей нерусских этносов обижался на это.
Понятно, что в стране, где русские являются государствообразующей нацией, школьные предметы, связанные с русской историей и культурой, являются совершенно естественными. От знания культуры страны, где родились и живут люди разных национальностей, выигрывают все. Это закономерно ведет к консолидации страны. А к развалу как раз привело бы разделение образования по национальным и конфессиональным критериям.
Кстати, в нашей стране никогда не ущемлялось право использования иных языков среди представителей других национальностей, проявлялось уважение к культуре и религии других народностей.
В письме затрагиваются вопросы эволюции и, в частности, происхождения человека. Наверное, в эволюционной теории Дарвина есть все же трудные места. Согласно ей, в ходе естественного отбора в последующих поколениях закрепляются только те появляющиеся новые свойства, которые помогают виду выжить в условиях борьбы за существование. В связи с этим интересно задуматься о том, может ли эволюционная теория объяснить появление у человека… совести, способности оценивать многие стороны внешнего мира (прекрасные, например), и потребность любоваться ими. На пути эволюционного развития и в борьбе за существование эти духовные качества должны были бы только вредить их носителям и никак не могли являться факторами, способствующими выживанию индивидов с подобными особенностями. Жесткий естественный отбор должен был бы изъять их из цепи. Однако чувство прекрасного непостижимым образом сохраняется и развивается в человеке. Неясно, как высшие духовные качества могли сохраниться в процессе эволюции человека как вида Homo Sapiens.
Вот такие мысли навевает чтение письма уважаемых десяти академиков.
Игорь Скворцов, профессор, доктор химических наук,
по материалам Живого Журнала